20 апреля
2024 года
поделиться
Категория: Религия

История пророка Мусы عليه السلام (Моисея)

Однажды Муса عليه السلام, ему тогда было семь лет, сел на трон, на котором сидел Фир’авн. Непонятно для чего, Фир’авн стал скрести ногтями по престолу, издавая раздражающий звук, и это рассердило Мусу عليه السلام: он спустился с кресла и со всей силы пнул его ногой. Ножки трона надломились, и Фир’авн упал и ударился лицом, разбив себе нос. Всё лицо его было в крови. И вновь он вознамерился убить Мусу عليه السلام. Но Асият отговорила: мол, радуйся за такого сына, сын-силач может тебе пригодиться. Фир’авна убедили её слова, его неприязнь к Мусе عليه السلام прошла, и он успокоился. Так Асият стала причиной исполнения предвечного решения Всевышнего.

Когда Мусе عليه السلام исполнилось двенадцать лет, он как-то раз сел вместе с Фир’авном за обеденный стол. Был подан целиком зажаренный верблюд. У Фир’авна было хорошее настроение. Вдруг Муса عليه السلام, обращаясь к верблюду, сказал: «Встань по воле Аллаха ﷻ!»

 

В ту же секунду верблюд встал на ноги. Фир’авн в большой растерянности пошёл к Асият и рассказал ей о случившемся. Асият и на этот раз успокоила его: «Это же хорошо, что у тебя есть такой сын, который творит чудеса». Когда Мусе عليه السلام исполнилось двадцать три года, он стал совершать омовение и намаз. Один из коптов, который был рядом, спросил его:

«Муса عليه السلام, кому ты молишься?»

– «Я молюсь своему Господу и Покровителю», – ответил он.

Тот снова спросил: «Разве не своему отцу – Фир’авну – ты молишься?»

– «Будь ты проклят Всевышним вместе с Фир’авном!» – обругал его Муса عليه السلام.

Он часто проклинал Фир’авна при людях. Но кто бы ни ходил доложить об этом Фир’авну, никто не успевал вымолвить ни слова: по воле Всевышнего в это время Фир’авн впадал в сильный гнев: одних убивал, других сжигал, третьим отрубал руки и мучил.

 

Увидев это, люди поняли, что в этом есть нечто необъяснимое, и перестали ходить к нему с доносами. И получилось так, что о Мусе عليه السلام люди могли говорить только хорошее. Так пророк достиг сорокалетнего возраста. Он читал потомкам Израиля проповеди, повелевал совершать добро и сторониться дурного.

 

Рассказывая о заблуждениях Фир’авна, он называл его не иначе как проклятым, и его гнев на неверных усиливался.Люди не знали об истинных отношениях Мусы عليه السلام и Фир’авна, они считали их отцом и сыном. Оседлав коня Фир’авна, Муса عليه السلام мог ездить верхом на нём в любое время ради развлечения. Многих своих соплеменников Муса عليه السلام спас от бед, злоключений и насилия, причиняемых коптами.

 

Люди очень любили Мусу عليه السلام, ибо это чувство было заложено в них Всевышним. Говорят, что иблиса спросили: «Любил ли ты когонибудь?» – «Никого, кроме Мусы عليه السلام, сына Имрана», – ответил он. «Как же ты его полюбил?» – спросили его снова. Он стал оправдываться: «Как же мне его не любить?» – и привёл аят о Мусе عليه السلام, в котором Всевышний говорит (смысл): «Я вложил в сердца людей любовь к тебе». У проклятого Фир’авна был повар по имени Фатун, или Фалисун.

 

Он купил вязанку дров и стоял рядом с ней в ожидании носильщика. Мимо проходил один из израилитов. Копт остановил его и стал принуждать, чтобы тот отнёс его дрова, но прохожий отказывался. Муса عليه السلام в это время был поблизости, и израилит позвал его на помощь. Муса عليه السلام велел копту оставить того в покое, а когда повар не послушался, ударил его кулаком в грудь.

 

Копт безмолвно упал на землю и умер в тот же миг. Опечаленный случившимся, Муса عليه السلام, боясь Аллаха ﷻ, начал просить прощения у Него. Он не намеревался убивать повара. И никто не видел, как он ударил его. Прошёл слух, что копта убил израилит, и начались усиленные поиски убийцы. Утром следующего дня Муса عليه السلام увидел того же израилита.

 

Он спорил с коптом, племянником убитого, который искал того, кто убил его дядю. Израилит, как и в предыдущий день, попросил Мусу عليه السلام помочь ему. Но Муса عليه السلام рассердился и грубо ответил: «Поистине, ты спорщик. И вчера ты ввёл меня в заблуждение».

 

Муса عليه السلام поднял руку, чтобы ударить копта, но израилит подумал, что он хочет ударить его, и в страхе, что Муса عليه السلام убьёт его, выдал тайну, проговорив: «Что, хочешь убить меня, как вчера убил того человека?» Копту, который был готов отомстить этому израилиту за смерть своего дяди, стало ясно, что преступник – другой человек. По огорчённому виду Мусы عليه السلام копт понял, что дядю убил именно он.

 

Копт сразу же отправился к Фир’авну и рассказал ему обо всём. Царь дал разрешение отомстить за убитого, и вся его родня бросилась на поиски Мусы عليه السلام. Среди подданных Фир’авна был человек по имени Харкил, тайно уверовавший во Всевышнего. Он рассказал Мусе عليه السلام, что люди царя собираются его убить.Вынужденный спрятаться от Фир’авна, Муса عليه السلام не знал, куда идти.

 

Всевышний ниспослал к нему ангела, который направил его в сторону Мадйана. Когда Муса عليه السلام уходил из Египта, у него с собой не было никакой еды. Полагаясь на Всемогущего Аллаха, он вышел в путь, который продолжался восемь суток. В то время как люди Фир’авна и убитого копта искали его по всему городу, Муса عليه السلام тайком покинул Египет и на восьмой день уже был в Мадйане.

 

Там он присел отдохнуть в тени дерева. Поблизости находился колодец, к которому пастухи по очереди приводили свои отары на водопой. Муса عليه السلام увидел, что две девушки со своими овцами стоят в стороне. Он подошёл к ним и спросил, кто они такие и почему не подходят к колодцу.

 

Девушки рассказали Мусе عليه السلام, что они могут напоить своих овец только после того, как другие отойдут. И объяснили почему: отец их – старец, пророк, посланный Всевышним к этому народу, и люди очень завидуют ему и тем благам, которыми одарил его Аллах ﷻ. Пастухи обычно закрывали колодец большой плитой после того, как их овцы утолят жажду.

 

В этот день они сделали так же и после ушли. Муса عليه السلام велел девушкам пригнать отару поближе, сам же легко, будто пёрышко, отодвинул плиту, которую пастухи с трудом двигали все вместе. Посрамив завистников, Муса عليه السلام снова уселся под деревом. А девушки пригнали отару, вдоволь напоили овец и отправились домой. Их отец очень удивился, когда они вернулись раньше обычного, и спросил, почему так произошло.

 

Они рассказали ему, как Муса عليه السلام помог им. Тогда пророк Шуайб عليه السلام велел одной из дочерей пригласить Мусу عليه السلام к ним в гости. Девушка вновь пришла к колодцу и, от стыдливости прикрывая лицо платком, поведала Мусе عليه السلام о желании отца, сказав: «Отец хочет отблагодарить тебя за помощь, оказанную нам». Они двинулись в путь: впереди шла дочь Шуайба عليه السلام, показывая дорогу, за ней следовал Муса عليه السلام.

 

Ветер приподнимал её платье, обнажая ноги, и Муса عليه السلام решил сам идти впереди, поручив ей указывать дорогу. Так через земли Мадйана они пришли к Шуайбу عليه السلام. Он радушно принял гостя, и они начали доброжелательную беседу. Шуайб عليه السلام спросил Мусу عليه السلام, зачем он приехал в Мадйан. Тот подробно рассказал обо всём, что произошло с ним в Египте.

 

Пророк Шуайб عليه السلام успокоил его добрым словом: «Не бойся заблудшего народа. Фир’авн на земле Мадйана не имеет никакой власти». Затем принесли еду и угощение для Мусы عليه السلام. Поев, он поблагодарил Всевышнего. Прозорливая дочь Шуайба عليه السلام оценила милосердие Мусы عليه السلام, его силу и набожность, рассказала об этом отцу и попросила нанять Мусу عليه السلام пастухом их овец. Шуайбу عليه السلام понравилось её предложение, и Всевышний побудил его к этому.

 

Они договорились, что Шуайб عليه السلام выдаст свою дочь за Мусу عليه السلام с условием, что он будет пасти его овец в течение восьми лет. Затем Шуайб عليه السلام попросил довести число лет до десяти, добавив ещё два года, но при этом сказал: «Десять лет – это с твоего согласия, я не хочу обременять тебя таким условием».

 

Согласившись с этим, Муса عليه السلام сказал Шуайбу عليه السلام: «Что касается срока – это остаётся между нами, как бы то ни было». На этих условиях они заключили договор, свидетелем которого был Всевышний. Затем собрали всех мусульман Мадйана и сыграли свадьбу Мусы عليه السلام и Сафуры. Шуайб عليه السلام отвёл Мусу عليه السلام в комнату, на стенах которой были развешаны посохи, и предложил новому пастуху взять любой из них. Муса عليه السلام протянул руку, и ему попался красный посох, но Шуайб عليه السلام велел оставить его.

 

Снова Муса عليه السلام протянул руку, и опять попался тот же посох, и Шуайб عليه السلام опять приказал повесить его на место. Но сколько бы раз Муса عليه السلام ни протягивал руку, ему попадался один и тот же посох, и Шуайб عليه السلام, наконец, позволил взять его. Он сказал, что этот посох дарован Аллахом ﷻ Адаму عليه السلام в Раю, и завещал его свято оберегать. После этого посох остался у Мусы عليه السلام.

 

Муса عليه السلام стал пасти овец своего тестя на земле Мадйана по договору, заключённому на восемь лет. Теперь другие пастухи перестали хозяйничать на водопое, и Муса عليه السلام осадил завистников Шуайба عليه السلام. До них очередь доходила только после отары Мусы عليه السلام. Когда пророк приступил к работе, в отаре было четыреста голов, а к концу восьмого года количество овец достигло четырёх тысяч.

 

После истечения восьмилетнего срока Шуайб عليه السلام не захотел, чтобы Муса عليه السلام перестал пасти овец. Он попросил его остаться ещё на два года, хотя это не входило в условия договора. Шуайб عليه السلام обещал ему отдать всех ягнят-самцов девятого года и всех ягнят-самок десятого. Муса عليه السلام согласился. Все ягнята первого года оказались самцами, а следующего – самками.

 

Согласно договору, все они достались Мусе عليه السلام. Когда Создатель, взявший на Себя обеспечение пропитанием Своих творений, говорит (смысл): «Будь!» – происходит всё, что Ему угодно. Могущество Того, тайные знания Которого неведомы никому, кроме Него, – полноценно.

 

По истечении десяти лет Муса عليه السلام пожелал вернуться в Египет. Шуайб عليه السلام заплакал, узнав об этом, и воскликнул: «Неужели ты хочешь оставить меня одного, немощного и ослепшего?» Муса عليه السلام объяснил ему, что желает встретиться с матерью и сестрой, которых давно не видел. Шуайб عليه السلام не стал препятствовать желанию Мусы عليه السلام увидеть мать и пожелал счастливого пути. Затем наказал Мусе عليه السلام быть милосердным к дочери, доверенной ему. А своей дочери он завещал быть спутницей, которой Муса عليه السلام был бы доволен.

 

ИЗ КНИГИ «ИСТОРИЯ ПРОРОКОВ»  ШЕЙХА САИДА-АФАНДИ