Деньги не пахнут?

Говорят, что деньги не способны изменить человека, если его сердце заполнено любовью к Создателю, а мысли – тем, как заслужить Его довольство.

статья опубликована в номере: 27 (568) / от 01 февраля 2019 (Джумад-уль-авваль 1440 г.)
78

Но это скорее описание того, как всё должно быть в идеале. На самом же деле в современных реалиях мы всё чаще сталкиваемся с проявлением корысти, а не щедрости. Пророк Мухаммад ﷺ сказал: «Самыми редкими к концу света станут кусок дозволенного и друг (брат), которому можно доверять». Сегодня мы сталкиваемся с тем, что люди перестали придавать значение тому, из каких источников они получают прибыль.

 

 Именно поэтому в одном из своих хадисов Любимец Аллаха ﷺ сказал: «Кто зарабатывает разрешённое (халяль) религией, достаточное для того, чтобы прокормить семью и оказать помощь соседу, чтобы не было нужды просить у людей, тот встретит Аллаха ﷻ с лицом, сияющим, как полная луна». 

 

Если говорить об источниках запретного заработка, то тут можно обнаружить, что их на самом деле очень много. Это и торговля запретным – алкоголем и табачными изделиями, работа женщин в неподобающих местах, содержание заведений, куда люди приходят в поисках запретных развлечений, и т. д.

 

Перечислять то, что является с точки зрения Ислама недозволенным заработком, можно долго, но если обобщить, то принцип тут следующий: всё, что запретно в отношении нас самих, так же непозволительно использовать в качестве заработка. Известный сподвижник Пророка ﷺ Хузайфа аль-Ямани رضي الله عنه сказал: «Лучший из вас тот, кто не отринул этот мир ради того света и не пренебрёг жизнью будущей ради земного мира».

 

Пренебрежением Ахиратом можно назвать невнимательность к тому, каким образом в вашем доме оказываются деньги. Как мы знаем, запретные средства пропитания лягут тяжким грузом на плечи тех, кто их приобретал, и потянут его в самую пропасть Ада. Напротив, если человек заботится о поисках халяль-заработка, то в Судный день он по милости Господа окажется в рядах обрадованных вестью о Рае, потому что добывать дозволенное – это уже само по себе поклонение. 

 

В одном из хадисов Пророка Мухаммада ﷺ говорится: «У человека есть и такие грехи, которые искупаются только заботой о зарабатывании средств на пропитание» (ат-Табрани, Абу Нуайм). Только представьте, что, просто трудясь на дозволенной работе, избегая обмана и несправедливости, можно искупить многие из своих грехов. Это поистине одна из милостей Господа по отношению к нам.

 

В Священном Коране есть аят (смысл): «И устроили Мы вам там средства жизни – мало вы благодарны за это!» (сура «Араф», аят 10). Возложив на нас обязанность использовать только дозволенную пищу, Всевышний дал нам возможность её приобрести. И те, кто утверждает, что сегодня трудно оставаться «честным», прямо противоречат словам Аллаха ﷻ.

 

Люди всегда имели склонность придавать значение тому, что о них говорят окружающие, и пытаться соответствовать общепринятым стандартам. Ведь случается такое, что, услышав намёк на своё слабое материальное положение, человек лезет из кожи вон, лишь бы показать, что он может себе позволить то, что на самом деле ему не по карману.

 

И нередко именно из-за этого человек прибегает к запретным методам заработка и стяжательству. Это одна из тончайших уловок проклятого сатаны, в которую раз за разом попадают наивные души. Всё вышесказанное не означает, что человек должен ничего не делать и ждать, когда же на его стол снизойдёт манна небесная. В Священном Коране Аллах ﷻ говорит (смысл): «И сделали Мы день временем добывания средств для жизни» (сура «Наба», аят 11).

 

Аллах ﷻ повелевает нам искать дозволенный кусок хлеба и тем самым зарабатывать себе вознаграждение и прощение грехов, так как поиск дозволенного не такая уж лёгкая задача. Однако «нелёгкая» не означает «невозможная». В любой дозволенной деятельности мусульманин непременно получает помощь Всевышнего и Его баракат.

 

Поэтому мы должны целенаправленно искать именно халяльный доход и при этом не забывать уповать на Всевышнего. В Своей Книге Он говорит (смысл): «...расходитесь по земле и ищите милости Аллаха ﷻ» (сура «Аль-Джумуа», аят 10). Обеспечение самого себя делает мусульманина более уважаемым и позволяет ему в определённой степени сохранить своё достоинство.

 

В хадисе Пророка Мухаммада ﷺ говорится следующее: «Достоинство уверовавшего в Аллаха ﷻ заключается в его материальной независимости от людей, а его благородство – в проведении ночи в молитвах». Как мы видим, поиск дозволенного пропитания очень высоко ценится в Исламе и вызывает довольство Самого Аллаха ﷻ. Но это не означает, что человек должен уходить в это настолько глубоко, что начнёт страдать его поклонение.

 

О тех, кто, несмотря на свою занятость, полноценно исполняет обязательные предписания (фарзы), Аллах ﷻ говорит (смысл):  «Это такие люди, которых ни торговля, ни продажа не отвлекают от поминания Аллаха ﷻ» (сура «АнНур», аят 37). Р. S. Как это часто бывает, всё, что порой кажется лёгким, иногда может усложниться, и наоборот: то, что представляется трудной задачей, оказывается легко разрешимым.

 

Говоря о дозволенном и недозволенном способе приобретения пропитания, не следует забывать, что Всевышний дал нам выбор, к чему прибегать и чего остерегаться. Именно поэтому в Судный день уже не будет приниматься никаких отговорок и мольб о прощении. Аллах ﷻ дал каждому из нас выбор, и то, как мы им распорядимся, определит, куда мы в конечном итоге попадём. Ассаляму алейкум ва рахматуллах. 

 

КАПИЯТ МАГОМЕДРАСУЛОВА
 

 

Также в рубрике

Ислам и современность

В Священном Коране сказано (смысл): «Что постигло тебя (о человек) из хорошего, то (это) – от Аллаха ﷻ (по Его

Как глухой больного посещал

Однажды глухой человек узнал, что его сосед заболел. И подумал: «Как я со своими ушами, которые не слышат,

«Цена человека»

«Он купил бы её за трёхкомнатную квартиру, «Жигули» и песцовую шубу: дальше этого её воображение не шло,

И всё-таки – да здравствует хиджаб!

Идёт она посреди большого города – уязвлённая им, удивлённая им, усмирённая им. Она – слабая, она – девочка,