Выбор спутника жизни
В наше время, когда моральное разложение и разврат уже никого не удивляют, необходимо незамедлительно связывать молодых брачными узами. Пользу от заключения брака невозможно сосчитать. Брак учит человека быть милосердным и сострадательным к другим семьям. Брак избавляет человека от иждивенчества, безделья и беспорядочного образа жизни, и человек осознаёт всю суть ответственности, которую он берёт на себя, заключая брак.
Пророк ﷺ сказал: «Женитесь, потому что (в судный день) я буду гордиться перед другими общинами вашей многочисленностью» (Ибн Маджа). Для будущего мужа и отца важную роль играет выбор супруги. Он должен понимать: выбирая супругу, он выбирает мать для своих детей, и она же станет дочерью для его родителей. Мы знаем, что поиском невесты, как правило, занимается мать.
Она, в свою очередь, выбирает для своего сына самую лучшую и подходящую для него девушку. Но всё же её выбор не всегда соответствует тем рекомендациям, на которые следует акцентировать внимание. В хадисе Посланника Аллаха ﷺ говорится: «на женщине женятся по четырём критериям: изза имущества, благородности рода, красоты и богобоязненности. Выбери богобоязненную – и ты обретёшь благодать» (альБухари).
Если жениться из-за имущества, то такая женщина в большей степени будет играть в семье роль мужчины. Жена, конечно же, имеет право по собственному желанию обеспечивать мужа, содержать семью, но всё же со временем ей это может надоесть, и мужчина посредством этого может потерять роль главы в семье, что станет причиной, которая приведёт к краху брака. Если жениться из-за благородности рода, то со смертью её отца и родных влияние её семьи начнёт слабеть, и это закончится для него глубоким разочарованием.
Если жениться на девушке изза красоты, то это женитьба ради человеческих желаний и страстей, которые преобладали над его разумом, а не из-за любви к ней и не её характера. Когда же красота её покинет, он словно проснётся от сладкого сна. Наши предки говорили: «Можно пресытиться красавицей за сорок дней, но благой нрав и покладистый характер не пресытит и за сорок лет».
Мы должны понимать, что красота настоящим даром бывает только тогда, когда внешняя красота переплетается с внутренней. Тот, кто хочет счастливую, наполненную радостью жизнь, пусть выберет для себя богобоязненную спутницу. Украшением такой девушки будет свет имана в её сердце и благой нрав. В действительности разумный тот, кто выбирает счастье длиною в жизнь и счастье в вечном мире.
Сватовство
Ещё до заключения брака будущим супругам рекомендуется увидеть друг друга в присутствии третьей стороны, дозволяется смотреть на лицо и кисти рук. Пророк ﷺ сказал: «Если кто-то из вас захочет жениться, то пусть посмотрит на (внешние) качества женщины, которые помогут ему сделать правильный выбор. Если, конечно, есть такая возможность» (Абу Дауд). В некоторых местах существуют обычаи, запрещающие видеться жениху и невесте; как правило, итог таких браков печален. Под словами «увидеть друг друга» не означает гулять с ней, водить её в рестораны...
Калым (махр)
Многие люди не понимают истинную суть калыма. Нельзя сравнивать калым с куплей-продажей, наоборот, это является подарком для супруги. Также нельзя ставить жениха в тяжёлое положение, требуя от него непосильных вложений. Многое в этом вопросе зависит от родственников супруги. Многие молодые люди не могут рано жениться из-за непосильного для них калыма, и это может стать причиной впадания их в грехи.
От Айши t передаётся, что Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Из признаков благородства девушки является доступное сватовство и доступный махр» (аль-Байхаки). Невесте также стоит оценивать своего будущего мужа, глядя на его нрав и религиозность, а не на наличие у него высокого социального статуса, дома или машины.
Свадьба (валима)
Согласно религии Ислам, не запрещается устраивать празднование свадьбы, напротив, это является сунной Пророка ﷺ. Не является сунной устраивать пышные торжества, выходя за рамки дозволенного, проявляя излишество напоказ. Всевышний Аллах говорит (смысл): «Ешьте и пейте, но не излишествуйте, ибо Аллах ﷺ не любит излишествующих» (сура «Аль-Араф», аят 31).
Многие современные свадьбы выходят за рамки дозволенного – это смешение мужчин и женщин, присутствие музыки, распитие спиртных напитков... Одной из целей проведения свадьбы является оповещение людей о создании новой семьи. Распространённым является среди людей то, что они радуются приходу на их свадьбы авторитетных людей и стараются позвать побольше таких, забывая о простых и бедных людях, тогда как они больше заслуживают и нуждаются, чтобы их звали на свадьбы.
Пророк ﷺ говорил: «Худшей едой является угощение на том свадебном мероприятии, на которое приглашены богатые и отказались звать бедных» (альБухари, Муслим). Хочется обратиться в первую очередь к родителям. Дорогие родители! Мы должны благодарить Аллаха ﷺ за то, что являемся мусульманами. Праведный халиф Умар-асхаб t говорил: «Мы являемся теми людьми, которых возвеличил Ислам».
Ислам предписывает достойное обращение с женщиной, мужчина обязан соблюдать её права. Нельзя забывать, что женщина по своей природе эмоциональна и ранима. Всевышний Аллах в Коране говорит (смысл): «обращайтесь с вашими жёнами достойно. Если же они неприятны вам, то ведь может быть так, что Аллах ﷺ неприятное для вас обратит в великое благо» (сура «Ан-Ниса», аят 19). Мужчина является главой в семье, и его обязанностью является установление религиозного образа жизни в своём доме. Хочу обратиться и к прекрасной половине нашего общества.
Большей частью долговечность семейной жизни зависит именно от вас. Наши предки говорили: «Гнездо вьётся матерью». Вы должны понимать, что подчинение мужу во всём дозволенном – это есть подчинение Аллаху ﷺ, и за это вам обещан Рай. Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Если женщина будет слушаться мужа, совершать пятикратный намаз, держать пост в месяц Рамадан и хранить свою честь, то она войдёт в Рай своего Господа» (Ахмад).
Конечно же, подчинение мужу должно исходить не из страха перед ним, а из испытываемой бесконечной любви к нему. Кто-то может подумать, что «мой муж не такой хороший, чтобы его так сильно любить…». Всевышний Аллах дал женщинам такую силу, что они могут повлиять на мужа с хорошей стороны или наоборот. Если это не было бы так, то Ислам не придавал бы такое значение религиозности будущей супруги. Взаимная любовь между мужем и женой, привязанность бывают тогда, когда супруги являются опорой во всём друг другу.
САИД ЗАЛУМХАНОВ