Самопознание и знание: что первично?

То, что знания и их приобретение являются началом всех начал, большинством учёных признаётся бесспорным. Как известно, первое откровение, ниспосланное Пророку Мухаммаду ﷺ, начиналось с призыва «Читай!». Что же было первично – знание или самопознание? Попробуем разобраться.

статья опубликована в номере: 27 (568) / от 01 февраля 2019 (Джумад-уль-авваль 1440 г.)
90

Существует множество высказываний великих людей о пользе и ценности знаний. В Коране (смысл): «О Пророк ﷺ, тебя Мы обучили (наделили знаниями) тому, чего ты не знал, и эта милость Аллаха ﷻ является превеликой» (сура «Ан-Ниса», аят 113).  

 

К сожалению, про самопознание современные учёные пишут очень мало. При этом сохранилось немало высказываний по этой теме известных мудрецов, выдающихся личностей, пророков и посланников. Многие мудрецы и великие учителя во все времена указывали на важность самопознания и самоуправления. Так, известный хадис гласит: «Начни с самого себя».

 

А Сократ советовал: «Познай самого себя». Сенека отмечал: «Сильнее всех – владеющий собой». Джозеф Эдисон сказал: «Для мощного разума труднее всего управлять самим собой». Фёдор Достоевский указывал: «Если хочешь победить весь мир – победи себя».

 

В наше время стремление к самопознанию практически обнулилось, ему перестали придавать значение, а тем более заниматься, что привело наше общество, особенно молодёжь, к безнравственности, безразличию и духовному упадку. Поэтому считаю необходимым говорить о важности самопознания и побуждать к нему – так как личность, стремящаяся к самосовершенствованию, ориентированная на высокие духовнонравственные идеалы, оказывает влияние и на всё остальное общество.

 

А теперь вернёмся к поставленному ранее вопросу: что же первично – знание или самопознание? Большинство из нас, скорее всего, скажет, что – знание. Но думается, что это не совсем так. Ведь очевидно: о необходимости осознания, что какое-то знание отсутствует, свидетельствует – возникшая мысль, а это – признак самопознания. Само наличие в подсознании понимания необходимости приобретения знаний возникает лишь после осознания и признания человеком у него их отсутствия или недостаточности.

 

И рассматривается им как недостаток или порок, который надо устранить. В этом и проявляется самопознание как начальный (первый толчок) к освоению знаний. Следовательно, приобретение знаний выступает лишь вторичным после осознания их отсутствия через самопознание, другими словами, познание себя через мысль и факт отсутствия знаний.

 

Самопознание – это прежде всего познание и преодоление негативных черт, в чём могут помочь те, кто сам прошёл нелёгкий путь самосовершенствования. Такими людьми как раз и являются духовные наставники (шейхи) прошлого и современности. Они придавали и придают серьезное значение духовному миру человека, воспитывают в своих учениках высоконравственные и благородные качества, помогающие им стать достойными членами общества.

По сути, мы всегда действуем лишь после самопознания или выявления у себя наличия и необходимости изменения чего-то или решения какой-то проблемы. Это самое главное и первое подсознательное начало для получения команды по осуществлению каких-то действий.

 

Например, для приобретения знаний по улучшению личностных качеств, избавления от недостатков, пороков и т. д. Схематически модель самосовершенствования личности может выглядеть следующим образом: первое – мысль (как первичное) к самопознанию (тоже первичное), второе – знание, третье – самоуправление (воздействие на себя для получения результата), четвёртое – самосовершенствование (результат).

 

Следовательно, определяющим и первичным для самосовершенствования является осознание 
(мысль) необходимости самопознания, то есть понимание, с чего надо начинать. Таким образом, из сказанного ясно, что самопознание и знание тесно связаны. Но не менее тесная связь существует между самопознанием и очищением души. Попробуем разобраться. Существует множество причин, толкающих человека на познание самого себя.

 

Став на путь самопознания, человек начинает контролировать свои страсти и желания, ищет способы борьбы со своими недостатками и бесцельными действиями. Он становится настоящим хозяином самого себя с помощью Всевышнего и вступает на путь очищения души.

 

Так, желание освободиться от пороков и расти духовно проявляется в следующем:

1. Познавая самого себя, человек начинает осознавать, какой безграничный потенциал заложен в нём нашим Господом. Он начинает понимать, насколько широки его возможности и величественна человеческая душа. А также осознавать ничтожность мирского и важность духовного, ориентированного на вечное счастье, иного мира.

 

2. Став на путь самопознания, человек начинает контролировать свои страсти и желания, ищет способы борьбы со своими недостатками и бесцельными действиями. Он становится настоящим хозяином самого себя с помощью Всевышнего и вступает на путь очищения души.

 

3. Через путь самопознания человек постигает не только свой интеллектуальный и физический потенциал, но и колоссальные скрытые возможности души, вложенные  в него Всевышним, при постижении и верном использовании которых он может с уверенностью и лёгкостью идти по пути сближения с божественным сиянием. Полноценно и всесторонне использовать свой душевный потенциал способны лишь личности, глубоко познавшие себя.

 

4. Корни всех качеств личности имеют своё начало в глубине человеческой души. Самопознание позволяет выявить их и, следовательно, преодолеть отрицательные качества и развить положительные.

 

5. Самое главное – человек, встав на путь самопознания, познаёт своего Всевышнего, что является важнейшим стимулом его духовного развития, позволяет освобождаться из плена страстей и различных пороков и грехов. Не должно быть такого, чтобы человек не работал над собой. Однако многие, развив свои лучшие качества, забывают про собственные слабые составляющие.

 

Но самопознание – это прежде всего познание и преодоление негативных черт, в чём могут помочь те, кто сам прошёл нелёгкий путь самосовершенствования. Такими людьми как раз и являются духовные наставники (шейхи) прошлого и современности. Они придавали и придают серьёзное значение духовному миру человека, воспитывают в своих учениках высоконравственные и благородные качества, помогающие им стать достойными членами общества.


МУХАММАД-БУКАР ГАМИДУЛЛАЕВ,  Д. Э. Н., ПРОФЕССОР, АКАДЕМИК МЕЖДУНАРОДНОЙ АКАДЕМИИ НАУКИ И ПРАКТИКИ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОИЗВОДСТВА
 

Также в рубрике

Что? Где? Когда?

Как в Древнем мире определяли время? В Древнем Вавилоне разделяли сутки и год на 12 равных частей.

Что? Где? Когда?

Какая страна расположена одновременно в Европе и в Азии?

Животные из Книги Создателя

В Исламе к животным особенное отношение. Имам Шамс ибну Тулун аль-Ханафи в своей книге «Аль-Фульк

Что? Где? Когда?

Какое бедствие сделало возможным появление пейзажа на фоне рабочего стола Windows XP?