20 апреля
2024 года
поделиться

Слышал, что в Исламе к хлебу нужно относиться с особым почтением. Так ли это?

1. Слышал, что в Исламе к хлебу нужно относиться с особым почтением. Так ли это? 2. Можно ли влажной салфеткой сделать омовение? 3. Расскажите, пожалуйста, как правильно удалять наджасу (нечистоту), попавшую на одежду или тело? И можно ли удалить её, если она попала в пищевые продукты? 4. Если забыл помыть место между бакенбардами и ухом, считается ли действительным омовение? 5. Можно ли похитить девушку, если она уже засватана за похитителя? 6. Разрешается ли пить пиво в таком малом количестве, что от него не становишься пьяным? 7. Можно ли мужчине пить воду из стакана, из которого не допила посторонняя женщина? А также можно ли им пить воду из одной бутылки? 8. У меня часто возникают сомнения по поводу омовения: совершал я его или нет; испортилось оно у меня или нет. Скажите, что мне делать в этой ситуации? 9. Если пропустил утреннюю молитву, возмещается ли сунна вместе с фарзом? 10. Если из-за беременности произошла рвота, нарушается ли пост? 11. Если я точно знаю, что коврик или одежда кого-то запачкана наджасой (нечистью), обязательно ли мне сообщить ему об этом? 12. Можно ли делать суннат-намаз после омовения, если настало нежелательное время (карахат)? Можно ли в промежутке между предзакатным и вечерним намазом, придя в мечеть, совершить намаз приветствия (тахийят аль-масджид)? 13. Я видел, что некоторые наши братья-мусульмане делают масху по обычным носкам. Я сказал им, что такое масху недействительно, но они утверждают обратное и доказывают, что можно. Кто из нас прав?

1. Слышал, что в Исламе к хлебу нужно относиться с особым почтением. Так ли это?

Ислам побуждает нас быть благодарными за все блага, которые мы имеем. Несомненно, еда – одно из благ Всевышнего Аллаха, как об этом сказано в следующем аяте (смысл): «О те, которые уверовали! Вкушайте дозволенные блага, которыми Мы вас наделили, и будьте благодарны Аллаху ﷻ, если вы искренны в поклонении Ему» (сура «Аль-Бакара», аят 172).

 

Пророк Мухаммад ﷺ побуждал нас относиться с почтением к хлебу, говоря: «Относитесь с почтением к хлебу! Ибо он из благодати небес и земли». Он также говорил: «Не относились люди с пренебрежением к хлебу, кроме как Аллах I испытывал их голодом». В связи с этим в книге «Аль-Ихтияр» приводятся следующие слова: «Ставить солонку на хлеб, а также вытирать им пальцы и нож порицается.

 

Однако можно сыпать соль на хлеб. Из почитания хлеба, когда он уже находится на столе, не ждать, пока принесут другую еду, которую едят с хлебом (а сразу приступить к еде). И из того, что является расточительством (исраф), – когда из рук падает кусочек хлеба, оставлять его (на полу). Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Удали от него то, что вредит (грязь), затем кушай». Сказано также, что нет порицания в том, чтобы резать хлеб ножом.

 

2. Можно ли влажной салфеткой сделать омовение?

Условием для совершения омовения является протекание чистой, пригодной для омовения воды по омываемым частям тела (лицу, рукам и т.д.). Влажные салфетки не пригодны для этого, соответственно омовение ими будет недействительным. («Хидая фи шархи Бидаяту Мубтади»)

 

3. Расскажите, пожалуйста, как правильно удалять наджасу (нечистоту), попавшую на одежду или тело? И можно ли удалить её, если она попала в пищевые продукты?

Видимая (то, что можно увидеть с помощью зрения) наджаса очищается удалением её чистой водой с одежды или тела, даже если это возможно с одного раза, и не вредит наличие её цвета и запаха, для удаления которых требуется использовать другие моющие средства, такие как стиральный порошок или мыло.

 

Но есть мнение, что, после того как наджаса была удалена, место её нахождения моют ещё два или три раза, сравнивая её с невидимой наджасой. Невидимая наджаса удаляется трёхкратным мытьём и выжиманием после каждого раза, а посуду достаточно трижды ополоснуть.

 

Достаточным считается трёхкратное мытьё, чтобы смыть наджасу от свиньи или слюны собаки, но лучше будет семикратное мытьё, одно из которых смешанной с землёй, чтобы выйти из разногласия учёных мазхабов. А что касается случаев, если наджаса попала в пищу, то если эта пища была жидкой, как суп или чай, то она не очищается и её придётся вылить.

 

Если же она попала на твёрдую пищу, то достаточно удалить саму наджасу. А если она попала в жир или растительное масло, то на них льют воду, дают им подняться, а воду сливают. И таким образом очищение повторяется три раза. («Марак иль-Фалях»)
 

 

4. Если забыл помыть место между бакенбардами и ухом, считается ли действительным омовение?

Омовение не считается, поскольку это место также входит в границы лица. («Марак иль-Фалях»)

 

5. Можно ли похитить девушку, если она уже засватана за похитителя?

Похищать девушку, даже если она засватана за похитителя, является запретным. Ведь сватовством женщина не становится полноправной женой. Она по-прежнему остаётся посторонней, пока с ней не заключат никях (исламский брак).

 

Стоит помнить, что любая женщина является чьей-то дочерью или сестрой. Ведь никто не желает, чтобы подобным образом поступили с его дочерью или сестрой. Поэтому не стоит начинать свою супружескую жизнь с греха, так как это не приведёт ни к чему хорошему. 

 

6. Разрешается ли пить пиво в таком малом количестве, что от него не становишься пьяным?

Нет, не разрешается. В хадисе Пророка ﷺ говорится: «Всё, что опьяняет, является запретным» (Муслим). И запретным является употребление даже капли того, что опьяняет через употребление его в большом количестве.

 

7. Можно ли мужчине пить воду из стакана, из которого не допила посторонняя женщина? А также можно ли им пить воду из одной бутылки?

Женщине порицается (макрух) пить остаток воды, не допитый посторонним мужчиной, как и ему порицается пить остаток, не допитый ею, из-за получения наслаждения и использования слюны постороннего (имеется в виду постороннего противоположного пола).

 

В книге «Радд уль-Мухтар» сказано, что причина нежелательности заключается только в получении наслаждения. Из этого мы понимаем, что если нет наслаждения, то нет и порицания. Конечно же, этот вопрос не касается супругов и близких родственников, так как в этом случае нет никаких запретов.
 

 

8. У меня часто возникают сомнения по поводу омовения: совершал я его или нет; испортилось оно у меня или нет. Скажите, что мне делать в этой ситуации?

В подобных ситуаиях необходимо придерживаться основы, т .е. того, что наверняка известно вам. Если вы помните, что омовение вы совершали, но не помните, испортилось оно или нет, то это означает, что омовение у вас осталось. А если вы помните, что ваше омовение испортилось, но не помните, совершили вы его после этого или нет, то решение, что у вас омовения не осталось.
 

 

9. Если пропустил утреннюю молитву, возмещается ли сунна вместе с фарзом?

Если вы возмещаете её в тот же день до обеда, то вы можете возместить сунну вместе с фарзом, а после обеда суннат-намаз не возмещается. («Марак иль-Фалах»)
 

 

10. Если из-за беременности произошла рвота, нарушается ли пост?

Если рвота случилась непроизвольно, то пост не нарушается, если даже содержимое заполнило рот. Если рвота случилась произвольно (умышленно), то пост не нарушается, если при этом рвотные массы не заполнили рот. В ином случае (если содержимое желудка заполнило рот) пост нарушается. Это правило относится не только к беременным, но и ко всем постящимся. («Хашият ут-Тахтави»)
 

 

11. Если я точно знаю, что коврик или одежда кого-то запачкана наджасой (нечистью), обязательно ли мне сообщить ему об этом?

Если вы увидели или знаете точно, что на одежде того, кто желает совершить намаз, есть наджаса, то вам вменяется в обязанность оповестить его об этом. И неправильно думать, что если человек не знает о наджасе, то намаз его считается и поэтому не нужно говорить ему об этом.
 

 

12. Можно ли делать суннат-намаз после омовения, если настало нежелательное время (карахат)? Можно ли в промежутке между предзакатным и вечерним намазом, придя в мечеть, совершить намаз приветствия (тахийят аль-масджид)? 

Намаз после омовения и намаз приветствия мечети считаются сунной, поэтому мы сейчас будем говорить о решении по поводу всех суннат-намазов, совершаемых в нежелательное время. Есть три основных времени, в которые крайне нежелательно (карахат тахрим) совершать любые суннатнамазы.

 

Первое – при восходе солнца и до тех пор, пока оно не поднимется на размер копья (минут 20–30 после восхода); второе – во время зенита до тех пор, пока солнце не склонится к западу; третье – когда солнце приблизится к заходу (горизонту) и станет не таким ярким, как днём, до тех пор, пока не зайдёт.

 

Помимо этих трёх времён, нежелательно совершать более двух ракатов суннат-намаза после того, как наступит время утреннего обязательного намаза, до его полного совершения. Ещё нежелательно совершать суннат-намаз после совершения фарда (обязательного) утреннего намаза до восхода солнца. Нежелательно совершать суннат-намазы после того, как человек совершил предзакатный намаз, и до наступления вреени вечернего намаза. («Марак иль-Фалях»)
 

 

13. Я видел, что некоторые наши братья-мусульмане делают масху по обычным носкам. Я сказал им, что такое масху недействительно, но они утверждают обратное и доказывают, что можно. Кто из нас прав? 

В этом споре правы вы. Масху (протирание) по обычным носкам из ткани недействительно. Носки не могут быть использованы в качестве хуффов (ичигов). Настоящие хуффы должны быть сшиты из плотного и крепкого материала, не пропускающего воду, такого как кожа, войлок или сукно, и должны быть пригодными для ношения в пути длиной в один фарсах (мера длины, равная приблизительно 5564 м).

 

Если они будут тонкими, не плотными, не имеющими подошвы, то, по единогласному мнению учёных, масху по ним не получается. Если же они будут плотными, имеющими подошву, то, по единогласному мнению учёных, масху по ним считается действительным. Если же они будут плотными, но не имеющими подошвы, то в этом вопросе мнения учёных расходятся: одни запрещают, другие дозволяют. («Хашият ут-Тахтави»)
 

МУХАММАД ФАРУК АЗИМОВ