Умайр бин Вахб رضي الله عنه

Умайра бин Вахба رضي الله عنه я полюбил больше, чем своих сыновей (Умар бин аль-Хаттаб رضي الله عنه) Умайр бин Вахб аль-Джумахи был одним из тех, кто из битвы при Бадре вернулся целым и невредимым. Однако в душе его не было покоя, поскольку в плену у мусульман остался его сын. Он боялся, что тому придётся отвечать за жестокое отношение отца к Пророку ﷺ и его сподвижникам.

статья опубликована в номере: 3 (568) / от 01 февраля 2019 (Джумад-уль-авваль 1440 г.)
203

Как-то в полдень Умайр бин Вахб направился к Каабе, чтобы совершить таваф (обход), тем самым получить благосклонность находящихся в ней идолов. Подойдя к Каабе, он увидел Сафвана бин Умайята, сидевшего в её тени. Умайр поприветствовал его как господина курайшитов. Тот же в ответ дружелюбно предложил присесть рядом.

 

Беседуя, они почти сразу стали говорить о сражении при Бадре, вспоминать погибших друзей и близких, а также тех, кто попал в руки Мухаммада ﷺ и его сподвижников. В какой-то момент Сафван бин Умайят сокрушённо промолвил: «Не хочется жить в мире, где их нет». – «Ты прав, – поддержал друга Умайр, а затем добавил: – Клянусь господом Каабы, если бы не мои долги и не маленькие дети, которые без меня пропадут, я бы отправился к Мухаммаду ﷺ и убил его, покончив со злом, которое он распространяет.

 

И ни у кого бы не вызвало подозрений, зачем я отправляюсь в Медину, – ведь там в плену мой сын». Сафвану бин Умайяту эта идея понравилась, и он тут же предложил Умайру выплатить все его долги и пообещал позаботиться о его детях – он возьмёт их в свою семью. Подобный расклад оказался по душе Умайру, ведь он ещё надеялся увидеть сына.

 

Так было заключено соглашение, о котором договорились никому не говорить. Готовился в путь Умайр недолго – с собой он взял лишь запас провизии и меч, смазанный ядом. Прибыв в Медину, он первым делом направился к мечети, надеясь встретить там Мухаммада ﷺ. В это время Умар бин аль-Хаттаб رضي الله عنه с несколькими сподвижниками сидели невдалеке от мечети.

 

Они также говорили о сражении при Бадре, о храбрости верующих братьев и о курайшитах, которые попали к ним в плен. В какой-то момент Умар رضي الله عنه увидел Умайра, слезающего с коня и спешно, с мечом в руке, направляющегося в мечеть. «Это Умайр – враг Аллаха ﷻ!» – воскликнул Умар رضي الله عنه и кинулся бежать к Пророку ﷺ, которому сообщил: «О Посланник Аллаха ﷺ, пришёл Умайр; думаю, он замышляет недоброе».

 

На что Пророк ﷺ дал указание привести его. Выполняя приказ, Умар رضي الله عنهбросился к Умайру, и, скрутив его ремнём от меча, приволок злоумышленника. Увидев врага в таком униженном положении, Пророк ﷺ приказал отпустить его. А затем сказал, чтобы тот подошёл поближе. Приближаясь к Мухаммаду ﷺ, он поприветствовал его: «Утро благостное!»

 

На что Посланник Аллаха ﷺ ответил: «О Умайр, Всевышний нас почтил лучшим приветствием, и это – «ассаламу алейкум». Оно является приветствием обитателей Рая». На что Умайр ответил: «Но совсем недавно и ты так говорил». Посланник Аллаха ﷺ поинтересовался: «С чем ты пришёл ко мне, о Умайр?» На что тот сообщил, что пришёл просить освободить из плена его сына. «А для чего ты пришёл с мечом?» – задал следующий вопрос Пророк ﷺ.

 

Последовал уклончивый ответ: «Какую же пользу могут принести наши мечи после поражения при Бадре?!» Выслушав Умайра, Посланник Аллаха ﷺ поведал ему: «А вот Сафвану бин Умайяту ты сказал, что если бы не долги и не маленькие дети, то ты непременно пошёл бы и убил Мухаммада ﷺ. И Сафван согласился решить все твои проблемы, чтобы ты смог исполнить задуманное.

 

И никого не было между вами, кроме Всевышнего». Эти слова будто оглушили Умайра. А очнувшись от оцепенения, он промолвил: «Я свидетельствую, что ты являешься истинным Пророком ﷺ». Затем продолжил: «Мы считали ложью откровения твоего Господа, с которыми ты пришёл к нам. Однако то, о чём мы говорили с Сафваном, никто не мог знать, и об этом тебе мог поведать только Аллах ﷻ».

 

Затем, произнеся шахаду (свидетельство о вере во Всевышнего Аллаха и пророчество Мухаммада ﷺ, он стал мусульманином. Пророк ﷺ же повелел научить его религии, Корану, а также освободить его сына. Мусульмане были рады, что Умайр бин Вахб رضي الله عنه принял Ислам. А Умар ибну аль-Хаттаб رضي الله عنه сказал, что Умайра رضي الله عنه, которого ненавидел, теперь он полюбил больше, чем своих сыновей.

 

Дни, когда он изучал религию и Коран, заполняя своё сердце сиянием веры, Умайр бин Вахб رضي الله عنه позже назвал самыми счастливыми в его жизни.  Тем временем Сафван бин Умайят, нетерпеливо ожидавший результатов злонамеренной сделки, не мог найти покоя. Своим соплеменникам он делал непонятные намёки на то, что скоро свершится нечто такое, что заставит их забыть о поражении при Бадре.

 

Однако время шло, но из Медины не приходило ожидаемой новости. Сафван расспрашивал всех, кто возвращался оттуда, не слыхал ли кто об Умайре бин Вахбе. Но никто не знал, где он и что с ним.  Однако через какое-то время от прибывшего из Медины путника Сафван узнал, что Умайр бин Вахб رضي الله عنه принял Ислам.

 

Эта весть поразила Сафвана как гром среди ясного неба. Он отказывался верить в это, так как твёрдо знал, что Умайр религию Мухаммада ﷺ никогда не примет. Что же касается самого Вахбы رضي الله عنه, то, накопив достаточно знаний, он обратился к Пророку ﷺ со следующей речью: «О Посланник Аллаха ﷺ! Я сделал многое, стараясь погасить свет Ислама. Для этого я потратил немало средств и сил.

 

Причинял боль и страдания тебе и тем, кто исповедовал религию Аллаха ﷻ. Позволь мне отправиться в Мекку для призыва её жителей вступить на истинный путь. Если они примут от меня истину, то это станет благом для них. Если нет, то я доставлю им столько же неприятностей, сколько доставлял ранее тебе и твоим сподвижникам».

 

И Пророк ﷺ разрешил ему вернуться в Мекку. По прибытии домой Умайр رضي الله عنه в первую очередь отправился к своему бывшему сообщнику. Поприветствовав его, он сказал: «О Сафван! Ты – господин жителей Мекки, один из самых разумных моих соплеменников – неужели думаешь, что всё то, что вы делаете по отношению к этим идолам, можно назвать религией?!

 

Я же свидетельствую, что нет ничего достойного поклонения, кроме Аллаха ﷻ, и Мухаммад – Его Посланник ﷺ». А вскоре благодаря жаркому призыву Умайра бин Вахба رضي الله عنه многие жители Мекки приняли Ислам. Да смилуется Всевышний Аллах над Умайром бин Вахбом رضي الله عنه и сиянием озарит его могилу. Амин!


АДИЛЬ ИБРАГИМОВ
 

Также в рубрике

Зубайр ибн аль-Аввам رضي الله عنه

Зубайр ибн аль-Аввам ибн Хувайлид ибн Асад ибн Абд уль-узза ибн Кусаю ибн Киляб аль-Кураши аль-Асади, Абу

Абу Убайда ибн аль-Джаррах رضي الله عنه

Абу Убайда ибн Амир ибн Абдуллах ибн аль-Джаррах аль-Кураши аль-Фихри رضي الله عنه родился в 40-м году по хиджре

Али ибн Абу Талиб رضي الله عنه

Сподвижники Пророка ﷺ Али ибн Абу Талиб ибн Абд аль-Мутталиб ибн Хишам ибн Абду Манаф ибн Кусаю приходится

Усман ибн Аффан رضي الله عنه

Усман ибн Аффан, Обладатель двух сияний, родился в Мекке через шесть лет после знаменитого Года слона.