19 апреля
2024 года
поделиться

Можно ли джаназа-намаз (заупокойную молитву) совершать в обуви?

1. – Должна ли девушка, жившая в немусульманском браке, выжидать срок идды (три цикла), чтобы выйти замуж за мусульманина? 2. – Как поступить, если во время намаза или после него возникли сомнения по поводу количества сделанных ракаатов? 3. – Хочу получить исламское образование, но родители говорят, что с ним семью не прокормишь. Как мне быть? 4. – Совершая намаз в направлении Каабы, по компасу попадаем в ОАЭ или Индию. Можно ли молиться, если точно знаешь, что находишься не в направлении Каабы и вообще Мекки? 5. – Мясо каких животных можно упротреблять в пищу? 6. – Будет ли действительным омовение, если в процессе его совершения отвлёкся на дела, не терпящие отлагательства? 7. – Можно ли джаназа-намаз (заупокойную молитву) совершать в обуви? 8. – Мой младший брат умер, у него осталась жена с ребёнком. Дозволено ли мне взять её в жёны? 9. – Можно ли читать в обязательном (фарз) намазе во время земного поклона какие-нибудь мольбы после тасбиха? 10. – Нарушается ли омовение, если поздороваться за руку с девушкой иной религии?

1. – Должна ли девушка, жившая в немусульманском браке, выжидать срок идды (три цикла), чтобы выйти замуж за мусульманина?

– В случае если между мужчиной и женщиной происходят запретные отношения (зина), то срок идды после этого не предусмотрен, и женщина не обязана ждать три менструальных цикла (хайз), и не запрещено жениться на ней. Однако если она беременна, то разрешено им сделать никях, но муж не будет приближаться к ней, пока она не родит ребёнка или не произойдёт выкидыш. Если же она не беременна, то мужу желательно выждать один менструальный цикл. («Хашияту Ибн Абидин»)
 

 

2. – Как поступить, если во время намаза или после него возникли сомнения по поводу количества сделанных ракаатов? 

– Если сомнения по поводу количества совершённых ракаатов возникли после намаза, то можно не обращать на них никакого внимания и считать свой намаз действительным. Если эти сомнения возникли в процессе совершения намаза, при этом они появились впервые или происходят крайне редко, то намаз нарушается.

 

Молящемуся необходимо завершить намаз действием, прекращающим его («саламом»), так как это является ваджибом, и выполнить намаз заново. Но если сомнения подобного рода случаются часто, то намаз строится на преобладании того или иного мнения. К примеру, если, совершая обеденный намаз, засомневались, третий совершаете ракаат или четвёртый, то выбираете  решение, к которому более склоняетесь.

 

Так, если думаете, что совершаете четвёртый ракаат, то после его совершения надо сесть, прочитать «Ат-тахият», салават, дать салам в правую сторону и совершить суджуду-сахви, после которого опять прочитать «Ат-тахият», салават и завершить намаз двумя саламами. А если полагаете, что совершаете третий ракаат, то совершите ещё и четвёртый ракаат и завершите намаз так, как это было описано выше, – совершая суджуду-сахви. («Аль-Фикху аля мазахиб иль-Арбаати»)
 

 

3. – Хочу получить исламское образование, но родители говорят, что с ним семью не прокормишь. Как мне быть?

– С подобной проблемой сталкиваются многие молодые люди, желающие поступить в исламский вуз. Изза слабости веры родители и родственники забывают о том, что наш удел Всевышним предписан нам, когда мы были ещё в утробе матерей.

 

Минимум необходимых исламских знаний вы обязаны приобрести, если даже родители против, но это не значит, что надо перечить и грубить им. Для более углублённого изучения необходимо добиться их разрешения, поэтому настойчиво просите их, покажите им ваше искреннее желание изучить религию Единого Творца.

 

Если они хотят дать вам светское образование – есть альтернатива: можно поступить в теологический институт, колледж, где наряду с религиозными знаниями дают и светское образование – медицинское, педагогическое, журналистское, лингвистическое, экономическое и т. д. А главное, не забывайте, что на всё воля Всевышнего, поэтому обратитесь к Нему с искренней просьбой смягчить сердца родителей, чтобы они дали согласие на вашу учёбу.
 

 

4. – Совершая намаз в направлении Каабы, по компасу попадаем в ОАЭ или Индию. Можно ли молиться, если точно знаешь, что находишься не в направлении Каабы и вообще Мекки?

– Тот, кто видит Каабу, должен направиться к ней лицом, а тот, кто не видит Каабу, то есть находится вдали от неё, обязан встать в предполагаемом направлении (Каабы). Находиться в направлении Каабы означает быть направленным на неё точно (тахкик) или приблизительно (такриб). Приблизительно – это значит, что молящийся немного отклонился от Каабы (не более чем на 45 градусов). Учитывая своё местоположение, вы можете определить, насколько отклонились от Каабы. («Марак аль-Фалях», «Аль-Фикх уль-Ислямию ва адилляту»)
 

 

5. – Мясо каких животных можно упротреблять в пищу?

– Разрешённым для употребления в пищу является мясо:

а) домашних травоядных животных – коров, буйволов, лошадей, верблюдов, овец, коз, кроликов;

б) диких травоядных животных – зебр, пони, газелей, антилоп, жирафов, зайцев;

г) домашних и диких птиц – кур, уток, гусей, воробьёв и им подобных, голубей, страусов, ласточек, журавлей;

д) из морских (речных) животных разрешены все виды рыб, даже такие, как угорь и сом;

е) из насекомых разрешается только саранча.


Запрещённым для употребления в пищу является мясо следующих животных:

а) имеющих клыки и питающихся мертвечиной, – львов, тигров, волков, шакалов, гиен, гепардов, лис, соболей, хорьков, медведей, собак, кошек;

б) белок, летучих мышей, ящериц; грызунов – мышей, крыс, тушканчиков;

в) насекомых – жуков, бабочек, скорпионов, муравьёв;

г) земноводных – лягушек, черепах, крабов, змей, крокодилов; д) хищных птиц, имеющих когти и питающихся падалью, – орлов, ястребов, соколов, стервятников, ворон;

е) всех морских (речных) животных, не относящихся к рыбам;

ж) ослов и мулов (которых родила ослица), слонов;

з) свиней, кабанов.

 

Для того чтобы мясо вышеперечисленных животных и птиц стало дозволенным, необходимо также соблюсти обряд убоя. Этот обряд заключается в том, чтобы были перерезаны шейная артерия, пищевод и дыхательные пути с упоминанием имени Всевышнего (например, словами «Бисмилляхи, Аллаху Акбар»).

 

Человек, совершающий данный обряд, должен быть мусульманином или из числа людей Писания (то есть христиан или иудеев). Если он будет атеистом, муртаддом (вероотступником) или огнепоклонником, то мясо животного, заколотого им, не является дозволенным.

 

В случае охоты с огнестрельным оружием в момент выстрела необходимо упоминание имени Всевышнего (например, словами «Бисмилляхи, Аллаху Акбар»). Если от этого выстрела животное умерло, то его мясо считается дозволенным; если же оно было только ранено, то охотник, воспользовавшись ножом, обязан завершить обряд убоя.

 

Если оставить это животное умирать от полученной раны, то его мясо становится запретным (харам). Если животное погибло от выстрела, который оторвал от него какую-либо часть тела, то само животное будет дозволено, а оторванная часть – запретной. («Ал-Лубаб»)
 

 

6. – Будет ли действительным омовение, если в процессе его совершения отвлёкся на дела, не терпящие отлагательства?

– Непрерывность (мувалят) при совершении омовения является желательным действием (сунна), но не обязательным. Поэтому если, например, помыть лицо, а затем отвлечься на полчаса и за это время не совершить ничего нарушающего омовение, то оно считается действительным. («Марак аль-Фалях»)
 

 

7. – Можно ли джаназа-намаз (заупокойную молитву) совершать в обуви?

– Можно, если на ней не будет нечистот (наджасы).

 

8. – Мой младший брат умер, у него осталась жена с ребёнком. Дозволено ли мне взять её в жёны? 

– Да, по истечении срока идды вам разрешается взять её в жёны, так как вдова брата не входит в категорию людей, на которых по Шариату запрещено жениться.

 

9. – Можно ли читать в обязательном (фарз) намазе во время земного поклона какие-нибудь мольбы после тасбиха?

– В фарз-намазе во время руку’ (поясного поклона) и суджуда (земного поклона) предусмотрено чтение тасбиха. А в суннат-намазах разрешается добавлять дуа после тасбиха. («Марак аль-Фалях», «Хашия Тахтави»)
 

 

10. – Нарушается ли омовение, если поздороваться за руку с девушкой иной религии? 

– Рукопожатие с немусульманкой омовение не нарушает. 
– 


 

 

МУХАММАД ФАРУК АЗИМОВ