20 апреля
2024 года
поделиться
Категория: Религия

История пророка Мусы عليه السلام (Моисея)

В назначенный день после восхода солнца колдуны, взяв множество посохов и верёвок, собрались в назначенном месте и созвали народ. Муса عليه السلام пришёл с Харуном عليه السلام, взяв с собой посох. К этому времени уже собралось множество людей, которые пришли посмотреть на происходящее. Самые сильные колдуны Фир’авна околдовали собравшихся так, чтобы посохи и верёвки казались им извивающимися змеями, которые, играючи, то порывались друг на друга и свивались в кубок, то расползались.

 Увидев это, Муса عليه السلام забеспокоился, но Всевышний ниспослал ему откровение: «Не бойся, ты осилишь их колдовство», – и приказал бросить посох наземь. Муса عليه السلام выполнил приказ, и посох в тот же миг превратился в семиглавого дракона, который проглотил по одному посохи и верёвки, как змеи глотают лягушек.

 

Фир’авн и его люди, поднявшись на возвышенное место, наблюдали, что же будет дальше. Тем временем дракон, покончив со «змеями», направился в их сторону. Колдовство разоблачилось, истина восторжествовала, и все семьдесят колдунов признали и уверовали, что Муса عليه السلام является истинным посланником, и засвидетельствовали, что нет бога, кроме Единого Аллаха.

 

Все они поклонились Всевышнему и c чистым намерением искренне раскаялись. Фир’авн разгневался на чародеев за то, что те без его ведома уверовали в Мусу عليه السلام. Он отрубил несчастным руки и ноги и распял всех на финиковых пальмах. Колдуны, которые утром ещё были неверующими, вечером погибли смертью мучеников. Фир’авн, расстроенный тем, что все его старания оказались напрасными, вернулся домой.

 

Муса عليه السلام же, унизив Фир’авна, вернулся в лагерь потомков израилевых. После того как колдуны отвернулись от Фир’авна, он потерял веру в людей. Царь возобновил насилие над бану Исраиль, заставляя их бесплатно работать и предоставив коптам полную волю угнетать израилитов. Когда терпеть всё это стало выше всяких сил, народ Израиля стал жаловаться Мусе عليه السلام.

 

Всевышний, который ведает тайное, наказал Мусе и Харуну عليه السلام оставить поселения коптов и жить в Египте отдельно со своим народом. Фир’авн убедился в том, что спорить с Мусой عليه السلام бесполезно, и задумал встретиться с его Богом. Он посоветовался с Хаманом и решил построить высокую башню. Фир’авн собрал пятьдесят тысяч мастеров и необходимое количество простых рабочих для возведения башни такой высоты, какой ещё никто не строил.

 

На её сооружение у них ушло семь лет. Мусе عليه السلام было тягостно видеть, каким несметным богатством и силой одарён безжалостный и заблудший Фир’авн. В утешение пророку Мусе عليه السلام Всевышний ниспослал вахью (откровение), в котором сообщалось, что Ему ничего не стоит стереть башню с лица земли.

 

Ангел Джабра’иль عليه السلام одним взмахом своего крыла расколол башню на три части. Одна часть упала в море, вторая оказалась в Индии, третья – на Западе. В другом предании говорится, что одним взмахом крыла Джабра’иль عليه السلام обрушил эту башню на войско Фир’авна, и никто из людей, участвовавших в возведении башни, не остался в живых.

 

Фир’авн, изумлённый могуществом Создателя, осознал, что колдовство и хитрость против Него не действуют. Подумав, что лучше вести борьбу с видимым врагом, он подготовился к выступлению против Мусы عليه السلام. И на этот раз Всевышний явил Фир’авну много разных знамений, чтобы тот прозрел.

 

Он ниспослал на его народ тяжкие бедствия, чтобы правителю, занятому исполнением требований подданных, было не до войны с Мусой عليه السلام. Первые восемь дней шли проливные дожди, которые уничтожили посевы, затопили дома, погубили детей и взрослых. Люди обратились к Фир’авну с жалобами, и Фир’авн решил не обращать внимания на Мусу عليه السلام, так как боялся, что в него перестанут верить как в бога.

 

Он успокаивал их добрыми словами и отправлял обратно. Но был вынужден обратиться к Мусе عليه السلام, чтобы пророк попросил Всевышнего избавить его народ от беды. От ливневых потоков пострадали только копты, стихия не коснулась домов народа Израилева. У Мусы عليه السلام забрезжила надежда, что Фир’авн после увиденного придёт к вере, и он попросил Всевышнего помочь им. Аллах ﷻ внял мольбе Мусы عليه السلام, и египтяне избавились от бед.

 

Но, даже увидев это чудо, они, как и Фир’авн, не переставали день за днём противиться Мусе عليه السلام. Когда беда отступила, земля зазеленела, поля и сады стали подобны райским, они стали утверждать, что всё это – результат ливневых дождей, и продолжали упорствовать в своём заблуждении.

 

Всевышний Аллах разгневался и ниспослал на них другую беду – саранчу в невиданном количестве, которая уничтожила их посевы. Снова копты пожаловались Фир’авну. Он успокоил их, а сам, отбросив гордыню, без стыда и совести стал умолять Мусу عليه السلام о помощи.

 

Фир’авн на этот раз обещал Мусе عليه السلام признать его пророчество, уверовать во Всевышнего и отпустить потомство Израилево с их пророком, если он избавит коптов от саранчи. Обнадёженный Муса عليه السلام попросил Всевышнего. Спустя некоторое время подул холодный ветер, и саранча исчезла. И на этот раз Фир’авн после избавления от бедствия позабыл о своём обещании и не уверовал во Всевышнего.

 

Саранча нанесла ущерб и на этот раз только египтянам и не коснулась посевов племени, уверовавшего в Аллаха ﷻ. Хотя это чудо стало очевидным для всех, но заблудший народ не внял ему. Потом Всевышний наслал на неверных вшей, которые пожирали буквально всё: одежду, домашнюю утварь, даже людей, так что египтянам стало совсем невмоготу.

 

Снова они поспешили к Фир’авну просить о помощи. Фир’авн же, в свою очередь, отправился к Мусе عليه السلام и заключил с ним тот же договор. В очередной раз по просьбе Мусы عليه السلام они были спасены от беды, после чего царь позабыл о данном пророку обещании, словно его и не было. Наконец, Всевышний наслал на них 
лягушек, что было самым трудным испытанием для египтян.

 

Мерзкие создания, источающие отвратительный запах, попадали в пищу, залезали в котлы, забирались в постель и под одежду, что выводило людей из себя. Снова египтяне пожаловались заблудшему Фир’авну. Тот, успокоив, отправил их домой, сам же пошёл к Мусе عليه السلام за помощью.

 

Муса عليه السلام, который хотел лишь одного – привести его к вере в Аллаха ﷻ, взмолился Всевышнему о помощи и спас их и на этот раз. По воле Всевышнего пошли проливные дожди, и потоки унесли всех лягушек в море. Но Фир’авн и не думал держать своё слово, и это чудо не привело его к вере, наоборот, лишь усилило его противодействие.

 

Затем Всевышний ниспослал Мусе عليه السلام откровение, в котором было сказано, чтобы он ударил посохом о воды Нила. Пророк так и сделал, после чего вода в реке стала красной, превратившись в чистую кровь. Копты оказались в безвыходном положении. Если ктонибудь из детей Израилевых набирал воду в пригоршню с желанием напиться, кровь превращалась в чистую питьевую воду.

 

А если там же набирал воду кто-нибудь из последователей Фир’авна, то она снова превращалась в чистую кровь, и им приходилось её выливать. Так египтяне лишились возможности пользоваться водой Нила и стали умирать от жажды. Фир’авн дал слово, что он и весь его народ уверуют во Всевышнего, если они спасутся от этой беды мольбой Мусы عليه السلام.

 

Поверив его слову, Муса عليه السلام обратился к Всевышнему, и беда отступила. Кровавая вода Нила вновь стала чистой, но Фир’авн снова не сдержал слова. Убедившись в вероломстве египтян, пророк совсем потерял надежду на то, что они уверуют. Поскольку народ этот был богатым, Муса عليه السلام попросил Всевышнего наказать их, а его брат Харун сказал «Амин».

 

Всевышний ответил на их мольбу, и египтяне понесли большой ущерб; были среди них и такие, которые окаменели. Хотя они видели столько чудес от пророка Мусы عليه السلام, ничто не могло заставить этих заблудших уверовать в Аллаха ﷻ. Краткое сказание о том, как Фир’авн убил Машитат и Асият Согласно одному из преданий, казначеем Фир’авна был человек по имени Харкил, верующий в Аллаха ﷻ, но внешне выдающий себя за человека Фир’авна.

 

Во время расправы с колдунами, уверовавшими в Мусу عليه السلام, он объявил о своей вере, которую до тех пор держал в тайне. Он решился высказать истинное слово Фир’авну, боровшемуся с Мусой عليه السلام. Конечно, Фир’авну не понравилось то, что Харкил перед всем народом отказался служить ему, объявил себя верным Аллаху ﷻ и последователем Мусы عليه السلام, и царь казнил его вместе с колдунами.

 

Поскольку Харкил был из числа доверенных людей Фир’авна, его жена тоже работала в доме правителя. В её обязанности входило причёсывание его дочери, когда та сидела на золотом троне. Однажды, расчёсывая волосы дочери Фир’авна, Машитат нечаянно уронила расчёску.

 

Произнеся: «Пусть попадёт в беду и унижение тот, кто не уверовал во Всевышнего» (согласно другим источникам, она произнесла «бисмиллях»), она подняла расчёску. Девушка спросила ее: «Разве Аллах ﷻ – не мой отец?» Машитат ответила: «У твоего отца и у меня один-единственный Аллах ﷻ». Слова о том, что и у её отца есть Аллах ﷻ, не понравились дочери Фир’авна, и она тут же сообщила отцу о своём разговоре с Машитат. Фир’авн, услышав это, разозлился и приказал привести к нему женщину, что было исполнено немедленно.

 

Как зайца, готового к убиению в руках охотника, ни в чём не повинную праведницу привели к разъярённому Фир’авну. С верой во Всевышнего и упованием на Него она в полном спокойствии предстала перед ним вместе со своими детьми-сиротами, отца которых убил Фир’авн. «Кто твой Господь?» – гневно спросил её Фир’авн. «Аллах ﷻ, который сотворил нас с тобой», – ответила она.

 

Лишённый жалости и милосердия, проклятый царь зверски пытал её, распяв на земле (подобно бараньей туше, развёрнутой для сушки) и вбив гвозди в руки и ноги, и угрожал, что зарежет детей на её груди, если она не уверует в него. Но Машитат, которой Всемогущий укрепил сердце, это нисколько не напугало. Фир’авн по очереди зарезал детей на груди матери, а самым последним – грудного ребёнка.

 

В «Ара’исе» сказано, что детей на глазах у матери по очереди сожгли в печи и что грудной ребёнок, перед тем как его бросили в огонь, заговорив, обратился с ясной, красивой речью к матери, призывая её к терпению: «Прояви терпение, мама, ты на истинном пути». Когда она умерла, ангелы поздравили друг друга с приходом Машитат и спустились за ней. Асият своими глазами увидела, как они поднялись на небо с душой этой милой женщины.

 

Это ещё больше укрепило веру Асият. Смерть Машитат вызвала у неё восхищение, и она взмолилась ко Всевышнему, чтобы Он уготовил и ей место в Раю. После этого Асият стала благоухать райскими благовониями. Она совсем потеряла терпение и, обращаясь к Фир’авну со словами «о проклятый», бранила его: «До каких пор я должна терпеть твоё заблуждение и отрицание Творца?

 

Знай, ты не сможешь долго пользоваться Его дарами, не веруя в Него!» Фир’авн растерялся от такого обращения Асият и в панике созвал всех близких и доверенных визирей, чтобы те посмотрели, как Муса عليه السلام свёл его жену с ума. Позвали и мать Асият посмотреть, как заколдовали её дочь. Мать очень просила её покориться Фир’авну, но та и слушать не хотела.

 

Она произнесла свидетельство, что Господь её – это Аллах ﷻ, сотворивший Вселенную, и что Муса عليه السلام – Его посланник. Посоветовавшись с визирями, Фир’авн решил убить Асият. Они решили, что если не убить Асият, то это может испортить его народ. Её сожгли так же, как Машитат. Есть версия, согласно которой Асият распяли. Как бы то ни было, тот, кто услышит об их мучениях и пытках, не сможет сдержать слёз.

 

В то время, когда Асият истязали, архангел Джабра’ил عليه السلام велел ей поднять голову, и она увидела дворцы, уготованные в Раю для неё, и, позабыв от радости о муках, засмеялась. Джабра’ил عليه السلام напоил её райским напитком и сообщил ей ещё одну радостную весть: в Раю она будет женой обладателя знамени Лива уль-Хамд – Пророка Мухаммада ﷺ.


Продолжение. Начало в предыдущих номерах
 
ИЗ КНИГИ «ИСТОРИЯ ПРОРОКОВ» 
ШЕЙХА САИДА-АФАНДИ