Обязательная милостыня (закят)

Шариат (исламское законодательство) упорядочил и отрегулировал жизнь и деятельность человека и общества. Исламский фикх (юриспруденция) распространяется на любое поклонение, взаимоотношения между людьми, гражданские дела, соглашения, дозволенное (халяль) и запретное (харам), сунну и правила этикета.

статья опубликована в номере: 1 (566) / от 01 января 2019 (Раби уль-ахир 1440 г.)
461

Одним из украшений этой жизни является материальное благополучие. Для достижения этой цели Всевышний Аллах позволил человеку трудиться и зарабатывать деньги. Конечно, не всем людям удаётся добиться высокого уровня своего достатка, поэтому Аллах ﷻ урегулировал этот социальный процесс введением одного из основных столпов Ислама – выплаты закята. В переводе с арабского языка слово «закят» означает «очищение», «благодать», «рост», «увеличение».

 

Этот столп Ислама часто упоминается в Коране (смысл): «...те, которые совершают молитву, выплачивают закят...» (сура «Аль-Маида», аят 55). Закят – это сумма, выделенная при определённых условиях из имущества, которая должна быть передана нуждающимся в ней людям; эта часть дохода берётся только у обеспеченных, она не взимается у людей с низкими доходами. 

 

Уважаемые братья и сёстры, знайте, что закят – акт поклонения, послушания Всевышнему. В нём есть благословение и очищение для мусульманина, его выплата спасает человека от Ада. Если сумма денег у мусульманина достигла размера нисаба (сумма, эквивалентная 85 г золота) и прошёл год с момента её накопления, независимо от того, для какой цели она предназначается, необходимо выплатить с неё 2,5%.

 

И будьте уверены, что Аллах ﷻ благословит ваше имущество, с которого выплачен закят. Аллах ﷻ сделал закят одной из основных опор социального обеспечения. О цели этого предписания в Коране сказано предельно кратко (смысл): «...чтобы им (закятом) очистить...» (сура «Ат-Тавба», аят 103).

 

Происходит очищение всего – и материального, и духовного. Закят очищает душу состоятельного человека от таких грехов, как скупость, ненасытность, эгоизм, и одновременно очищает его имущество от сомнительного, вселяя в него благодать и процветание. Закят приучает расходовать свои средства во благо людей и учит милосердию и великодушию.

 

Это благодарность Всевышнему за Его милость, освобождение сердца от привязанности к мирскому, это напоминание о том, что не богатство приносит человеку счастье, а наоборот, истинное счастье – это когда расходуешь своё богатство во благо нуждающихся, сирот и нищих, тем самым приобретая довольство Всевышнего.

 

От Анаса رضي الله عنه сообщается, что Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Кто покинул этот мир, искренне поклоняясь Всевышнему Аллаху, не придавая Ему сотоварища, совершая молитву (салят) и выплачивая обязательный закят, тот приобрёл довольство Аллаха ﷻ» (Ибну Маджах).

 

Очень важно не забывать, что нельзя приобретать имущество запретным (харам) способом. Имам аль-Куртуби сказал: «Аллах ﷻ не принимает пожертвования имущества, приобретённого запретным путём, потому что оно в действительности не является собственностью жертвователя, и этот человек не имеет права распоряжаться им». Этот человек не получит блага ни в этом мире, ни в мире вечном.

 

Ислам способствует тому, чтобы люди жили в благополучии, радовались жизни, пользовались её благами, питались тем, что есть на земле, и при этом чувствовали себя свободными и счастливыми, чтобы спокойствие наполняло их сердца и они постоянно ощущали, насколько милостив и щедр к ним Аллах ﷻ.

 

Благодаря закяту бедный человек обретает возможность жить полноценной жизнью и исполнять свои обязанности перед Всевышним. Обязательная милостыня помогает бедному почувствовать себя частью общества. Эти средства помогают освободиться от того, что унижает человеческое достоинство. И это не только материальная помощь, но и моральная поддержка.

 

Иными словами, религия Ислам стремится к тому, чтобы забота о пропитании и поиск хлеба насущного не отвлекали человека от познания Аллаха I, поклонения Ему и мысли о вечной жизни. Человек, выплачивая закят, должен отдавать его с радостью, осознавая получение награды от своего Господа. Он не должен расставаться со своим имуществом с болью и рассматривать его в качестве потери.

 

Так учил нас Пророк Мухаммад ﷺ, который сказал: «Если даёте закят, то не забудьте о награде, полученной за него, и не забудьте сказать: «Господь, сделай его для нас приобретением и не сделай его лишением или потерей». Дающим закят хорошо бы знать хадис, который рассказал Абу Хурайра رضي الله عنه: «Однажды Посланник Аллаха ﷺ спросил людей: «Знаете ли вы, кто является неимущим?» Они ответили: «Неимущим среди нас называют того, у кого нет ни денег, ни имущества».

 

Тогда он сказал: «Поистине, неимущим из числа членов моей общины окажется тот, кто в День суда принесёт с собой молитвы, посты и закят, но при этом выяснится, что он оскорбил одного, оклеветал другого, присвоил имущество третьего, пролил кровь четвёртого и ударил пятого.

 

И тогда придётся ему рассчитаться с ними, отдавая из своих благих дел одному за другим, так, что когда иссякнет запас его благих дел, тогда из грехов тех, кого он обидел, притеснил, станут брать и возлагать на него, а потом его отправят в Ад» (Муслим). Ещё Пророк ﷺ сказал: «Поистине, дела оцениваются по намерениям, и, поистине, каждому человеку воздастся по намерениям» (аль-Бухари).


АМИНАТ (ЛИДИЯ) КУЗНЕЦОВА

Также в рубрике

Особенности поста в месяц Рамадан

В хадисе Пророка e говорится, что с наступлением месяца Рамадан открываются врата Рая, закрываются врата Ада,

Завещание (васият)

Каким бы крепким здоровьем человек ни обладал, смерти ему не избежать – она настигает каждого. Наша кончина

Почему пять?

Решения (ахкамы) Шариата (исламского права) делятся на два вида. Есть такие ахкамы, смысл предписания которых

Когда малые грехи становятся большими…

То, что Всевышний Аллах сделал для нас послабление в малых грехах, не означает, что можно проявлять