Ат-туфайл бин ‘Амр ад-Давсийю رضي الله عنه

Краткие очерки из жизни праведных сподвижников «О Аллах ﷻ, дай ему знамение, благодаря чему он будет получать помощь во всех его благих поступках» (из мольбы Посланника Аллаха ﷺ, сделанной для ат-туфайла бин ‘Амра ад-Давсийю رضي الله عنه). Ат-Туфайл бин ‘Амр ад-Давсийю رضي الله عنه до принятия им Ислама являлся господином племени Давс, а также был одним из числа почтеннейших арабов. Он был очень щедрым предводителем, о нём говорили, что «… у него кастрюля с едой не снимается с огня и дверь дома никогда не закрывается для гостей». Он кормил голодного, обеспечивал безопасность испытывающему страх и оказывал помощь нуждающемуся. Всеми почитаемый, ат-Туфайл бин ‘Амр был человеком с утончёнными манерами, острым умом, мог говорить стихами в простом общении с людьми.

статья опубликована в номере: 1 (566) / от 01 января 2019 (Раби уль-ахир 1440 г.)
375

Однажды ат-Туфайл, оставив свой народ, проживавший в местечке Тихама, отправился в Мекку, где столкнулся с людьми, собравшимися вокруг Посланника Аллаха ﷺ. Одни из них (курайшиты) яростно пытались убедить окружающих в том, чтобы они не следовали за Пророком ﷺ, не отказывались поклоняться идолам и не предавали традиции предков.

 

Посланник Аллаха ﷺ и его последователи призывали к вере и религии Единого Господа. Каждая группа пыталась переманить на свою сторону как можно больше сторонников из числа тех, кто прибывал в Мекку. Ат-Туфайл не был готов к такой встрече и не понимал, что вообще происходит с жителями Мекки, так как до этого 
ничего не слышал о страстно разгоравшихся среди них событиях. Ат-Туфайл бин ‘Амр رضي الله عنه желает поведать нам историю принятия им Ислама.

 

Послушаем этот удивительный рассказ. «Как только я прибыл в Мекку, меня сразу же встретили предводители курайшитов и оказали такое уважение, которое они оказывали своим самым почётным гостям. Приготовили жильё, угостили самыми изысканными блюдами. После того как я поел и отдохнул, они обратились ко мне со словами: «О Туфайл, ты прибыл в наш город, и мы хотим предупредить тебя о вреде колдовства человека, который утверждает, что он пророк.

 

Он принёс нам много горя, разрушил нашу сплочённость, разлучил отца с сыном, жену с мужем, брата с сестрой. Мы боимся, как бы тебе и твоему народу не пришлось пережить то, с чем нам пришлось столкнуться». Клянусь Аллахом ﷻ, они не переставали запугивать меня разными историями о плохом влиянии Мухаммада ﷺ. И я категорично решил ни в коем случае не встречаться с ним и не слушать его речи.

 

Я направился к мечети, чтобы совершить обход Каабы и получить благословение идолов, находящихся внутри и вокруг неё, предварительно закрыв уши ватой, чтобы случайно не услышать чарующие слова Мухаммада ﷺ. Когда подошёл к Каабе, перед моими глазами оказался… Мухаммад ﷺ. Он стоя совершал молитву, которая не была похожа на нашу.

 

Его облик пленил меня, и я приблизился к нему настолько, что моего слуха начали достигать слова его молитвы. О, как же прекрасна была эта речь!.. Я подумал: «Да лишишься ты матери, о Туфайл! Ты обладатель острого ума, поэт, неужели ты не сможешь отличить хорошее от плохого?!

 

Если его слова будут благими, то прими их, если нет – отвергни». Я стоял возле него до тех пор, пока он не завершил молитву и не направился к себе. Последовав за ним, зашёл к нему домой и сказал: «О Мухаммад ﷺ, твой народ мне говорил о тебе столько плохого, что я заткнул уши, лишь бы не слышать тебя. Но Аллаху ﷻ было угодно, чтобы я услышал твою речь, и я нашёл её прекрасной. Расскажи мне о том деле, с которым ты пришёл».

 

Посланник Аллаха ﷺ поведал мне о религии, ниспосланной ему Всевышним, и прочитал мне суры Корана «Аль-Ихляс» и «Аль-Фаляк». Услышав эту прекрасную речь, я понял, что нет пути лучшего, чем путь, по которому ступает Пророк ﷺ. Протянув руки к нему, я засвидетельствовал: «Ашхаду алля иляха илля Ллах, ва анна Мухаммада расулю Ллах».

 

Оставаясь в Мекке некоторое время, я выучил некоторые суры и ближе познакомился с этой прекрасной религией. И когда пришло время вернуться к своему народу, я подошёл к Пророку ﷺ и сказал: «О Посланник Аллаха ﷺ, мой народ прислушивается к моим словам. Вернувшись, я хочу призвать их к Исламу; попроси Всевышнего дать мне знамение, чтобы это послужило мне помощью».

 

И Пророк ﷺ, обращаясь к Аллаху ﷻ, промолвил: «О Аллах ﷻ, даруй ему знамение от Тебя». Прибыв на родину, я попросил всех собраться на площади. Заметив, как между моими глазами исходит сияние, подобно свету лампады, я сказал: «О Аллах ﷻ, установи это знамение не на лице, боюсь, что мой народ подумает, что это наказание за то, что я оставил его религию». И сияние переместилось с лица на кончик моего кнута.

 

И все собравшие, не отводя глаз, смотрели на это сияние. Обращаясь к своим близким родственникам, я сказал: «О мой отец, моя жена, мои дети! Поистине, я последовал за Мухаммадом ﷺ и исповедую религию Единого Творца, не последуете ли вы за мной в этом?» Они сказали: «Твоя религия – наша религия». Далее я обратился к остальному народу, но, к сожалению, никто не последовал за мной, за исключением Абу Хурайры رضي الله عنه.

 

В сопровождении Абу Хурайры رضي الله عنه я вернулся в Мекку к Посланнику Аллаха ﷺ, который обратился ко мне со словами: «Что скажешь, о Туфайл?» Я сказал: «О Посланник Аллаха ﷺ, сердца моего народа окутаны неверием и грехами…» Пророк ﷺ неожиданно встал, совершил омовение, молитву и, подняв руки, с мольбой обратился ко Всевышнему.

 

Абу Хурайра رضي الله عنه в это время с тревогой обратился ко мне со словами: «Возможно, Посланник Аллаха ﷺ молит Аллаха ﷻ погубить наш народ». В это время я в душе крикнул: «О мой народ!» Пророк ﷺ же тихим голосом трижды сказал: «О Аллах ﷻ, наставь народ племени Давс». Затем, обернувшись ко мне, произнёс: «Возвращайся к своему народу.

 

Будь мягок со своими соплеменниками и терпеливо призови их к Исламу». Вскоре пришла весть о переселении Посланника Аллаха ﷺ в Медину. После этого прошли сражения при Бадре, Ухуде и Хандак. Всё это время я не переставал призывать свой народ к истинной религии, и спустя столько лет я вместе с 80 семьями из моего племени решил прибыть в Медину к Пророку ﷺ. Всеми теми, кто искренне принял Ислам и достойным образом исповедовал его.

 

Посланник Аллаха ﷺ очень обрадовался нашему прибытию и удостоил всех нас долей из трофеев после сражения при Хайбаре. Я промолвил: «О Посланник Аллаха ﷺ, сделай нас правым твоим флангом во всех походах, и пусть наше пребывание будет благодатным». После взятия Мекки я попросил разрешения у Пророка ﷺ вернуться вместе со своим войском домой, к племени Давс.

 

Прибыв в Тихама, я сразу же направился к идолу Зуль-Каффайну («обладатель двух рук»). Все жители: женщины, дети – наблюдали за тем, как я обрушил его на землю, взял факел и засунул огонь в его пасть. Некоторое время все в страхе ожидали грома с небес, который должен был поразить меня.

 

Но страхи развеялись, и они все один за другим стали подходить ко мне и приносить клятву верности Пророку ﷺ и принятия религии Ислам. Спустя некоторое время Посланник Аллаха ﷺ покинул этот бренный мир, и во главе мусульман встал Абу Бакр ас-Сиддик رضي الله عنه. Перед сражением с вероотступниками во главе с лжепророком по имени Мусайлимат уль-Каззаб мне приснился сон, как мне побрили голову и из моего рта вылетела птица, а какая-то женщина тащила меня в свою утробу.

 

Мой сын ‘Амр пытался ухватиться за меня, но между нами появляется завеса. Проснувшись, я попросил друзей растолковать сон, однако все лишь сказали: «Во благо…» Я же по-своему растолковал этот сон,  понимая, что бритая голова означает, что мне отрубят голову, вылетевшая изо рта птица – покидающая меня душа, а женщина – это земля, в которой меня похоронят.

 

Моля Всевышнего, я просил даровать мне смерть мученика. Случилось именно так, как и растолковал ат-Туфайлу бин ‘Амр رضي الله عنه: он пал смертью мученика в начале сражения, а его сын, получив множество ран, продолжал сражаться до тех пор, пока ему не отрубили правую кисть. ‘Амр бин Туфайл (сын) однажды зашёл к Умару бин Хаттабу رضي الله عنه (правителю мусульман), когда тот находился в кругу своих сподвижников.

 

Через некоторое время принесли угощение, и все принялись за трапезу. Но ‘Амр не прикасался к еде. Заметив это, Умар رضي الله عنه обратился к нему: «Ты воздерживаешься от еды, стесняясь своей руки?» ‘Амр бин Туфайл утвердительно кивнул. Тогда Умар رضي الله عنه сказал: «Клянусь Аллахом ﷻ, никто из нас больше не притронется к еде, пока ты не размешаешь её обрубком своей руки.

 

И клянусь Аллахом ﷻ, нет среди народа такого человека, чья часть тела (имея в виду кисть руки ‘Амра) была бы в Раю». Прошло время, и в битве при Ярмуке (Сирия) ‘Амр бин Туфайл покинул этот мир мучеником после длительного сражения на поле боя. Да смилуется Всевышний над атТуфайлом бин ‘Амром رضي الله عنه и его сыном! Амин.

 

 АДИЛЬ ИБРАГИМОВ

Также в рубрике

Зубайр ибн аль-Аввам رضي الله عنه

Зубайр ибн аль-Аввам ибн Хувайлид ибн Асад ибн Абд уль-узза ибн Кусаю ибн Киляб аль-Кураши аль-Асади, Абу

Абу Убайда ибн аль-Джаррах رضي الله عنه

Абу Убайда ибн Амир ибн Абдуллах ибн аль-Джаррах аль-Кураши аль-Фихри رضي الله عنه родился в 40-м году по хиджре

Али ибн Абу Талиб رضي الله عنه

Сподвижники Пророка ﷺ Али ибн Абу Талиб ибн Абд аль-Мутталиб ибн Хишам ибн Абду Манаф ибн Кусаю приходится

Усман ибн Аффан رضي الله عنه

Усман ибн Аффан, Обладатель двух сияний, родился в Мекке через шесть лет после знаменитого Года слона.