24 апреля
2024 года
поделиться
Категория: Религия

Обязательная милостыня (закят)

Шариат (исламское законодательство) упорядочил и отрегулировал жизнь и деятельность человека и общества. Исламский фикх (юриспруденция) распространяется на любое поклонение, взаимоотношения между людьми, гражданские дела, соглашения, дозволенное (халяль) и запретное (харам), сунну и правила этикета.

Одним из украшений этой жизни является материальное благополучие. Для достижения этой цели Всевышний Аллах позволил человеку трудиться и зарабатывать деньги. Конечно, не всем людям удаётся добиться высокого уровня своего достатка, поэтому Аллах ﷻ урегулировал этот социальный процесс введением одного из основных столпов Ислама – выплаты закята. В переводе с арабского языка слово «закят» означает «очищение», «благодать», «рост», «увеличение».

 

Этот столп Ислама часто упоминается в Коране (смысл): «...те, которые совершают молитву, выплачивают закят...» (сура «Аль-Маида», аят 55). Закят – это сумма, выделенная при определённых условиях из имущества, которая должна быть передана нуждающимся в ней людям; эта часть дохода берётся только у обеспеченных, она не взимается у людей с низкими доходами. 

 

Уважаемые братья и сёстры, знайте, что закят – акт поклонения, послушания Всевышнему. В нём есть благословение и очищение для мусульманина, его выплата спасает человека от Ада. Если сумма денег у мусульманина достигла размера нисаба (сумма, эквивалентная 85 г золота) и прошёл год с момента её накопления, независимо от того, для какой цели она предназначается, необходимо выплатить с неё 2,5%.

 

И будьте уверены, что Аллах ﷻ благословит ваше имущество, с которого выплачен закят. Аллах ﷻ сделал закят одной из основных опор социального обеспечения. О цели этого предписания в Коране сказано предельно кратко (смысл): «...чтобы им (закятом) очистить...» (сура «Ат-Тавба», аят 103).

 

Происходит очищение всего – и материального, и духовного. Закят очищает душу состоятельного человека от таких грехов, как скупость, ненасытность, эгоизм, и одновременно очищает его имущество от сомнительного, вселяя в него благодать и процветание. Закят приучает расходовать свои средства во благо людей и учит милосердию и великодушию.

 

Это благодарность Всевышнему за Его милость, освобождение сердца от привязанности к мирскому, это напоминание о том, что не богатство приносит человеку счастье, а наоборот, истинное счастье – это когда расходуешь своё богатство во благо нуждающихся, сирот и нищих, тем самым приобретая довольство Всевышнего.

 

От Анаса رضي الله عنه сообщается, что Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Кто покинул этот мир, искренне поклоняясь Всевышнему Аллаху, не придавая Ему сотоварища, совершая молитву (салят) и выплачивая обязательный закят, тот приобрёл довольство Аллаха ﷻ» (Ибну Маджах).

 

Очень важно не забывать, что нельзя приобретать имущество запретным (харам) способом. Имам аль-Куртуби сказал: «Аллах ﷻ не принимает пожертвования имущества, приобретённого запретным путём, потому что оно в действительности не является собственностью жертвователя, и этот человек не имеет права распоряжаться им». Этот человек не получит блага ни в этом мире, ни в мире вечном.

 

Ислам способствует тому, чтобы люди жили в благополучии, радовались жизни, пользовались её благами, питались тем, что есть на земле, и при этом чувствовали себя свободными и счастливыми, чтобы спокойствие наполняло их сердца и они постоянно ощущали, насколько милостив и щедр к ним Аллах ﷻ.

 

Благодаря закяту бедный человек обретает возможность жить полноценной жизнью и исполнять свои обязанности перед Всевышним. Обязательная милостыня помогает бедному почувствовать себя частью общества. Эти средства помогают освободиться от того, что унижает человеческое достоинство. И это не только материальная помощь, но и моральная поддержка.

 

Иными словами, религия Ислам стремится к тому, чтобы забота о пропитании и поиск хлеба насущного не отвлекали человека от познания Аллаха I, поклонения Ему и мысли о вечной жизни. Человек, выплачивая закят, должен отдавать его с радостью, осознавая получение награды от своего Господа. Он не должен расставаться со своим имуществом с болью и рассматривать его в качестве потери.

 

Так учил нас Пророк Мухаммад ﷺ, который сказал: «Если даёте закят, то не забудьте о награде, полученной за него, и не забудьте сказать: «Господь, сделай его для нас приобретением и не сделай его лишением или потерей». Дающим закят хорошо бы знать хадис, который рассказал Абу Хурайра رضي الله عنه: «Однажды Посланник Аллаха ﷺ спросил людей: «Знаете ли вы, кто является неимущим?» Они ответили: «Неимущим среди нас называют того, у кого нет ни денег, ни имущества».

 

Тогда он сказал: «Поистине, неимущим из числа членов моей общины окажется тот, кто в День суда принесёт с собой молитвы, посты и закят, но при этом выяснится, что он оскорбил одного, оклеветал другого, присвоил имущество третьего, пролил кровь четвёртого и ударил пятого.

 

И тогда придётся ему рассчитаться с ними, отдавая из своих благих дел одному за другим, так, что когда иссякнет запас его благих дел, тогда из грехов тех, кого он обидел, притеснил, станут брать и возлагать на него, а потом его отправят в Ад» (Муслим). Ещё Пророк ﷺ сказал: «Поистине, дела оцениваются по намерениям, и, поистине, каждому человеку воздастся по намерениям» (аль-Бухари).


АМИНАТ (ЛИДИЯ) КУЗНЕЦОВА