20 апреля
2024 года
поделиться
Категория: Вопрос - ответ

– Разрешён ли в исламе временный брак?

1. – Можно ли устраиваться на работу, если точно знаешь, что на пятничный намаз в мечеть отпускать не будут, однако остальные повседневные намазы совершать разрешат? 2. – Покупатель захотел вер нуть мясо, купленное несколько дней назад, заявляя, что оно тухлое. Как быть в данной ситуации продавцу? В каких случаях покупатель имеет право на возврат товара? 3. – Можно ли мусульманам прокалывать уши, нос, другие части тела? 4. – Кого Всевышний не отправит ни в Рай, ни в Ад? 5. – Можно ли лечь спать после наступления времени намаза, не совершив молитвы? 6. – Можно ли пользоваться кистью из свиной щетины для художественных и малярных работ? 7. – Разрешён ли в Исламе временный брак?

1. – Можно ли устраиваться на работу, если точно знаешь, что на пятничный намаз в мечеть отпускать не будут, однако остальные повседневные намазы совершать разрешат?

– Ибн Хаджар аль-Хайтами в книге «Тухфат аль-Мухтадж» говорит: «Причиной, дозволяющей не совершать обязательный намаз в джамаате (коллективно), является приобретение человеком необходимого имущества, в котором он нуждается в данный момент».

 

Комментируя слова Ибн Хаджара, Абдул-Хамид ашШирвани говорит, что названная причина дозволяет не совершать обязательные намазы коллективно не только по причине приобретения необходимого имущества в данный момент, но и тогда, когда человек знает, что если он не сделает этого сейчас, то в дальнейшем не получится найти другой работы.

 

Ибн Хаджар аль-Хайтами дальше в этой же книге говорит: «Пятничный намаз не обязан совершать тот, у кого имеется одна из причин, дозволяющих не совершать обязательный намаз коллективно».


Заключение:

Если это единственная работа, от которой зависит ваш заработок, необходимый для обеспечения вас и вашей семьи, и у вас нет выбора, то можно устроиться на такую работу, даже если не будет возможности молиться коллективно по пятницам.
 

 

2. – Покупатель захотел вер нуть мясо, купленное несколько дней назад, заявляя, что оно тухлое. Как быть в данной ситуации продавцу? В каких случаях покупатель имеет право на возврат товара?

– В книге «Тухфат аль-Мухтадж» учёный Ибн Хаджар аль-Хайтами пишет: «Покупатель имеет право вернуть товар, если обнаружит в нём недостаток. Продавец должен вернуть деньги за товар, если увидит имеющийся недостаток...»

 

Таким недостатком является брак, выявленный во время купли-продажи или же появившийся после неё, но до того, как покупатель забрал товар или продавец принял оплату. Также этот недостаток должен иметься и во время расторжения сделки.

 

Товар должен быть принят продавцом, если он имеет недостатки, которые делают его неполноценным или обесценивают – из-за потери им своего прямого предназначения. Покупателю необходимо сообщить продавцу об имеющемся недостатке или о недостатке, который был в товаре до получения на руки, чтобы иметь право на возврат.

 

Товар он обязан вернуть сразу после обнаружения брака. Принимаются во внимание заверения покупателя о его незнании того, что оповещать продавца и возвращать товар после обнаружения в нём недостатка необходимо срочно. Если же покупатель без причины не уведомит и отсрочит возврат, то он теряет право возврата».

 

Заключение

– Если покупатель обнаружит в товаре недостаток, который возник до покупки и на момент возврата очевиден, то продавец обязан принять товар обратно и вернуть деньги. Это при условии, если покупатель, не откладывая, сразу после обнаружения брака предупредит об этом продавца и срочно вернёт товар.

– Если покупатель просрочит возврат, ссылаясь на неосведомлённость об его условиях, то и в этом случае продавец обязан забрать товар и вернуть деньги.
 

 

3. – Можно ли мусульманам прокалывать уши, нос, другие части тела?

– Прокалывать мочки ушей в двух и более местах – однозначно запрещено. О том, стоит ли вообще прокалывать уши, мнения учёных разнятся. Согласно мазхабу имама аш-Шафии, прокалывать нос запрещено как мужчинам, так и женщинам; запрещено прокалывать уши мужчинам и дозволено женщинам – с целью украситься.

 

Об этом пишет имам Ибн Хаджар аль-Хайтами в книге «Тухфат аль-Мухтадж»: «Прокалывать нос (мальчикам и девочкам) для вдевания колец из серебра или золота категорически запрещено, поскольку эта красота не оправдывает причинённой боли. Подобная традиция практикуется у представителей малочисленных племён, и она расходится с понятием красоты, в отличие от украшений в ушах, что является эстетичным для женщин всего мира».

 

Заключение:

Большинство учёных всех четырёх мазхабов запрещают прокалывать нос; прокалывать мочки ушей дозволено лишь женщинам – с целью украситься. Не разрешается делать проколы на теле (пирсинг), так как в этом нет оправданной красоты с точки зрения Ислама, кроме прокалывания мочек ушей, принятого у всех народов.

 

4. – Кого Всевышний не отпра вит ни в Рай, ни в Ад?

– Рай и Ад разделит высокая стена Араф. На ней и окажутся люди, чьих плохих и хороших деяний поровну. Там они будут пребывать в ожидании милости Аллаха I, пока Он не вынесет решения по ним. От Хузайфы رضي الله عنه передаётся: «Люди, которые находятся на стене Араф, – это те, чьи благие деяния спасают их от Ада, а плохие деяния не позволяют войти в Рай» (альХаким).

 

От Абдуллаха ибн Аббаса رضي الله عنه известно: «Люди, которые находятся на преграде Араф, войдут в Рай посредством ходатайства (шафаата) Пророка ﷺ» (ат-Табарани). То есть какое-то время они, дожидаясь решения Всевышнего Аллаха, проведут на Арафе, а затем Аллах I благодаря ходатайству (шафаату) Пророка ﷺ по Своей милости введёт их в Рай.

 

5. – Можно ли лечь спать после наступления времени намаза, не совершив молитвы?

– Об этом имам Ибн Хаджар аль-Хайтами пишет в книге «Тухфат аль-Мухтадж» следующее: «Нежелательно ложиться спать после наступления времени намаза, поскольку можно не успеть проснуться на него. Таково решение и относительно других намазов».

 

«Спать после наступления времени намаза можно в том случае, если человека настолько сильно одолевает сон, что его сознание притупляется. Можно спать и тогда, когда он уверен, что проснётся вовремя и успеет совершить малое омовение (а также очистить одежду и место) и намаз до истечения его срока. Если же не уверен, то до совершения намаза спать запрещено».

 

Заключение:

Нежелательно ложиться спать после наступления времени намаза и до его совершения, даже если уверены, что сумеете проснуться, чтобы вовремя очиститься и помолиться. А если не уверены, то до совершения намаза спать запрещено.
 

 

6. – Можно ли пользоваться кистью из свиной щетины для художественных и малярных работ?

– Имам Сулайман аль-Бужайрами в субкомментариях к книге «Шарх аль-Хатиб» пишет: «Если собака или свинья прикоснулись к посуде, любому другому предмету, или их слюна, моча и т. п. оказались на сухой поверхности, или же невлажное коснулось влажного, то эту вещь (место) необходимо промыть семь раз водой, один из них – смешанной с землёй». Известный учёный мазхаба имама аш-Шафии альКальюби в толковании к книге «Канз ар-Рагибин» пишет: «Более аргументированным является мнение, что свинья подобна собаке (в смысле её нечистоты и очищения от неё).

 

Заключение

– Если точно не знаете или сомневаетесь, изготовлена кисть из свиной щетины или нет, то пользоваться ею разрешается. – Если же уверены, что кисть изготовлена из свиной щетины, то, согласно более аргументированному мнению, всё, чего она коснулась, через влагу будет считаться нечистым, если не провести процедуру очищения, то есть не промыть семь раз, один из которых – с добавлением земли

 

7. – Разрешён ли в Исламе временный брак?

– «Временный брак» в арабском языке звучит как «мута» – «удовольствие». Это слово точно передаёт смысл брака, практиковавшегося до Ислама: мужчины, заключавшие его, не стремились создать долгосрочных крепких семейных отношений, а желали получить лишь удовольствие.

 

Имам аль-Бухари в сборнике «Сахих аль-Бухари» приводит хадис, переданный от Али ибн Абу Талиба رضي الله عنه, в котором тот говорит Ибн Аббасу رضي الله عنه: «...В день Хайбара (название места, где произошло сражение) Посланник Аллаха ﷺ запретил заключать временные браки и употреблять в пищу мясо ослов».

 

Имам Муслим в сборнике «Сахих Муслим» передал следующий хадис Пророка ﷺ: «О люди, прежде я разрешал вам заключать временные браки, теперь же Всевышний Аллах запретил это вплоть до Судного дня». Имам Ибн Хаджар аль-Аскаляни в книге «Фатх альБари» пишет следующее: «Аль-Хаттаби сказал: «Запрет на временный брак подобен единогласному решению уммы, которому подчинились все, кроме некоторых шиитов, не принявших его.

 

В то время как достоверно известно, что Али رضي الله عنه передал хадис об отмене временного брака, при разногласиях шииты ссылаются на мнение Али и Ахль аль-Байта. Также аль-Байхаки передаёт, что Джафара ибн Мухаммада (Джафара ас-Садика) спросили про временный брак, и он ответил: «Это и есть прелюбодеяние».

 

Имам Мухаммад Шата ад-Димьяти аль-Бакри в книге «Иаанат ат-Талибин» пишет: «Также передаётся, что Ибн Аббас رضي الله عنه, читая проповедь в день Арафа, сказал: «Временный брак запрещён так же, как запрещено употребление мертвечины, крови и свинины».

 

Заключение:

Временный брак был дозволен в начале возникновения Ислама, затем он был отменён Пророком ﷺ. И это стало единогласным решением всей уммы.

 

 

Ответы даны согласно мазхабу имама аш-Шафии

Уважаемые читатели! Вы можете присылать ваши вопросы на адрес электронной почты нашей редакции: assalamweb@gmail.com, или по телефону: +7-928-530-59-70 (СмС, WhatsApp, Telegram).