20 апреля
2024 года
поделиться
Категория: Вопрос - ответ

Правда ли, что свекровь нельзя называть матерью?

1. – Станет ли приёмный ребёнок молочным родственником для женщины, если её сестра накормит его грудным молоком? 2. – С какого возраста при ребёнке, который не является махрамом, надо скрывать аврат (запретные для взора постороннего человека части тела)? 3. – Можно ли пить в целях лечения верблюжью мочу? И является ли это сунной? 4. Правда ли, что свекровь нельзя называть матерью? 5. – Существуют ли благоприятные и неблагоприятные дни для процедуры кровопускания? 6. – Является ли сунной для мужчин носить длинные, до мочек ушей, волосы?

1. – Станет ли приёмный ребёнок молочным родственником для женщины, если её сестра накормит его грудным молоком?

– Имам ибн Хаджар аль-Хайтами в книге «Тухфат альМухтадж» пишет: «Необходимым условием для установления молочного родства является полноценное пятикратное грудное вскармливание ребёнка, не достигшего двухлетнего возраста».

 

«В результате вскармливания, полностью отвечающего необходимым требованиям, кормилица становится молочной матерью этого ребёнка, а её муж, являющийся отцом её родного ребёнка, при рождении которого у неё и появилось это молоко, становится молочным отцом. Молочное родство распространяется в будущем и на детей и внуков этого ребёнка, будь они кровными или же молочными».

 

«Кровные или же молочные отец и дед кормилицы становятся дедом и прадедом ребёнка, а в последующем и для его детей. И если этот ребёнок – девочка, то им запрещено на ней жениться. Кровные или же молочные мать и бабушка кормилицы становятся бабушкой и прабабушкой для этого ребёнка. И если этот ребёнок – мальчик, то им нельзя в последующем вступить с ним в брак.

 

Кровные или же молочные дети кормилицы становятся братьями и сёстрами этого ребёнка, а её кровные или же молочные братья и сёстры становятся его дядями и тётями. Отец мужа кормилицы становится его дедом, брат – дядей и т. д.».

Заключение

• Если женщина накормит грудным молоком приёмного ребёнка пять раз до достижения им двух лет, то её сестра становится ему молочной тётей, уединение с которой в Исламе дозволено.
 

 

2. – С какого возраста при ребёнке, который не является махрамом, надо скрывать аврат (запретные для взора постороннего человека части тела)?

– Махрам – это близкий родственник (мужчина или женщина) по кровному или молочному родству или родственник по причине брака (тесть, тёща, падчерица, отчим, мачеха и т. д.). Имам ан-Навави в книге «Минхадж ат-Талибин» пишет: «Более верным мнением считается, что «мурахик» подобен совершеннолетнему».

 

Имам ар-Рамли в комментариях к книге «Минхадж атТалибин» даёт определение мурахику: «Мурахик – это тот, кто приблизился к возрасту, когда предполагается поллюция, то есть подразумевается возраст, в котором чаще всего с ним это случается, а это возраст, близкий к пятнадцати лунным годам. Если у мурахика появляется физическое влечение к женщинам, то он однозначно будет приравниваться к совершеннолетнему мужчине. Девочка-мурахикат тоже будет в этом вопросе считаться совершеннолетней».

 

Ещё имам ар-Рамли пишет: «Если ребёнок может правильно описать то, что видел, и не испытывает физического влечения к женщинам, то, согласно решению, отношение к нему – как к махраму (то есть можно оголять перед ним то, что выше пупка и ниже колен)».

 

Заключение:

• Если ребёнок маленький и не может правдиво передать то, что видел, то женщине перед ним можно открывать аврат, менять одежду и т. д.

• Если же он способен правдиво передать то, что видел, но у него нет влечения к противоположному полу, то можно оголять перед ним только те части тела, которые можно оголять перед махрамами (то есть можно оголять перед ним то, что выше пупка и ниже колен).

• Если же у него есть влечение к противоположному полу, то отношение к нему – как к взрослому, перед которым ничего нельзя оголять. Если же он однозначно достиг возраста мурахика, то оголяться перед ним нельзя однозначно. 

 

3. – Можно ли пить в целях лечения верблюжью мочу? И является ли это сунной?

– Учёный шафиитского мазхаба имам аш-Ширвани в своих комментариях к книге «Тухфат аль-Мухтадж» пишет: «Что касается веления Пророка ﷺ племени ураннийин пить верблюжью мочу, то подразумевалось использование её как средства лечения, а лечение нечистотой разрешено, но только при отсутствии чистого заменителя».

 

«Под словами Пророка ﷺ: «Аллах ﷻ не вложил исцеления в то, что запретил моей умме (общине)»,  – подразумевается вино в чистом виде, и, следовательно, его нельзя использовать для лечения, в отличие от других нечистот, использовать которые можно, если нет другого лекарства, не содержащего в себе нечистоты». 

Заключение

• Верблюжья моча является нечистотой, использовать её и другие нечистоты в целях лечения, принимая внутрь, разрешено только в том случае, если нет другого лекарства, не содержащего в себе нечистоты. Лечение верблюжьей мочой не является сунной как таковой, это лишь дозволенное средство лечения при отсутствии чистого заменителя.
 


 
4. Правда ли, что свекровь нельзя называть матерью?

Имам ан-Навави в своих комментариях к книге «Сахих уль-Муслим» сказал: «Слова Пророка ﷺ: «О, мой сын», сказанные сподвижникам Анасу رضي الله عنه  и Мугирату رضي الله عنه, говорят о дозволенности говорить младшему по годам человеку: «о мой сын», «о мой ребёнок».

 

Суть этих слов – выражение мягкости, доброты, сострадания, (смысл: «ты для меня как родной ребёнок»). Кроме того, младшему и ровеснику говорят: «о мой брат» – в том же смысле, о котором мы сказали выше. Если так говорить, проявляя мягкость и доброту, то это желательно (суннат), как это сделал Пророк ﷺ».

Заключение:

– Из вышесказанного ясно, что так же, как младшему можно говорить: «о мой сын», «о мой брат», и свекрови можно говорить: «о моя мать».
 

 

5. – Существуют ли благоприятные и неблагоприятные дни для процедуры кровопускания?

– О том, какие дни являются благоприятными, есть множество преданий от Посланника Аллаха ﷺ. Передаётся от Абу Хурайры رضي الله عنه, что Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Тому, кто сделает хиджаму (кровопускание) в 17-й, 19-й и 21-й дни месяца, она станет исцелением от любой болезни» (Абу Давуд). Есть также предания о неблагоприятных днях для этой процедуры.

 

Передаётся от имама аз-Зухри, что Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Тот, кто сделает хиджаму в среду или субботу и заболеет (по этой причине), то пусть винит в этом только себя» (Аз-Зухри). Однажды имама Ибн Хаджара аль-Хайтами спросили: «Передано ли что-либо о запрете и велении кровопускания в определённые дни?»

 

На что он ответил: «Да, есть достоверная передача о запрете на кровопускание в пятницу, субботу, воскресенье и среду. В преданиях также говорится, что во вторник есть час, в котором кровь не свёртывается, и это предвещает угрозу для жизни. В среду и субботу есть опасность возникновения кожной болезни, в пятницу тоже есть час, когда возникает риск смерти, если сделать кровопускание. Достоверно веление проводить кровопускание в четверг и понедельник». («Аль-Фатава аль-Кубра»)

 

Заключение

• Желательными днями недели для процедуры кровопускания в качестве профилактики считаются понедельник и четверг, а в месяце – 17-й, 19-й и 21-й по лунному календарю. Кроме того, желательно проводить процедуру кровопускания, когда луна находится в фазе убывания. В пятницу, субботу, воскресенье и среду от кровопускания лучше воздержаться. Для больного, которому процедура кровопускания жизненно необходима, нет нежелательности во времени.
 

 

6. – Является ли сунной для мужчин носить длинные, до мочек ушей, волосы?

– Из хадисов известно, что волосы Пророка ﷺ доходили до края мочек ушей, временами – до плеч. Имам аль-Хатиб аль-Багдади в книге «Аль-факих ва аль-мутафакких» пишет: «Действия Пророка ﷺ делятся на те, которые относятся к поклонению, и на те, которые не относятся к поклонению.

 

Если действия не относятся к поклонению, то это указывает на дозволенность этих действий». Имам ан-Навави в книге «Аль-Маджму» пишет: «Что касается бритья всей головы, имам аль-Газали говорит: «Нет ничего порицаемого в бритье головы тому, кто делает это с целью соблюдения чистоты, и не порицается отращивать волосы тому, кто намерен умащивать и расчёсывать их».

 

Такого же мнения придерживаются учёные нашего, шафиитского, мазхаба». Ибн Хаджар аль-Хайтами в книге «Тухфат аль-Мухтадж» пишет: «Бритьё головы является дозволенным, но если оставление волос причиняет вред или человеку трудно ухаживать за ними, то желательно их побрить». Имам аш-Ширвани в своих субкомментариях пишет: «Если длинные волосы умаляют степень благовоспитанности, что и происходит в наше время, то тогда желательно побрить голову».

 

Заключение:

• Согласно мазхабу имама аш-Шафии отращивать длинные волосы не является сунной, а относится к дозволенным действиям.

• Необходимо иметь внешний вид, соответствующий общепринятым нормам (дозволенный, не порочащий достоинства), который имеет большинство мужчин вашего статуса, местности, где вы проживаете.
 

 

 

Ответы даны согласно мазхабу имама аш-шафии

 

Уважаемые читатели!

Вы можете присылать ваши вопросы на адрес электронной почты нашей редакции: assalamweb@gmail.com, или по телефону: +7-928-530-59-70 (СМС, WhatsApp, Telegram).