Как заставить ребёнка хорошо учиться?

Для многих родителей сейчас стало привычным слышать от своих детей, что те больше не хотят учиться и не видят никакого смысла в том, чтобы овладевать знаниями. С этой проблемой часто обращаются за психологической помощью. Наибольший пик таких проблем приходится на возраст 12–13 лет. Для родителей подростков приобретает особую актуальность вопрос, как можно заставить детей снова учиться.

статья опубликована в номере: 26 (567) / от 15 января 2019 (Джумад-уль-авваль 1440 г.)
47

Сразу скажу, что заставить ребёнка хорошо учиться невозможно, как и невозможно когото сделать счастливым против его воли. Надо иначе подходить к решению вопроса. Дело в том, что самый эффективный метод достичь того, чтобы кто-то что-то сделал, – это добиться, чтобы он захотел это совершить.

 

Прежде всего родитель должен отойти от привычных стереотипов, типа что строгим контролем всего можно добиться. Это не более чем миф, таким способом мы может только научить ребёнка лучше скрывать его проделки. Родитель должен понять, что есть реальные внутренние причины, которые убивают в ребёнке всё желание чего-то добиваться. Как правило, всё дело во внутренней мотивации.

 

В подавляющем большинстве случаев всё сводится к тому, что по достижении определённого возраста у сына или дочери расширяются границы самосознания, они начинают видеть несколько шире, и в приоритет выходят иные ценности, а не учёба. Они начинают сравнивать себя с другими и задумываться о своём авторитете в классе, о том, какое мнение о них складывается у одноклассников.

 

Нередко эти изменения в структуре психики приводят к появлению всевозможных страхов. Дети становятся более застенчивыми и начинают чувствовать себя неловко у доски или вообще в классе. Но у них продолжает расти желание хоть как-то самоутвердиться и реализоваться, и они начинают искать новые пути.

 

Как правило, они начинают искать себя в компьютерных играх, в какихто сомнительных компаниях или ещё как-то. Если родитель замечает такие изменения, то он по привычке прибегает к проверенным методам воздействия, таким как ограничения в чём-то, наказания или постоянные нравоучения.

 

В этот момент родители упускают главное – ребёнок как раз-таки и бежит от всего, что подрывает его уверенность в себе. Вместо этого я часто рекомендую родителям кардинально пересмотреть свои взаимоотношения с ребёнком. Предлагаю на время отказаться от критики и перейти на поддерживающую модель взаимодействия.Это первое.

 

Второе и наиболее важное – научить ребёнка адекватно реагировать на замечания учителей и на собственные неудачи. Дело в том, что несколько неудач подряд в жизни ребёнка могут легко изменить его внутреннюю мотивацию. Ребёнок может начать бояться совершать что-то новое, и его не покидает страх совершить ошибку.

 

В итоге, чтобы хоть как-то обезопасить себя от разочарований в самом же себе, он просто уходит в некую зону комфорта – в убеждённость, что и так всё хорошо и нет смысла что-то менять. Главное в такой ситуации – убедить ребёнка, что он на самом деле способен на большее. Если родитель всеми своими действиями покажет, что верит в своего ребёнка, что он видит в нём человека, который способен многого добиться в жизни, то рано или поздно и сам ребёнок начнёт в это верить и всячески постарается доказать родителю, что он действительно такой.

 

АЛИАСХАБ МУРЗАЕВ
ПСИХОЛОГ

Также в рубрике

Два шага от двоечника к отличнику

Фразу «Не хочу учиться» от своего ребёнка слышал, наверное, каждый родитель. Дети теряют интерес к процессу

Чайлдфри – последствия детского эгоизма

«У меня сестрёнки нет, у меня братишки нет. Говорят, с детьми хлопот – невпроворот. Что же будет на Земле через

Моя мама меня не любит

Согласитесь, вроде всего лишь слова, а неприятный холодок пробирает. Но ведь такого не может быть! Неужели

О мире в душе и семье

Нередко юноши и девушки, получив специальность и профессию, остаются неграмотными в умении налаживать