Болезнь и исцеление

Этот мир является местом испытания для рабов Аллаха ﷻ, и одним из таких испытаний являются болезни.

статья опубликована в номере: 12 (529) / от 15 июня 2017 (Рамадан)
2334

Болезни поражают как душу, так и тело.

Как известно, тело человека не является его собственностью, а принадлежит Аллаху Всевышнему, поскольку именно Он является Творцом всего сущего. Создатель доверил каждому человеку тело, отдав ему его на хранение. Следовательно, за всякий нанесённый ему вред и мучение мы будем отчитываться перед Всевышним в День Великого суда.

Если не следить за телом, нагружать его тем, для чего оно не предназначено, вредить ему разными способами – появляются болезни. К тому же мы можем получить наше тело уже с дефектом.

Болезни ниспосылаются и хорошим людям – в качестве испытания, чтобы увеличить их степень, и не очень хорошим – как очищение и следствие грехов, которые мы совершаем.

 

Что же предписано верующим, когда настигает болезнь?

1. Искренне покаяться, оставить запретное и обратиться к Милостивому Господу.

2. Быть благодарным и проявлять терпение.

3. Последовать повелению и Сунне Пророка Мухаммада ﷺ.

 

Что же рекомендовал Пророк тем, кого постигла болезнь?

Абу ад-Дарда  рассказывал, что Посланник Аллаха ﷻ говорил: «Воистину, Аллах создал болезнь и (средства) исцеления. Так лечитесь же, но не лечитесь с помощью запрещённого» (ат-Табарани. «АльМуджам аль-Кабир», 24/254). 

Усама ибн Шурайк рассказал: «Бедуины спросили: «О Посланник Аллаха ﷻ, не следует ли нам лечиться?» Он ответил: «Да, о рабы Аллаха ﷻ, лечитесь. Воистину, Аллах ﷻ не создал болезни, от которой бы не создал исцеление. Исключением является только один недуг». Они спросили: «Что это за недуг, о Посланник Аллаха ﷺ?» И он ответил: «Старость» (хадис передали: ат-Тирмизи (№2038), сказавший: «Это хороший достоверный хадис», а также Абу Дауд (№ 3855) и Ибн Маджа (№ 3436)).

Также Посланник Аллаха ﷻ сказал: «От каждой болезни есть лекарство, и если лекарство и болезнь совпадут, то с позволения Аллаха наступит выздоровление» (Муслим, Салям).

Эти хадисы не только призывают лечиться в случае болезни, но и сообщают, что лекарства почти от всех болезней существуют, и учёным следует прилагать все усилия, чтобы найти их.

 

В некоторых хадисах говорится, что для верующего его болезнь становится причиной повышения его духовного уровня, стирания его грехов: «Если мусульманина настигнет горе – болезнь или что-либо другое, то благодаря этому грехи будут осыпаться с него, как листья с дерева» (Бухари, Марда).

Но это не означает, что, желая очиститься от грехов, следует отказаться от лечения. Если бы такой образ действий был правильным, то наш Пророк Мухаммад ﷺ так бы и поступал.

 

Имам аш-Шафии говорил: «Общество нуждается в двух категориях людей: учёных – для сохранения религии и врачах – для сохранения (здоровья) их тел». Он также сказал: «Я не знаю науки, кроме знаний халяля (дозволенного) и харама (запретного) и знаний медицины».

 

Лечился сам Пророк ﷺ и его досточтимое семейство, его жёны и сподвижники. Он советовал использовать средства лечения, известные в то время, полезные свойства которых впоследствии подтвердила наука.

Кроме того, и другие пророки болели и лечились, как дошло до нас из преданий.

 

В книге «Кимьйаус-Саада» имам альГазали приводит следующий риваят:

«Однажды, когда Муса (мир ему) заболел, он отказался принимать лекарства, сказав: «Аллах ﷻ и без лекарств дарует выздоровление». Однако Аллах Всевышний сказал ему: «Если ты не станешь принимать лекарств, Я не дарую тебе исцеления». Муса (мир ему) стал использовать лекарства и в скором времени выздоровел. Однако его не переставала интересовать причина этого.

 

И тогда Аллах Всевышний сказал ему: «Неужели ты своим упованием хочешь поменять установленный Мною порядок? Кто наделяет лекарства способностью оказывать влияние на болезнь? Конечно же, это Я являюсь Создателем этого влияния».

 

Также передаётся, что однажды Ибрагим (мир ему) обратился ко Всевышнему: "О Господи! От кого болезнь?" – "От Меня", – ответил Господь. "А от кого лекарство?" – спросил пророк. "От Меня", – было сказано ему. "А зачем же в таком случае врач?" – недоумевая, произнёс Ибрагим (мир ему). "Врач – это человек, в руки которого я низвожу лекарство [через него даю исцеление]", – ответил Творец».

 

Заболевший человек обязан пойти к доктору и использовать лекарства. Однако исцеления он должен ждать не от доктора и лекарств, а только от Аллаха Всевышнего. Аллах Всевышний сказал в Коране: «Уповайте на Аллаха , если вы являетесь верующими» (сура «Аль-Маида», аят 23). То есть должно быть понимание, что врач и лекарство – это средство, а Исцеляющий – только Аллах ﷻ, и, обращаясь к врачам, нужно иметь намерение следовать повелению и Сунне Пророка ﷺ.

 

Что касается милости Аллаха ﷻ к человеку в болезни, то какая же милость выше, чем смывание грехов, очищение от пагубного в День суда и, соответственно, спасение в этот тяжёлый для человечества период, когда каждая песчинка зла будет играть важную роль в спасении или наказании человека.

 

Мы не сможем перечислить и осмыслить все блага, которыми одаривает Аллах ﷻ вместе с болезнью, но постараемся некоторые описать для побуждения к терпению в такие трудные минуты.

Джафар ибн Буркан сообщил от шейха ибн Ашджа, от одного мужчины из мухаджиров, который навестил больного:

 

«До меня дошло (предание), что у больного от его болезни четыре особенности:

    1. Ему не записываются деяния, то есть отрывают карандаш (которым записывают) от бумаги.

    2.  Вознаграждения за деяния благие он получает в полной мере, как будто совершил их, будучи здоровым.

    3. Прощаются грехи.

    4. Если он выживет от этой болезни, то будет жить прощённым Аллахом ﷻ, а если умрёт, то будет умершим в прощении» («Тамбих аль-Гафилин», стр. 499).

 

Большие учёные, праведники при болезни совершали больше молитв, обращений к Аллаху ﷻ, потому как в таком положении мольба лучше принимается Всевышним. И мы просим исцеления для наших братьев и сестёр, которых постигла болезнь, и просим их вспоминать нас в своих мольбах. 

 

АСИЯТ АКАЕВА

Также в рубрике

Сар – падучая болезнь, эпилепсия

С а р   - в переводе с арабского буквально означает «упасть, свалиться, страдать эпилепсией» (упасть в

Общее лечение от сглаза

Продолжение. Начало в предыдущих номерах Из книги «Сады здоровья» Для защиты людей от сглаза джиннов

Лечение по Сунне Пророка ﷺ - рецепты с хильбой

Мы продолжаем знакомить наших читателей с разными видами лечения по Сунне Пророка ﷺ. В этом номере мы

Всевышний запретил джиннам вселяться в тела людей

Продолжение. Начало в предыдущих номерах