24 апреля
2024 года
поделиться
Категория: Интервью

Правила вождения – правила жизни

Ахмад-афанди: «Не считай унижением уважение к другому человеку…» Муфтий Дагестана, шейх Ахмад-афанди поделился своим видением проблем и решений в сфере дорожного движения.

– Благодарю вас за то, что приняли приглашение на эту беседу. Позвольте заглянуть в ваше прошлое. Когда вы впервые сели за руль?

 

– Где-то в 1988 году, когда началась перестройка. Тогда разрешили приобретать грузовые машины, и вот первая была грузовая: ГАЗ-52, затем ещё «хлебовозка-будка» (ГАЗ53). Купив старую машину, я разбирал её до рамы и вновь собирал, приводя в полный порядок. Этого хватало на два-три года. Затем снова делал капитальный ремонт. Это было моим правилом. Даже колесо менять никому не доверял, сам от души к этому подходил, уважал машину. 



Это уважение к машине, я считаю, как благодарность Всевышнему. Пока машина не прогреется должным образом, я не трогаюсь с места. И когда водители в наше время на это не обращают внимания, я им ничего сказать не могу. Потому что они могут мне сказать: твои времена прошли, сейчас уже времена другие, компьютерный век, мы лучше и больше знаем… Но когда я был молодым, мы так к этому подходили. Пока машину не прогреем, не трогались. 

 

– Какими принципами вы руководствовались за рулём? Из разговора с вами понятно, что автомобиль для вас не только средство передвижения, но и предмет интереса, заботы.

– У меня был принцип: в машине всё должно работать, какая бы старая она ни была, – и поворотник, и зеркало заднего вида... В тех старых машинах не было фары, которая загоралась при заднем ходе, и в вечернее время при подаче назад ничего не было видно. Поэтому я её дополнительно устанавливал. В общем, у меня был принцип, чтобы машина была исправной на 100% и чтобы весь комплект был в наличии. 

 

– Какие, на ваш взгляд, проблемы существуют в понимании нашими людьми культуры дорожного движения?

– У нас в Махачкале, не в обиду будет сказано махачкалинцам, порядка в дорожном движении я не замечаю. Человек, который находится в крайнем левом ряду, может спокойно включить поворотник и начать поворачивать направо. Через три, четыре ряда… Понимаю, он не догадался заранее перестроиться. Ну, проезжай чуть дальше, потихоньку возьми направо, потом развернись или же по другой улице езжай. Нет, он должен всё движение перекрыть, создать проблему… По правде говоря, считаю, что водители не соблюдают элементарную этику.

– то есть речь даже не о правилах дорожного движения...

– Да, да, просто об этике взаимоотношений. Водитель же знает, какое там сзади движение… Но нет, ему, понимаешь ли, нужно именно здесь направо повернуть!

– Ахмад-хаджи, многие люди нарушают правила дорожного движения, считая, что есть предопределение. Всё предопределено, и то, что предписано, случится. И прикрываясь этими мыслями, не берут с собой детские кресла, не пристёгиваются, сознательно идут на обгон в опасном месте, превышают скорость, понимая, что на каком-то участке это делать опасно. Что бы вы могли сказать о подобных утверждениях?

– В качестве примера приведу вот что. Если человек в летнее время сидит возле стены в тени, а стена неожиданно обрушилась и он погиб – этот человек умирает как шахид (мученик). А если человек сидит под этой же стеной, и кто-то его предупреждает, что она может обрушиться, и он ожидает этого, но продолжает там сидеть, то получается, что этот человек сам себя убил.

 

Представьте разницу: в первой ситуации он умирает святой смертью, а во второй он сам себя убивает. В данном случае я вижу некую параллель. Или вот, допустим, если машина рассчитана на три тонны, а ты загрузил четыре и более, и вдруг отказали тормоза или рулевая тяга, случилась авария, то весь грех на тебе. А если ты соблюдал все правила, все нормы, все требования, но получилась авария, то в этом случае можно сказать – предопределение. 

 

– О Шариате. Хотелось бы поинтересоваться у вас как у алима, человека, посвятившего всю свою жизнь познанию, служению Всевышнему Господу: что в Шариате говорится о соблюдении писаных правил? В частности, правил дорожного движения?

– Как раз-таки исходя из Шариата я всё это говорю, по-другому не могу. Моя жизнь построена на этом. Любой вопрос в первую очередь сверяю с Шариатом, потом сравниваю с законом, и только после этого приступаю к делу. Шариат и Ислам идут со времён Адама u, и по сей день религия одна; пророки менялись. Да, тогда машин не было. Но, когда машины появились, вместе с ними появились инструкции, точно так же как к холодильнику бывают рекомендации по использованию.

 

В инструкции сказано, как нужно машину вести, на столько километров она рассчитана. На моём первом автомобиле ГАЗ-52 больше 60 километров в час нельзя было поднимать, обороты не выдерживала машина. А если каждый раз я буду со скоростью 70–80 километров в час ездить, то вскоре останусь с поломанным мотором стоять. И я не превышал скорости, на 60 километрах ездил. Только когда двигатель на ГАЗ53 поменял, то разгонялся до 70 и 80 км\ч. 

– В соответствии с мощностью…

– …И разрешением со стороны государства. Это же всё рассчитано, нам же эту инструкцию в руки дают. Шариат требует соблюдать вот эту инструкцию, а инструкция требует соблюдать и скорость, и правила. Например, многое из того, что было лет 20–30 назад, поменялось. Тогда машин было мало, а сейчас совсем по-другому нужно ездить. И кое-какие правила меняются. И если ты скажешь «нет, буду по-старому ездить», то в итоге аварию сделаешь. Поэтому соблюдать правила надо обязательно.

 

– По поводу соблюдения правил. Участниками дорожного движения являются водители, пешеходы и работники ГАИ. Мы часто становимся свидетелями, что люди порой агрессивно реагируют на сотрудников ГАИ. Что бы вы могли сказать в качестве назидания этим людям?

– Насчёт работников ГАИ: с одной стороны, я их жалею. Они требуют соблюдения правил для нашей же безопасности, они же не для себя это говорят. Работник автоинспекции стоит на дороге и зимой и летом, от нас требует соблюдения правил – это, повторяю, для нашей же безопасности. Имам (проповедник) то же самое делает.

 

Людей учит, как себя вести, как обращаться друг с другом. Каждый раз имам говорит, но люди не слушаются. Они, наверное, думают, что имам для себя это делает. Работников ГАИ надо понимать, их надо уважать. Я бы попросил водителей, чтобы они просили прощения у постовых  за то, что заставили сделать замечание. И в следующий раз не нарушали. 

 

– Нередко причиной ДтП бывают и пешеходы. Иногда они становятся жертвами аварий. Что им нужно говорить?

– По поводу пешеходов у меня есть принцип, который чуть-чуть отличается от других. Я считаю, что пешеходы правы. Потому что ты едешь в машине, где на тебя ни дождь, ни снег не попадает, в жару едешь с кондиционером… В общем, ты едешь с комфортом. Поэтому я на стороне пешеходов. В то же время, обращаясь к пешеходам, я бы сказал: допустим, вы правы, но вас сбили; кому от этого легче? Проведёте тричетыре месяца в больнице, а ваши родные будут за вас беспокоиться. Да, все скажут, что пешеход был прав, а водитель не прав, но и что из этого? 

– В итоге в проигрыше остаётся…

– …Пешеход, которого сбила машина. Поэтому пешеходам со своей стороны нужно быть бдительными и соблюдать правила. 

 

– Вы привели пример, в котором человек, двигаясь в общем потоке машин, нарушает правила. Это ведь проблема, когда простые нормы этики не соблюдаются… Ахмад-хаджи, что такое, повашему, правильная человеческая этика на дороге?

– Если обобщить, то человек должен поставить себя на место другого водителя. Например, я, поворачивая направо, не дай Аллах ﷻ отвлекусь, у нас ведь сейчас модно ездить с телефоном в руках, и могу ударить другую машину. Разве нам понравилось бы это? Поэтому нужно ставить себя на место другого человека. 

 

– Опять же это возвращение к нравственной ценности: желай другому то, чего желаешь себе…

– Да, следуя за хадисом.


– Если едет «скорая помощь» или пожарная машина, не всегда их пропускают. Это ведь огромная ответственность…

– Иногда человек, если хочет себя показать, говорит: я никому не подчиняюсь, я никого не боюсь, меня на работе не любят, потому что я прямо в лицо правду говорю. К этой категории людей относятся и водители, которые не уступают дорогу ни пожарной, ни «скорой». Думаю, нам нужно воспитать молодёжь так, чтобы они не считали унижением проявление уважения к другому человеку. Такое поведение – превознесение себя – противоречит принципам Шариата и особенно тариката. Тем, кто считает себя мусульманином, нельзя так себя вести. А для тех, кто считает себя мюридом, это вообще катастрофа. Так нельзя, надо уважать, уступать. 

 

– Вопрос о парковках и манере парковаться. есть проблемы, в частности, с парковкой в пятничный день перед мечетями. Люди оставляют машины как хотят. Интересно и важно было бы узнать вашу точку зрения…

– Для меня этот вопрос не новый, мы много раз сталкивались с этим и обсуждали эту тему. Сколько раз имамы просили об этом, и объявляли в мечетях о том, как следует парковаться!.. Понятно, когда человек отпросился с работы и едет на машине на пятничный намаз. Но если человек свободен, я на его месте, учитывая эту проблему, сел бы на маршрутку и приехал без своей машины.

 

Мы говорим, что плохо живём, но плохо или хорошо – можно понять, глядя на улицы. Каждый раз у нас пробки, на дорогах много автомобилей и притом новых. Значит, хорошо живём, надо благодарить Аллаха ﷻ. Но, допустим, кто-кто приехал на машине. Можно же чуть дальше её оставить, не впритык к мечети. Но он, спеша на молитву, бросает машину где попало и бежит на намаз.

 

На то, чтобы подумать, у него времени нет. Я бы понял этот момент и закрыл на него глаза, если бы он вышел, не задерживаясь, сразу после салама (окончания намаза). Но он же опоздал и старается всё упущенное возместить. Он же «религиозный» человек, ему всё «простительно», он же «хороший» человек. Он не думает, скольким людям вредит, что, может, из-за него кто-то опаздывает и потеряет работу, «скорая помощь» не успеет должным образом оказать помощь и ктото умрёт...

 

Нет, он же «поклоняется», он же «добро» делает. Видите ли, ему всё это «простительно». Вот я опять возвращаюсь к тому, чтонадо себя поставить на место тех людей, кому ты создаёшь проблемы. Ведь «скорая помощь», возможно, к его отцу едет, а пожарная – к его брату. Но он об этом не думает, у него же проблем нет. 

 

– Ахмад-хаджи, несмотря на то, что мы говорим на сложную тему, есть много хорошего, доброго и светлого в наших людях, в водителях. Что вы ещё могли бы отметить важного и пожелать нашим участникам дорожного движения?

– Без водителей, без машин представить нашу жизнь невозможно. Надо благодарить Аллаха ﷻ и просить Его дать им здоровья и терпения. Самое главное и самое им нужное – это терпение, а оно у водителей в дефиците. Они всё время спешат, поэтому прошу Аллаха ﷻ, чтобы Он дал им терпения. Я их очень люблю и уважаю, потому что сам уже лет 30 за рулём. Желаю, чтобы родные как с радостью провожали, так же радостно и встречали их дома. А для этого нужно соблюдать правила. 
 
БЕСЕДУ ВЁЛ ЗАУР КУРБАНОВ ЗАПИСАЛ РОБЕРТ КУРБАНОВ