Ментальная арифметика

Умение быстро вычислять в уме всегда считалось популярным навыком, которым школьники хвастались перед сверстниками, а взрослые использовали в быту и на работе.

статья опубликована в номере: 25 (566) / от 01 января 2019 (Раби уль-ахир 1440 г.)
346

Большую известность получило произведение художника Н. П. Богданова-Бельского, изобразившего в 1895 году на холсте урок арифметики в деревенской школе, во время которого ученики пытались решить в уме математическую задачу. Ознакомиться с этой картиной, получившей название «Устный счёт. В народной школе С. А. Рачинского», можно в Третьяковской галерее в Москве.

 

И если в 1895 году ученики упомянутой школы задачу с дробями 102+112+122+132+142 365 решили в уме, то сегодня даже простейшие математические упражнения побуждают нас протянуть руку к калькулятору. И казалось, что надобность в устном счёте скоро совсем отпадёт, но в последнее время его популярность, вопреки всему, растёт невероятными темпами. Всему виной всё та же арифметика. Только теперь она «ментальная».

 

Что же такое ментальная арифметика?

Это методика детского образования, которая помимо всего прочего позволяет ребёнку из младших классов или ещё посещающему детский сад начать складывать и вычитать в уме двух-, трёх-, четырёхзначные и более числа. Причём с умопомрачительной скоростью, шокирующей окружающих. Всё началось приблизительно в V веке до н. э. в Китае.

 

Речь идёт о появлении так называемых счётных досок – абаков, применявшихся для арифметических вычислений. Наши дедушки и бабушки использовали более усовершенствованный их вариант – русские счёты, а у японцев появился свой аналог под названием «соробан». Вот он и лёг в основу ментальной арифметики, обучаясь которой дети сначала учатся вычислять на этих счётах, а потом делают это в уме, представляя счёты мысленно.

 

Россияне тоже изобретали техники быстрого счёта. Например, известен метод инженера и математика Якова Трахтенберга, который сумел, находясь в нацистском концентрационном лагере во время Второй мировой войны, разработать собственную технику устного счёта, а после войны открыть специализированную школу в Цюрихе. 

 

Другой российский и советский математик – Яков Перельман – является автором книги «Быстрый счёт. Тридцать простых приёмов устного счёта». Книга, собравшая в себе приёмы решения арифметических задач в уме, вышла в свет в 1941 году. В России популярность ментальной арифметики начала стремительно расти после серии развлекательных передач на федеральных телеканалах, на которых свои навыки устного счёта демонстрировали юные математики из разных регионов страны.

 

Многие родители захотели взрастить в своих детях зачатки вундеркиндов, решающих за короткое время десятки математических задач. А возможность продемонстрировать свои необычные умения мотивировала самих школьников. Сегодня соревнования по ментальной арифметике проводятся на международном уровне и собирают тысячи детей из десятков стран.

 

Участников делят по возрасту и сложности проходимого ими этапа, а сами чемпионаты проводятся в рамках разных программ подготовки (разных международных школ ментальной арифметики). Школьники из России всегда достойно выступают и регулярно занимают призовые места. Например, в прошлом году семеро российских участников международного чемпионата в Малайзии заняли призовые места, а в феврале 2018 года победителем чемпионата мира по ментальной арифметике в Москве стала шестилетняя Алиса Гусева из Екатеринбурга.

 

В начале декабря сего года в Куала-Лумпуре прошёл XXIII Международный чемпионат по ментальной арифметике. Победителями соревнования, в котором приняли участие несколько тысяч детей из 80 стран мира, стали школьники из России. Нашу страну представляли 27 ребят из девяти городов. Первое, второе и третье места в своих категориях заняли Магомед Кагиров (Махачкала), Дзамболат Кочиев (Владикавказ) и Асият Умарова (Махачкала).

 

17 декабря с юными чемпионами встретился Муфтий Дагестана шейх Ахмад-афанди. На встрече присутствовали имам Центральной джума-мечети г. Махачкалы Зайнулла Атаев, родители чемпионов, а также руководители образовательных учреждений, в которых обучаются и проходят дополнительную подготовку юные дарования.

 

В беседе с шейхом чемпионы турнира в Малайзии Магомед Кагиров и Асият Умарова, а также победительница Международной олимпиады по ментальной арифметике, проходившей в этом году в Дубае, Загидат Чамсулвараева поделились своими впечатлениями от соревнований. Шейх Ахмад-афанди поздравил ребят с успешным выступлением на столь престижных конкурсах и поблагодарил их наставников и родителей за весомый вклад в воспитание подрастающего поколения, которое показывает прекрасный пример своим сверстникам.

 

В завершение встречи юным участникам были вручены благодарственные письма и памятные подарки от Муфтия Дагестана и попечителей благотворительного фонда «Инсан». Редакция нашей газеты присоединяется к поздравлениям и желает всем нашим юным спортсменам, отстаивающим на международных соревнованиях честь России, удачи, новых побед и творческих успехов! 


РОБЕРТ КУРБАНОВ
 

Также в рубрике

Знания – безграничный океан

Сколько бы вы ни черпали из него, останется ещё больше На площадке Культурно-просветительского центра

Дружите с «ботаниками»

Если в вашем классе есть худенький мальчик в очках – дружите с ним: возможно, в будущем он станет вашим

Записывай, запоминай, закрепляй

Советы первокурсникам Приближается сентябрь – время, когда тысячи студентов заполняют улицы городов и

Самообразование – это путь к совершенству

Недавно Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) провёл исследования, результаты которых