28 марта
2024 года
поделиться
Категория: Религия

Cила веры

«Испытания (экзамены) возвеличивают или опускают (цену) человека». Арабская поговорка

Говоря о преданности, можно вспомнить тех, кто лет девять-десять были вхожи в дом шейхов (наставников), когда работали и занимали должность. (Пока им нужна была поддержка и благодать со стороны шейхов.) А когда ушли с работы, забыли ту дорогу.

 

Однако стоит вспомнить преданность сподвижников по отношению к Пророку e, как тут же увидим разницу между нашей и их преданностью и пример того, какая должна быть преданность своим предводителям. На заре Ислама сподвижники переносили столько страданий и бед, столько испытаний и мук от безбожников, что их мучения ни с чем не сравнить.

 

Однако из-за присутствия глубокой любви в их сердцах, благоговейной преданности к Пророку e никакие жизненные испытания не могли ослабить или расшатать силу их любви к нему. Любовь к Пророку e шла у них из сердечных глубин, и это была искренняя любовь ради Аллаха I. Вспомним, сподвижника Биляла t – это один из первых, кто принял Ислам.

 

Он был рабом влиятельного мекканца по имени Умайя бину Халяфа, который подвергал Билял-асхаба t различным невыносимым пыткам. Он жестоко пытал его, чтобы тот отрёкся от религии Мухаммада e. Привязав за шею, хозяин отдавал его детям на расправу, чтобы те издевались над ним как могли. Умайя бину Халафа пытал Билял-асхаба t и на горячем песке в знойный день, ставя на грудь огромный камень и сдавливая его тело, добиваясь, чтобы он отрёкся от своих слов.

 

Но, как бы его ни мучили, сердце Биляла-асхаба t оставалось непреклонным, язык – непоколебимым, и в мучительном бреду он повторял: «Ахадун ахад! Ахадун ахад!» («Бог един! Бог един!») Таковы были несгибаемая воля, крепкая вера, полное упование на Аллаха I и преданность Посланцу e у сподвижников. И ради этой вечной любви они переносили любые испытания.

 

А какова наша преданность своим предводителям? Разумеется, мы тоже готовы вынести всё, но только наша ноша – ради рубля, ради власти и господства. Мы готовы с лёгкостью терять стыд и совесть, своё лицо ради копейки, особенно когда необходимо выбирать предводителей. Арабский поэт говорил: Человек теряет лицо, Когда роняет стыд; А если нет стыда, Нет пользы от лица.

 

Умайя ибну Абу-с-Сальт (Тарфат ибну аль-Абад, «Равзатул укала», т. 1, с. 57) Когда мы теряем стыд, вместе с ним теряем и человеческое лицо. Стыд и совесть – это тот устойчивый стержень человека, который нельзя терять. Если мы теряем их, теряем и собственное лицо. Все упущения и заблуждения наши происходят из-за легковесности знаний. Столько сегодня у нас возможностей получить знание, причём любая форма образования доступна!

 

Открыты мечети, медресе, примечетские школы, в некоторых местах – вузы, где можно получить богословские знания. Но посмотрите, сколько бы их ни было, каково количество обучающихся там, сколько стремящихся приобрести знания. Ведь мы не стараемся преодолеть даже самые малые трудности на пути познания Аллаха I. Как же мы хотим укрепить сердца, если не изучаем божественные науки?

 

Невежество ведь не прибавляет ума, и не дойдёт до людей истина, если игнорировать знания. Как же мы донесём до людей чистоту веры, если сами не учились как следует и где следует? Порою увлекаемся поверхностными вещами настолько, что главное остаётся нераскрытым. Мы не доходим до сути. Между тем наши предки (учёные-богословы, алимы) всегда придавали большое значение осмысливанию сути вещей, приобретению всесторонних знаний по Исламу.

 

Очень долго, глубоко и широко они изучали науку, благодаря чему мы сегодня имеем богатое рукописное наследие. До нас дошли труды, написанные их рукой на арабском языке практически по всем наукам (ильм). Сегодняшние студенты изучают Ислам по их книгам. Наши богословы оставили нам не только книги, но и такое же богатое эпистолярное наследие.

 

Ведь арабским языком они владели лучше, чем своим родным, и оставили труды, написанные на высоком уровне, по многим наукам, как будто арабский был их родным языком. Невежество – болезнь, поразившая современное общество. Мы хвастаемся наследием предков и хотим уподобиться им, читая те же книги, что и они, хотим стать учёными за короткое время.

 

Однако упускаем из виду важный момент: наши предки изучали науку десятилетиями, а порою тратили на это всю жизнь. Мы же хотим за год или два с лёгкостью проехаться по такому глубокому наследию предков. Тут возникает вопрос: не слишком ли мала цена, за которую мы хотим получить сокровищницу из сокровищ Ислама?

 

А ведь книги учат нас приобретать знания, прикладывая усилия, собственным трудом, кровью и потом, старанием и упорством. Сначала надо избавить себя от заблуждения и невежества, а потом и других наставлять. Наблюдая за сегодняшними недорослями, слышишь голос предков: «Если вы хотите быть знающими, платите за учёбу ту цену, что (чем) оплачивали мы, тратьте столько времени и сил, сколько тратили мы, приобретая знания.

 

За год-два или несколько лет учёбы знатоками Ислама (алимами) не становятся. За это надо платить гораздо большую цену». Арабы говорят: «Сила и помощь (стимул) от Аллаха I равноценно даруется человеку в соответствии с его усердием и старанием». Успех, удача от Всевышнего ниспосылается в соответствии с нашими намерениями и упованием на Аллаха I.

 

Вот почему сподвижники Пророка e были обладателями крепкого имана, стойки в испытаниях. Их преданность религии была сердечной; любовь и привязанность к Пророку e таились в глубинах их сердец. Самое главное – искренность стала причиной возвышения Всевышним их (сподвижников) перед остальными и причиной приближения к Пророку e.

 

Если вспомнить женщин, была такая Зиннира t – сподвижница Пророка e, у которой не было никого из родни, кто мог бы постоять за неё и сказать слова поддержки в её адрес. Она была из тех, кто ослеп из-за пыток и о ком самонадеянный и горделивый Абу Джахал сказал: «Как вы не удивляетесь им и тем, кто следует за ними?

 

Если то, с чем пришёл Мухаммад, было бы правым и таким достойным делом, разве не мы были бы первыми, кто следовал этому, а не эта Зиннира? Разве Зиннира опередила бы нас в таком благородном деле?!» («Нурул якин», с. 57). Здесь имеется в виду, что Абу Джахал и такие, как он, – якобы «люди высшей касты», более достойные всего прогрессивного, высокого, святого и благородного, чем эта (несчастная и никчёмная) Зиннира.

 

Он не видел в ней человека, а о себе был очень высокого мнения. Более всего и легче всего человек обманывается двумя вещами: деньгами и властью. Сегодня это подавно происходит, когда они соседствуют – шествуют вместе. Очень высок риск соблазна и скользок путь, сбивающий нас с истины. Соблазнившись, с лёгкостью можем потерять человеческое лицо.

 

Особенно опускается человек, если ещё и пристрастится к спиртному, табаку и т. д. В книге Абдулкадыра Сафади «Сильк уль-айн» сказано, что «собака достойнее человека, цепляющегося (борющегося) за власть, до того как она будет предопределена ему» («Сильк уль-айн», с. 158). То же самое можно сказать о человеке (понемногу обучившемся религиозным наукам) и претендующем на место шейха (наставника). То же самое касается человека, цепляющегося за мирскую власть.

 

Обратите внимание на реакцию начальника, даже самого малого коллектива. Если его снимают с должности, где только два-три человека подчинённых, это воспринимается как катастрофа, как будто его лишили целой армии и он остался без войска. А какова была реакция наших предков-мусульман? Они были покорны судьбе и своим предводителям.

 

История-наставление

Это было во времена сподвижников. Как мы знаем, Халид-асхаб t был известным сподвижником Пророка Мухаммада e, гениальным стратегом и воином, величайшим полководцем, прозванным «мечом Аллаха» и не проигравшим ни одну битву за свою жизнь. Однажды, когда Халид-асхаб t прибыл из Ирака в Шам (Сирию), он получил письмо от Умара-асхаба t – предводителя правоверных, где было написано: «Теперь ты должен вступить в (ряды) войска Абу Убайдата бину Джарраха t…».

 

Обратите внимание на реакцию Халида-асхаба t: он поцеловал письмо, сказав: «Наше дело – быть покорным, слушаться и повиноваться», – и положил его под головной убор. Так он поступил из-за крепости имана в его сердце. С покорностью принимая волеизъявление предводителя, он покидает поле боя (это случилось по окончании битвы и при завоевании города).

 

А если бы в наше время произошло такое, несложно представить, какова была бы реакция. Скорее, на том же месте (на поле боя) мы создали бы оппозицию, не задаваясь вопросом, хватит ли силы (есть ли она у нас) для противостояния руководству. Таково наше отношение к власти и предводителям. Вот о таких людях это было сказано, что «собака достойнее человека, цепляющегося (борющегося) за власть, до того как она не будет предопределена для него».

 

Разве укрепится наша вера в сердцах, когда голова забита только страстью к деньгам и господству, когда мы не беспокоимся за Ислам, когда не переживаем за мусульман, когда никаких исламских ценностей мы не придерживаемся и не уважаем их, не служим людям и народу, как служили наши предки истинной службой и преданностью?

 

Как укрепится наша вера, когда мы ищем выгоду от Ислама для себя, не думаем о том, какую пользу мы можем принести Исламу и людям? Обратите внимание, почему тот Абу Джахал сказал о Зиннире: «Разве такие, как Зиннира, должны опередить нас в чём-то достойном, прогрессивном?». Потому что он надеялся на своё богатство и положение, он гордился своим достатком, считал себя достойным всего лучшего, высокого, ценного, что есть в мире.

 

Если бы не его самоуверенность и высокомерие, он не унизил бы её, посчитав, что «такие, как Зиннира, не имеют права (не способны) принимать высокое, святое». «Это не их достоинство, а таких избранных (предводителей, продвинутых личностей), как я», – говорил он.

 

В Коране сказано (смысл): «Поистине, человек переступает за пределы (границ, установленных Аллахом I) дозволенного, когда он думает, что ни в чём не нуждается (т.е. возносится перед Господом и становится высокомерным, видя себя разбогатевшим и обладающим имуществом)» (сура 96, «Аль Аляк», аяты 6–7).

 

Немало среди нас таких же баловней судьбы, снобов и хлыщей, которые надеются на состояние или влиятельную спину, при этом, как стервятники в поисках жертвы, кидаются на людей, воображая, что они орлы. Но они подобны сороке, которая старается брать высоту орла. А орёл – птица иного полёта.

 

Когда же человек остаётся ни с чем (без того, что у него было и чем он хвастался), он остаётся один на один со Всевышним, и тогда он понимает истинную цену вещей, тогда он понимает цену своей жизни, как нужно было относиться ко Всевышнему и к людям. Вот оно, качество лицемера, когда человек хвастается чем-то недостойным, преходящим, а не придерживается пути истины – божественной истины.


(Продолжение следует)


Перевод Халимат Магомедовой