Ат-туфайл бин ‘Амр ад-Давсийю رضي الله عنه
Однажды ат-Туфайл, оставив свой народ, проживавший в местечке Тихама, отправился в Мекку, где столкнулся с людьми, собравшимися вокруг Посланника Аллаха ﷺ. Одни из них (курайшиты) яростно пытались убедить окружающих в том, чтобы они не следовали за Пророком ﷺ, не отказывались поклоняться идолам и не предавали традиции предков.
Посланник Аллаха ﷺ и его последователи призывали к вере и религии Единого Господа. Каждая группа пыталась переманить на свою сторону как можно больше сторонников из числа тех, кто прибывал в Мекку. Ат-Туфайл не был готов к такой встрече и не понимал, что вообще происходит с жителями Мекки, так как до этого
ничего не слышал о страстно разгоравшихся среди них событиях. Ат-Туфайл бин ‘Амр رضي الله عنه желает поведать нам историю принятия им Ислама.
Послушаем этот удивительный рассказ. «Как только я прибыл в Мекку, меня сразу же встретили предводители курайшитов и оказали такое уважение, которое они оказывали своим самым почётным гостям. Приготовили жильё, угостили самыми изысканными блюдами. После того как я поел и отдохнул, они обратились ко мне со словами: «О Туфайл, ты прибыл в наш город, и мы хотим предупредить тебя о вреде колдовства человека, который утверждает, что он пророк.
Он принёс нам много горя, разрушил нашу сплочённость, разлучил отца с сыном, жену с мужем, брата с сестрой. Мы боимся, как бы тебе и твоему народу не пришлось пережить то, с чем нам пришлось столкнуться». Клянусь Аллахом ﷻ, они не переставали запугивать меня разными историями о плохом влиянии Мухаммада ﷺ. И я категорично решил ни в коем случае не встречаться с ним и не слушать его речи.
Я направился к мечети, чтобы совершить обход Каабы и получить благословение идолов, находящихся внутри и вокруг неё, предварительно закрыв уши ватой, чтобы случайно не услышать чарующие слова Мухаммада ﷺ. Когда подошёл к Каабе, перед моими глазами оказался… Мухаммад ﷺ. Он стоя совершал молитву, которая не была похожа на нашу.
Его облик пленил меня, и я приблизился к нему настолько, что моего слуха начали достигать слова его молитвы. О, как же прекрасна была эта речь!.. Я подумал: «Да лишишься ты матери, о Туфайл! Ты обладатель острого ума, поэт, неужели ты не сможешь отличить хорошее от плохого?!
Если его слова будут благими, то прими их, если нет – отвергни». Я стоял возле него до тех пор, пока он не завершил молитву и не направился к себе. Последовав за ним, зашёл к нему домой и сказал: «О Мухаммад ﷺ, твой народ мне говорил о тебе столько плохого, что я заткнул уши, лишь бы не слышать тебя. Но Аллаху ﷻ было угодно, чтобы я услышал твою речь, и я нашёл её прекрасной. Расскажи мне о том деле, с которым ты пришёл».
Посланник Аллаха ﷺ поведал мне о религии, ниспосланной ему Всевышним, и прочитал мне суры Корана «Аль-Ихляс» и «Аль-Фаляк». Услышав эту прекрасную речь, я понял, что нет пути лучшего, чем путь, по которому ступает Пророк ﷺ. Протянув руки к нему, я засвидетельствовал: «Ашхаду алля иляха илля Ллах, ва анна Мухаммада расулю Ллах».
Оставаясь в Мекке некоторое время, я выучил некоторые суры и ближе познакомился с этой прекрасной религией. И когда пришло время вернуться к своему народу, я подошёл к Пророку ﷺ и сказал: «О Посланник Аллаха ﷺ, мой народ прислушивается к моим словам. Вернувшись, я хочу призвать их к Исламу; попроси Всевышнего дать мне знамение, чтобы это послужило мне помощью».
И Пророк ﷺ, обращаясь к Аллаху ﷻ, промолвил: «О Аллах ﷻ, даруй ему знамение от Тебя». Прибыв на родину, я попросил всех собраться на площади. Заметив, как между моими глазами исходит сияние, подобно свету лампады, я сказал: «О Аллах ﷻ, установи это знамение не на лице, боюсь, что мой народ подумает, что это наказание за то, что я оставил его религию». И сияние переместилось с лица на кончик моего кнута.
И все собравшие, не отводя глаз, смотрели на это сияние. Обращаясь к своим близким родственникам, я сказал: «О мой отец, моя жена, мои дети! Поистине, я последовал за Мухаммадом ﷺ и исповедую религию Единого Творца, не последуете ли вы за мной в этом?» Они сказали: «Твоя религия – наша религия». Далее я обратился к остальному народу, но, к сожалению, никто не последовал за мной, за исключением Абу Хурайры رضي الله عنه.
В сопровождении Абу Хурайры رضي الله عنه я вернулся в Мекку к Посланнику Аллаха ﷺ, который обратился ко мне со словами: «Что скажешь, о Туфайл?» Я сказал: «О Посланник Аллаха ﷺ, сердца моего народа окутаны неверием и грехами…» Пророк ﷺ неожиданно встал, совершил омовение, молитву и, подняв руки, с мольбой обратился ко Всевышнему.
Абу Хурайра رضي الله عنه в это время с тревогой обратился ко мне со словами: «Возможно, Посланник Аллаха ﷺ молит Аллаха ﷻ погубить наш народ». В это время я в душе крикнул: «О мой народ!» Пророк ﷺ же тихим голосом трижды сказал: «О Аллах ﷻ, наставь народ племени Давс». Затем, обернувшись ко мне, произнёс: «Возвращайся к своему народу.
Будь мягок со своими соплеменниками и терпеливо призови их к Исламу». Вскоре пришла весть о переселении Посланника Аллаха ﷺ в Медину. После этого прошли сражения при Бадре, Ухуде и Хандак. Всё это время я не переставал призывать свой народ к истинной религии, и спустя столько лет я вместе с 80 семьями из моего племени решил прибыть в Медину к Пророку ﷺ. Всеми теми, кто искренне принял Ислам и достойным образом исповедовал его.
Посланник Аллаха ﷺ очень обрадовался нашему прибытию и удостоил всех нас долей из трофеев после сражения при Хайбаре. Я промолвил: «О Посланник Аллаха ﷺ, сделай нас правым твоим флангом во всех походах, и пусть наше пребывание будет благодатным». После взятия Мекки я попросил разрешения у Пророка ﷺ вернуться вместе со своим войском домой, к племени Давс.
Прибыв в Тихама, я сразу же направился к идолу Зуль-Каффайну («обладатель двух рук»). Все жители: женщины, дети – наблюдали за тем, как я обрушил его на землю, взял факел и засунул огонь в его пасть. Некоторое время все в страхе ожидали грома с небес, который должен был поразить меня.
Но страхи развеялись, и они все один за другим стали подходить ко мне и приносить клятву верности Пророку ﷺ и принятия религии Ислам. Спустя некоторое время Посланник Аллаха ﷺ покинул этот бренный мир, и во главе мусульман встал Абу Бакр ас-Сиддик رضي الله عنه. Перед сражением с вероотступниками во главе с лжепророком по имени Мусайлимат уль-Каззаб мне приснился сон, как мне побрили голову и из моего рта вылетела птица, а какая-то женщина тащила меня в свою утробу.
Мой сын ‘Амр пытался ухватиться за меня, но между нами появляется завеса. Проснувшись, я попросил друзей растолковать сон, однако все лишь сказали: «Во благо…» Я же по-своему растолковал этот сон, понимая, что бритая голова означает, что мне отрубят голову, вылетевшая изо рта птица – покидающая меня душа, а женщина – это земля, в которой меня похоронят.
Моля Всевышнего, я просил даровать мне смерть мученика. Случилось именно так, как и растолковал ат-Туфайлу бин ‘Амр رضي الله عنه: он пал смертью мученика в начале сражения, а его сын, получив множество ран, продолжал сражаться до тех пор, пока ему не отрубили правую кисть. ‘Амр бин Туфайл (сын) однажды зашёл к Умару бин Хаттабу رضي الله عنه (правителю мусульман), когда тот находился в кругу своих сподвижников.
Через некоторое время принесли угощение, и все принялись за трапезу. Но ‘Амр не прикасался к еде. Заметив это, Умар رضي الله عنه обратился к нему: «Ты воздерживаешься от еды, стесняясь своей руки?» ‘Амр бин Туфайл утвердительно кивнул. Тогда Умар رضي الله عنه сказал: «Клянусь Аллахом ﷻ, никто из нас больше не притронется к еде, пока ты не размешаешь её обрубком своей руки.
И клянусь Аллахом ﷻ, нет среди народа такого человека, чья часть тела (имея в виду кисть руки ‘Амра) была бы в Раю». Прошло время, и в битве при Ярмуке (Сирия) ‘Амр бин Туфайл покинул этот мир мучеником после длительного сражения на поле боя. Да смилуется Всевышний над атТуфайлом бин ‘Амром رضي الله عنه и его сыном! Амин.
АДИЛЬ ИБРАГИМОВ