Самопознание и знание: что первично?

То, что знания и их приобретение являются началом всех начал, большинством учёных признаётся бесспорным. Как известно, первое откровение, ниспосланное Пророку Мухаммаду ﷺ, начиналось с призыва «Читай!». Что же было первично – знание или самопознание? Попробуем разобраться.

статья опубликована в номере: 27 (568) / от 01 февраля 2019 (Джумад-уль-авваль 1440 г.)
60

Существует множество высказываний великих людей о пользе и ценности знаний. В Коране (смысл): «О Пророк ﷺ, тебя Мы обучили (наделили знаниями) тому, чего ты не знал, и эта милость Аллаха ﷻ является превеликой» (сура «Ан-Ниса», аят 113).  

 

К сожалению, про самопознание современные учёные пишут очень мало. При этом сохранилось немало высказываний по этой теме известных мудрецов, выдающихся личностей, пророков и посланников. Многие мудрецы и великие учителя во все времена указывали на важность самопознания и самоуправления. Так, известный хадис гласит: «Начни с самого себя».

 

А Сократ советовал: «Познай самого себя». Сенека отмечал: «Сильнее всех – владеющий собой». Джозеф Эдисон сказал: «Для мощного разума труднее всего управлять самим собой». Фёдор Достоевский указывал: «Если хочешь победить весь мир – победи себя».

 

В наше время стремление к самопознанию практически обнулилось, ему перестали придавать значение, а тем более заниматься, что привело наше общество, особенно молодёжь, к безнравственности, безразличию и духовному упадку. Поэтому считаю необходимым говорить о важности самопознания и побуждать к нему – так как личность, стремящаяся к самосовершенствованию, ориентированная на высокие духовнонравственные идеалы, оказывает влияние и на всё остальное общество.

 

А теперь вернёмся к поставленному ранее вопросу: что же первично – знание или самопознание? Большинство из нас, скорее всего, скажет, что – знание. Но думается, что это не совсем так. Ведь очевидно: о необходимости осознания, что какое-то знание отсутствует, свидетельствует – возникшая мысль, а это – признак самопознания. Само наличие в подсознании понимания необходимости приобретения знаний возникает лишь после осознания и признания человеком у него их отсутствия или недостаточности.

 

И рассматривается им как недостаток или порок, который надо устранить. В этом и проявляется самопознание как начальный (первый толчок) к освоению знаний. Следовательно, приобретение знаний выступает лишь вторичным после осознания их отсутствия через самопознание, другими словами, познание себя через мысль и факт отсутствия знаний.

 

Самопознание – это прежде всего познание и преодоление негативных черт, в чём могут помочь те, кто сам прошёл нелёгкий путь самосовершенствования. Такими людьми как раз и являются духовные наставники (шейхи) прошлого и современности. Они придавали и придают серьезное значение духовному миру человека, воспитывают в своих учениках высоконравственные и благородные качества, помогающие им стать достойными членами общества.

По сути, мы всегда действуем лишь после самопознания или выявления у себя наличия и необходимости изменения чего-то или решения какой-то проблемы. Это самое главное и первое подсознательное начало для получения команды по осуществлению каких-то действий.

 

Например, для приобретения знаний по улучшению личностных качеств, избавления от недостатков, пороков и т. д. Схематически модель самосовершенствования личности может выглядеть следующим образом: первое – мысль (как первичное) к самопознанию (тоже первичное), второе – знание, третье – самоуправление (воздействие на себя для получения результата), четвёртое – самосовершенствование (результат).

 

Следовательно, определяющим и первичным для самосовершенствования является осознание 
(мысль) необходимости самопознания, то есть понимание, с чего надо начинать. Таким образом, из сказанного ясно, что самопознание и знание тесно связаны. Но не менее тесная связь существует между самопознанием и очищением души. Попробуем разобраться. Существует множество причин, толкающих человека на познание самого себя.

 

Став на путь самопознания, человек начинает контролировать свои страсти и желания, ищет способы борьбы со своими недостатками и бесцельными действиями. Он становится настоящим хозяином самого себя с помощью Всевышнего и вступает на путь очищения души.

 

Так, желание освободиться от пороков и расти духовно проявляется в следующем:

1. Познавая самого себя, человек начинает осознавать, какой безграничный потенциал заложен в нём нашим Господом. Он начинает понимать, насколько широки его возможности и величественна человеческая душа. А также осознавать ничтожность мирского и важность духовного, ориентированного на вечное счастье, иного мира.

 

2. Став на путь самопознания, человек начинает контролировать свои страсти и желания, ищет способы борьбы со своими недостатками и бесцельными действиями. Он становится настоящим хозяином самого себя с помощью Всевышнего и вступает на путь очищения души.

 

3. Через путь самопознания человек постигает не только свой интеллектуальный и физический потенциал, но и колоссальные скрытые возможности души, вложенные  в него Всевышним, при постижении и верном использовании которых он может с уверенностью и лёгкостью идти по пути сближения с божественным сиянием. Полноценно и всесторонне использовать свой душевный потенциал способны лишь личности, глубоко познавшие себя.

 

4. Корни всех качеств личности имеют своё начало в глубине человеческой души. Самопознание позволяет выявить их и, следовательно, преодолеть отрицательные качества и развить положительные.

 

5. Самое главное – человек, встав на путь самопознания, познаёт своего Всевышнего, что является важнейшим стимулом его духовного развития, позволяет освобождаться из плена страстей и различных пороков и грехов. Не должно быть такого, чтобы человек не работал над собой. Однако многие, развив свои лучшие качества, забывают про собственные слабые составляющие.

 

Но самопознание – это прежде всего познание и преодоление негативных черт, в чём могут помочь те, кто сам прошёл нелёгкий путь самосовершенствования. Такими людьми как раз и являются духовные наставники (шейхи) прошлого и современности. Они придавали и придают серьёзное значение духовному миру человека, воспитывают в своих учениках высоконравственные и благородные качества, помогающие им стать достойными членами общества.


МУХАММАД-БУКАР ГАМИДУЛЛАЕВ,  Д. Э. Н., ПРОФЕССОР, АКАДЕМИК МЕЖДУНАРОДНОЙ АКАДЕМИИ НАУКИ И ПРАКТИКИ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОИЗВОДСТВА
 

Также в рубрике

Что? Где? Когда?

Откуда взялось выражение «играть в бирюльки»?

Религия: наставление

Вера и благие дела – ключ к счастью, стремись же обрести их. Приобретай полезное знание и больше читай – и

Вселенная в Книге

Что было в начале – скопление газов, гигантская твердь или… пустота? Вопросов здесь больше, чем ответов. Хотя

Что? Где? Когда?

Почему нельзя убежать от шаровой молнии? Потому что это может стоить вам жизни. Первым человеком, который