16 апреля
2024 года
поделиться
Категория: Религия

Шейх Мухаммад Салих аль-Кирманхани قدس سره

Абу ль-Хавас аль-Хадж Мухаммад Салих бин Абдульхалик аль-Аджави аль-Кирманхани قدس سره – богобоязненный суфийский шейх, благовоспитанный учёный-богослов, хафиз, хадисовед, служитель знаний и хадиса. Так его описывает известный шейх Сайфуллах-кади قدس سره.

Нисба (родословная) шейха Мухаммада Салиха «альАджави», вероятнее всего, указывает на татарское село Азеево (по-татарски: Əce, Əҗе) в Ермишинском районе Рязанской области Российской Федерации, а «аль-Кирманхани» – на город Хан-Кирман, который в настоящее время называется г. Касимов. Оба указанных населённых пункта расположены недалеко друг от друга, между ними чуть более ста километров.

 

В некоторых источниках его имя пишется как Салих (без Мухаммад) бин Абдульхалик. В документе-разрешении (иджаза) на наставничество шейха Мухаммада Салиха قدس سره он отмечен как «аль-Казани», что свиде
тельствует о том, что в течение определённого времени он жил в г. Казани. Следует отметить, что жизнь и деятельность шейха Мухаммада Салиха قدس سره, к большому сожалению, совсем мало изучена.

 

Даже нет точной даты его рождения и кончины. По заметкам, имеющимся в книгах, можно предположить, что он родился приблизительно в середине XIX века, а покинул этот мир в первой четверти XX века. По некоторым данным, шейх Мухаммад Салих قدس سره был выходцем из татармишарей.

 

Шейх Сайфуллах-кади قدس سره пишет, что шейх Мухаммад Салих قدس سره в мусульманском праве был последователем богословскоправовой школы великого имама Абу Ханифы. А в суфизме он был последователем накшубандийского и шазилийского тарикатов.

 

Шейх Мухаммад Салих قدس سره был духовным преемником популярного мединского шейха Мухаммада Али бин Захир альВитри аль-Хусайни قدس سره, который дал ему иджазу – разрешение на наставническую деятельность накшубандийского и шазилийского тарикатов, когда тот поехал в лучезарную Медину. В Дубае хранятся копии манускриптов (махтут) разрешений на оба тариката, которые шейх аль-Витри дал шейху Мухаммаду Салиху قدس سره; имеются там и некоторые другие документы, связанные с ним.

 

Исследователи жизнедеятельности шейха Сайфуллаха-кади Башларова قدس سره отмечают, что в одной из рукописей коллекции Института восточных рукописей РАН имеются несколько текстов письменных разрешений на обучение и наставничество (иджаза), которые шейх Мухаммад Али Захир аль-Витри аль-Мадани передал шейху Мухаммаду Салиху قدس سره, с личной печатью шейха Мухаммада Али قدس سره».

 

По милости Аллаха I в нашем распоряжении оказались копии разрешений, хранящихся в Дубае. Согласно им, право на обучение шазилийскому тарикату шейх Мухаммад Салих قدس سره получил 23-го числа месяца зуль-каада 1320 года по хиджре (20 февраля 1903 года) в Лучезарной Медине. А разрешение на обучение накшубандийскому тарикату ему было дано 24го числа месяца мухаррам 1322 года хиджры (10 апреля 1904 года), тоже в Лучезарной Медине.

 

Это также свидетельствует о том, что шейх Мухаммад Салих قدس سره несколько раз посещал главные мусульманские святыни. Шейх Мухаммад Салих قدس سره дал разрешение на обучение шазилийскому и накшубандийскому тарикатам известному шейху Сайфуллаху-кади قدس سره, когда он приехал в Астрахань («Аль-Хадж Тархан»), как сам Сайфуллах-кади قدس سره пишет об этом в своих письмах.

 

Это случилось 15-го числа месяца Раби уль-ахир 1333 году хиджры, что примерно соответствует 1 марта 1915 года по григорианскому календарю. По некоторым данным, в Астрахани, являвшейся тогда своеобразным научным центром, жил сын шейха Мухаммада Салиха قدس سره – Ибрахим. Вероятно, с ним был знаком шейх Сайфуллах-кади قدس سره, ибо город был небольшой и все учёные-богословы в нём знали друг друга.

 

И когда шейх Мухаммад Салих قدس سره приехал навестить сына, там он встретился с шейхом Сайфуллахом-кади Башларовым قدس سره и тогда дал ему иджазу на обучение тарикату. Да смилуется Всевышний Аллах над шейхом Мухаммадом Салихом قدس سره и да удостоит нас его благодати и заступничества!        

 

МУХАММАД ГАДЖИЕВ