20 апреля
2024 года
поделиться
Категория: История

Когда греческий Парфенон был великой мечетью: 1458–1687 годы

На вершине Акрополя, укреплённого центра древнегреческого города Афины, находятся остатки Парфенона, одного из величайших архитектурных творений человечества.

Какова же история этого культурного и исторического памятника?


В августе 1458 года, через пять лет после завоевания Константинополя, 28-летний султан Мехмет II въехал в Афины. Его войска завоевали этот древний центр цивилизации у флорентийских князей Аччяуоли, которые правили там с 1388 года. Летописец Мехмета II, Майкл Критобулос, писал о впечатлениях султана: «Он очень хотел увидеть город и узнать историю о нём и всех его зданиях, особенно о самом Акрополе, и о местах, где правили герои тех времён и совершали свои деяния...

 

Он был поражён увиденным, особенно его впечатлил Акрополь. Руины и остатки здания в его воображении приобрели реальные очертания, ведь султан Мехмад II был не только великим воином, но и очень мудрым правителем. Он отметил уважение жителей города к своим предкам, и подобное внимание было вознаграждено.

 

Султан был страстно увлечён древней историей. Он считал себя правителем, подобным молодому Александру Македонскому, учителем которого был Аристотель (Критобулос описал его как одного из самых проницательных философов). Он был убеждён, что его завоевание Византии и всей её империи было предписано свыше.

Будучи глубоко набожным мусульманином, его духовный наставник шейх Аксемседдин (1372–1459) призвал его сделать это согласно тексту хадиса: «Воистину, ты должен победить Константинополь. Каким прекрасным вождём он будет, и какой прекрасной будет эта армия». Свою роль сыграло широко распространённое убеждение, что завоеватель Константинополя будет носить имя Пророка Мухаммада e.

 

Шейх стал имамом, когда сразу после завоевания состоялся первый джума-намаз в Святой Софии. Визит султана в Афины имел решающее значение в его решении в 1459 году построить великолепный новый дворец в Стамбуле с видом на Босфор на месте древнего акрополя Византии (рядом с Софийским собором и руинами грандиозного дворца императора Константина IV века).

 

Мехмет II приказал, чтобы он «затмил всё и был более изумительным, чем предыдущие дворцы, по внешнему виду, размеру, стоимости и грациозности». Строительство было завершено между 1465 и 1468 годами – позже он будет известен как Дворец Топкапы.

 

После второго приезда в Афины по приказу Мехмета II в 1466 году Парфенон (тогда в значительной степени неповреждённый) был преобразован в большую джума-мечеть, отчасти из-за того, что с V века его использовали в качестве христианской церкви. Был построен высокий минарет, возвышающийся над городским пейзажем.

 

Османский гарнизон занял Акрополь с солдатами и их семьями, живущими в многочисленных домах, сгруппированных вокруг мечети. Пропилайя, грандиозное греческое классическое здание на въезде в Акрополь, превращённое во дворец флорентийскими герцогами, стало резиденцией османского правителя.

 

Османы долго не поощряли посещение иностранцами этого региона, и только в третьей четверти XVII века западные жители начали посещать и публиковать свои описания и изображения Акрополя под владычеством мусульман. Однако первое обширное описание османских Афин было сделано не европейцем, а великим турецким путешественником Эвлией Челеби, который посетил город в 1667 году и с восторгом описал то, что увидел.

Челеби был одарённым хафизом (тот, кто знал Коран наизусть), который лично служил султану Мураду IV (1612– 1640). Во сне он получил разрешение от Пророка e совершать свои путешествия. Челеби записал, что в Афинах было одиннадцать мечетей, одно медресе, три мектеба, два караван-сарая и три хамама. Он писал, что никто не может считаться учёным до тех пор, пока он не посетит Афины, и что касается самого Акрополя, «как какая-то неприступная крепость, созданная не человеческим посредничеством... это действительно работа рук людей меньше, чем работа самих небес: пусть он будет благословен и остаётся стоять на все времена».

 

Мечеть Парфенона ошеломила его: «Скромный и неумелый писатель... был благословлён возможностью совершить поездку по всему континенту [Азии] и семи местам... Рукотворные шедевры внутри мечети в Афинах более выдающиеся и более поразительные, чем памятники всех земель, которые я упомянул…<…>

 

Несмотря на все разрушения [понесённые], ни одна другая известная нам мечеть не может открыть такие светящиеся эмоции в душе человека. Каждый раз, когда вы посещаете, вы обнаруживаете всё новые и новые шедевры, которые во время предыдущих посещений ускользнули от вашего внимания».

 

Эвлия Челеби лично видел роскошь четырёх великолепно украшенных древних мечетей Ислама, три из которых также были преобразованы после своих прежних религиозных функций: Собор Святой Софии в Стамбуле, Великую мечеть Дамаска и Ротонду Галерия в Фессалониках. Четвёртым был Купол Скалы в Иерусалиме, построенный 691 г. халифом Абд аль-Маликом.

 

То, что этот турок, путешествовавший по разным странам, сделал такие заявления о Парфеноне, означало, что он действительно должен был казаться равным этим шедеврам архитектуры. Челеби подробно и эффектно описывает интерьер великой мечети. Он восхищался колоннами из рубинового красного мрамора, которые могли «отражать даже тень лица человека», «позолоченный купол», «четыре колонны из зелёного мрамора возле минбара… украшенные искусными цветами», «цветы и камни на дверях и стенах, которые напоминают глаза, кошек, рыб и т. д.».

 

Деревянные двери мечети были из тонко вырезанного кипариса «двадцати ярдов высотой», которые когда-то были позолочены. Арки и стены были украшены разноцветной мозаикой, которая напоминала ему о Куполе Скалы в Иерусалиме. Европейские посетители были впечатлены не в менышей степени. Одним из них был Джордж Уилер, английский ботаник и антиквар, который посетил достопримечательность в 1676 году.

 

Отметив пять мечетей в городе внизу, он написал: «Мечеть, переделанная из храма Минервы, без сравнения лучшая в мире». Он завершил рассказ о своём туре, заявив, что «нигде не видел таких чудес, как в городе Афины». Его комментарии по поводу Святой Софии резко контрастировали: «Её не так хорошо содержат ни в плане ремонта, ни в украшениях по сравнению с другими мечетями, построенными султанами: поэтому я подожду с её описанием как мечети, пока не найду другую, более роскошно украшенную».

В 1683 году султан Мехмет IV (1642–1693) безуспешно осадил Вену. В ответ Австрия, Польша, Венеция и папа Римский создали Священную лигу, чтобы вернуть все европейские земли, оккупированные османами. В 1687 году армия под командованием венецианского адмирала Франческо Морозини начала наступление на Афины. Его Османский гарнизон укрепился на Акрополе.

 

Женщины, дети и пожилые люди были укрыты в мечети Парфенона. Акрополь подвергался жестокой бомбардировке в течение восьми дней, и в ночь на 26 сентября 1687 года миномётный снаряд нанёс прямой удар по боеприпасам, хранящимся в Парфеноне. Большой взрыв разрушил большую часть здания. Последовавший за этим пожар полностью уничтожил его крышу и внутреннюю отделку.

 

Погибло около трёхсот человек. Османы сдались, и Афины были оставлены захватчикам. Цитадель была восстановлена в 1688 году, но город оставался пустым в течение нескольких лет. Парфенон, который на протяжении двух веков был одной из величайших мечетей в исламском мире, никогда не будет таким великолепным. Из-за степени повреждения не было предпринято никакой попытки восстановить его.

 

В его руинах была построена ещё одна небольшая отдельно стоящая мечеть, выполненная в типичном османском стиле. В течение следующих полутора столетий Парфенон оставался руинами военной базы. Маленькая мечеть пережила несколько осад Акрополя во время греческой войны за независимость (1821–1830).

 

Хотя его минарет был снесён в 1832 году, само здание сохранялось достаточно долго, чтобы его запечатлели на ранних фотографиях Парфенона ещё в 1844 году; после этого нет никаких записей о нём. После провозглашения независимости Греции все постройки на Акрополе позднее V века до нашей эры были демонтированы. Афинские мечети были снесены или перепрофилированы, а их минареты – мощные символы шахады и призыва к Исламу – разрушены.

 

Первую официальную мечеть в Афинах с того времени (175 лет назад) планируют открыть в 2019 году. Она построена за счёт средств правительства Греции для нужд значительного и постоянно растущего числа верующих в столице, и сейчас рассматриваются заявки на пост её первого имама.

 

ГАЙ (ГАЙДАР) ПЕТEРБРИДЖ, ПРОФЕССОР, СПЕЦИАЛИСТ ПО КУЛЬТУРНОМУ НАСЛЕДИЮ И ИСТОРИИ ИСЛАМА, АВСТРАЛИЯ, РОССИЯ