Соломоново решение, или Поворот в нужную сторону

«Это не твоё. Ты создан для другого. Я знаю, что тебе нужно. Ты не понимаешь. Мы тебе правду говорим, со стороны всё понятнее, нам виднее…»

статья опубликована в номере: 26 (567) / от 15 января 2019 (Джумад-уль-авваль 1440 г.)
167

Этими и другими словами нередко выражаются мнения о нас людей, по сути для нас посторонних. В такие моменты возрастает соблазн поддаться чужому мнению, пойти на поводу у собственной слабости, ведь мы все с детского сада до высшего учебного заведения воспитывались теми, кто говорил: «Я лучше знаю», – то есть более высокими по статусу или старшими по возрасту, преимущественно преподавателями. Так вот, знание о человеке имеет несколько слоёв.

 

Посторонним людям предстаёт только внешняя наша часть, так называемая «кожура» человека, в то время как наша «мякоть», «сердцевина» знакома только тем, кто рос с нами, кто произвёл нас на свет, а также нам самим. Так оставим за собой преимущественное право судить о самом себе. Ведь дольше, чем мы сами, с нами никто не был. И никто, кроме нас самих, не поймёт, что нам подходит, а что для нас как смоляное чучело для братца Кролика.

 

«Не нужна ты ему! Что хорошего он тебе даст? Да ничего! Вот увидишь, нахлебаешься с ним горя!» – говорили подруги красивой, статной черноокой Наргиз. Она уже несколько лет была засватана за парня, с которым училась в вузе, а затем они оказались коллегами в одной организации. Казалось, это судьба. Её родители долго не соглашались на их брак, всё хотели выдать дочь за односельчанина, но вот заветное кольцо надето, Наргиз – счастливая невеста.

 

Да только счастье своё видит лишь она. Подруги твердят, что она губит свою жизнь, могла бы выйти замуж поудачнее, таким перспективным женихам отказала! Нельзя сказать, что их влияние не отразилось. Наргиз по своей инициативе несколько раз откладывала свадьбу – то напряжённая работа над новым проектом, то командировки – всё было недосуг.

 

А потом, в одной из поездок, вдали от подруг, жениха и остальных близких прозрела: она собиралась замуж за работящего, честного человека, пусть и совсем небогатого. Есть люди – просто сумма слагаемых, а есть люди цельные. Так вот, её жених был из редких цельных, настоящих людей, а подруги – тем самым балластом, который в определённый промежуток времени нужно сбросить, чтобы плыть в самостоятельно выбранном направлении. Вскоре состоялась её свадьба, и она зажила счастливой жизнью с человеком, который по сей день её ничем не разочаровал. А подруги? Подруги остались в прошлом, как и их мнение о том, что для неё лучше. Радикально?

 

Думаю, нет. Такие псевдодрузья никогда не останавливаются лишь на разрушении личного спокойствия, их слова могут оказать серьёзное влияние в тот момент, когда мы наиболее уязвимы, в момент слабости или неуверенности. А результат – сломанные судьбы и разбитые сердца, оттого что люди не сумели отстоять право на собственную жизнь.

 

А вот другая история. С тех пор прошло несколько десятилетий, но многие односельчане Захры помнят историю её первого замужества. Юной шестнадцатилетней девушкой она вышла за семнадцатилетнего Али. Год прожили молодые счастливой семейной жизнью, пока не случилось Али повздорить с родственником Захры. Случилось и случилось. Он и прощения попросил, и все попытки предпринял восстановить отношения с упрямым шурином.

 

Но семья Захры забрала девушку из дома мужа. То, что считалось в их обществе позором, в любом другом обществе легко могло решиться без последствий, не переходя в бытовую катастрофу, но обстоятельства были неумолимы, как и родня юной жены. Она согласилась с решением своих родителей и к мужу не вернулась. Счастливого воссоединения не случилось. Состоялся развод. Нет уже на свете ни Али, ни Захры, а потомки до сих пор недоумевают, как из-за такого пустяка можно было разлучить мужа и жену. Советоваться, обдумывать решение приветствуется в Исламе.

 

О мудрости обсуждений («мушаввара» – араб.) в поисках оптимального ответа писали и учёные-богословы в научных трудах. И тут важно не наткнуться на доброхотов, которых заботит только вопрос собственной значимости, а выбирать тех, кто мудр, имеет большой жизненный опыт, знания, ведь процесс познания даёт 
огромный импульс интеллектуальному развитию индивида, что мы имеем возможность наблюдать на примере наших богословов.

 

Всю жизнь посвятившие знаниям, эти люди прекрасно разбираются в тонкостях человеческой души, видят ситуацию настолько глубоко и в таком ракурсе, в котором мозг не сведущего в этой области просто не настроен анализировать обстановку. И есть уникальный помощник, благодаря которому можно принять наиболее успешное решение, – внутреннее чутьё.

 

Для того чтобы внутренний голос звучал чисто и ясно, нужно содержать свой внутренний мир в идеальном порядке, обдумывать решение по вопросу, в котором нет и намёка на греховность, чтобы оно не завело нас в дебри сознания, помутнённого склонностью к иррациональному. И тогда принятое решение будет иметь особенную ценность для нас. Ведь это наше решение.

АЙША ТУХАЕВА

Также в рубрике

Как стать хорошим отцом

Есть такая поговорка: «Новые деньги печатаются каждый день, а дети будут маленькими всего лишь раз».

Три главные причины распада семьи

«Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему», – утверждал

Как правильно готовиться к ЕГЭ

Близится время, когда выпускники школ пойдут сдавать первый важный экзамен в их жизни. В этой связи многие

Как правильно давать советы?

«Всякий совет к разуму хорош» – гласит народная мудрость. Советы – это, конечно, хорошо, но вот знаем ли мы,