24 апреля
2024 года
поделиться
Категория: История

Защита веры на море: военно-морское наследие османской империи

В Коране сказано (смысл): «Аллах I – Тот, кто подчинил вам море, чтобы по нему плыли корабли по Его повелению, перевозя вас и ваши грузы, и чтобы вы искали щедрот Аллаха I… » (сура «аль-Джасия», аяты 12–13).

В 1979 году по поручению музея Топкапы в Стамбуле я был удостоен чести провести подробное исследование личной библиотеки Фатиха Султана Мехмета II, завоевателя Византии в 1453 году. Когда я работал там однажды утром, меня пригласил директор, который хотел показать мне «нечто чрезвычайно особенное, возможно связанное с султаном» в Бешикташе на европейской стороне Босфора.

 

После короткой поездки на пароме мы вышли на берег и вскоре вошли в длинное складское здание. То, что я увидел, потрясло меня: огромная деревянная османская вёсельная галера в идеальном состоянии, величественно возвышающаяся надо мной и протянувшаяся на всю длину здания, – такие судна я видел только на картинах прошлых столетий.

 

Это внушительное имперское судно (известное как Кадирга) сегодня является главным экспонатом нового Национального морского музея Турции. При длине 40 метров и общем количестве гребцов, составляющем 144 человека, это самый древний корабль в мире, сохранившийся в хорошем состоянии. На его богато украшенном резном балдахине на корме выгравировано стихотворение: «На суше и в море да будет править Его Величество Султан Мехмет, хан Воинов Гази.

 

Он всегда является другом Хизира (Хидра) и, следовательно, Всевышнего Аллаха…». Хотя во время моего визита было высказано предположение, что этот текст относится к султану Мехмету II, недавние научные данные подтвердили, что судно было построено позже – возможно, для султана Мехмета IV (1648–1687 гг.).

 

До начала XIX века величественная Кадирга развозила сменяющихся на троне султанов в важных церемониальных случаях, демонстрируя их власть на море. К 1390 году османы расширили своё маленькое внутреннее княжество в Северо-Восточной Анатолии до побережья Средиземного и Чёрного морей. Вскоре они наладили морское судоходство и создали ряд морских арсеналов, где были построены и обслуживались корабли, чтобы обеспечить военно-морскую мощь империи, улучшая и защищая её, а также гарантируя безопасность торговцев, путешественников и паломников, проплывающих по её морям.

 

Здесь были построены галеры различных типов: они были манёвренными, с малой осадкой и не зависели от ветра. После завоевания Стамбула османы продолжали расширять свои территории как на земле, так и на море. К 1517 году они покорили мамлюков Сирии и Египта и стали хозяевами Северной Аравии и Хиджаза. Вскоре после этого был завоёван Йемен, и, используя огромную мощь своего военно-морского флота, османы стали доминирующей силой на территории вдоль побережья Северной Африки.

 

Османские султаны взяли на себя обязанности халифов, приступили к защите и поддержке главных святынь Ислама в Мекке, Медине и Иерусалиме. Важной частью их экономики стали прибыльные торговые пути, которые проходили сквозь Ближний Восток через Персидский залив и Красное море и связывали земли, граничащие с Индийским океаном, с землями восточного Средиземноморья.

 

Этот пиковый период Османской экспансии совпал с периодом открытий португальцев и эксплуатации морского пути в Азию вокруг южной оконечности Африки, где использовались сильно вооружённые парусные суда, способные перевозить значительные грузы через открытый океан. После зарождения Ислама в VII веке до появления этих европейцев мусульманские торговцы и штурманы преобладали в торговле на путях через Индийский океан, где неписаный кодекс гласил о том, что суда с грузами и пассажирами могли мирно плыть, не опасаясь нападения или пиратства.

 

Европейские авантюристы сразу же удивили всех своим появлением, беспощадно разоряя ничего не подозревающие корабли и торговые порты. Первый португальский капитан, который пересёк Индийский океан, Васко да Гама, сам описал захват первого судна, с которым он столкнулся, заставляя мусульман (команду судна) действовать в качестве его штурманов, а затем захватил торговое судно, отобрал его груз и убил всех на борту.

 

Мореплаватель-мусульманин Ахмад ибн Маджид, известный составлением первого всеобъемлющего руководства по навигации в Индийском океане, жил в то время и написал о влиянии этих «франков»: «Они прибыли в Каликут (на северо-западе Индии) в начале 906 года (1500–1501 гг.). Там они продавали и покупали как могли, они подкупали самиритов (местных правителей) и угнетали народ.

 

С ними появилась ненависть к Исламу. И у людей возникли страх и мучение. Земля Самири была недоступна для выходцев из Мекки и Гвардафуи (восточная вершина Африканского Рога) и стала местом дозорным». В ответ османы выставили свой военно-морской потенциал на защиту братьев по вере. Они помогли мамлюкам в разработке морского арсенала в Суэце в северном конце Красного моря, где были построены военные корабли для ответных морских экспедиций против португальцев.

 

Другой арсенал был создан османами в Басре в конце Персидского залива. Португальцы предприняли осаду крупного коммерческого и паломнического порта Джидды в 1517 году, но их атаки были отбиты – отныне европейцы не угрожали портам Красного моря, хотя они привыкли наносить вред судам у входа в эти воды. Решительные оборонительные действия Османской империи, предпринятые, чтобы обезопасить центральные исламские регионы и стратегически важные морские маршруты, обслуживающие их, чётко отразились на морской карте северного Индийского океана, заказанной королём Мануэлем I Португалии в 1519 году.

 

Здесь изображается Аравия с её мечетями и святыми городами Меккой и Мединой, вызывающе защищённая высокой фигурой «магометанина» в тюрбане, размахивающего мечом с полумесяцами на его щите: окружающие моря патрулируются сильным военно-морским флотом мусульман. Несмотря на колонизационные действия европейских держав в Южной и Юго-Восточной Азии, османы продолжали укреплять отношения с региональными мусульманскими державами.

 

Это прежде всего проявилось в их поддержке султаната Ачеха в Суматре при султане Искандере Муде (1583–1636), который в 1629 году развернул огромный флот галер против португальского оплота Мелаки на полуострове Малай. Однако грубая тактическая ошибка привела к поражению Ачеха и захвату его огромной командной галеры. Названная «Espanto do Mundo» («Террор Вселенной»), она составляла 100 метров в длину (с вёслами, простирающимися на размер современного футбольного поля), на которых было размещено 100 пушек и 1000 человек.

 

Победители сообщили, что это судно было самым большим из когда-либо построенных в христианском мире. Вся Португалия отмечала этот триумф, а народ замер от восхищения, когда огромный корабль был доставлен в португальско-индийский порт Гоа. Как ни парадоксально, это неожиданное поражение мусульман привело к завершению превосходства португальцев в северной части Индийского океана, поскольку вскоре их настигли голландцы, которым больше не приходилось бороться с военноморской силой Ачеха.

 

Галеры были в конечном итоге заменены, поскольку мировые морские державы предпочитали не военные корабли из-за их уязвимости, а высокие парусные корабли, способные стрелять массивными артиллерийскими залпами. Хотя европейские державы будут продолжать доминировать в Южной и Юго-Восточной Азии, османы продолжали успешно защищать свою родину, торговые морские пути и маршруты паломников.

 

Они смогли сделать это не только благодаря опыту и мастерству судостроителей и моряков, но и по совету военно-морских стратегов, одним из которых был выдающийся известный историк Катип Селеби Мустафа бин Абдаллах (1609–1657 гг.). Именно он составил «Тухват аль-Кибар фи Асфар ил-Бахар» («Подарок великим о военно-морских кампаниях»), обширный трактат об истории и доктрине Османской флотилии, в котором особо подчёркивал «абсолютную необходимость» изучения морских навигационных наук, так как «неверные захватили землю с помощью этих наук, выставляя себя героями, преследуя мусульман.

 

В этом отношении у них нет равных. <...> Урон, который они наносят на море, больше, чем у врагов на суше». Военно-морское превосходство Османской империи над морскими границами центра исламского мира в конечном счёте ослабело после завоевания морского побережья Египта Наполеоном в 1798 году и появления военно-морского флота России на Чёрном море в XIX веке. И всё же за четыре столетия до разрушения Османской империи в Первой мировой войне её флот сыграл решающую роль в успешной защите центра и священных мест Ислама.
 

ГАЙ (ГАЙДАР) ПЕТEРБРИДЖ, ПРОФЕССОР, СПЕЦИАЛИСТ ПО КУЛЬТУРНОМУ НАСЛЕДИЮ И ИСТОРИИ ИСЛАМА, АВСТРАЛИЯ, РОССИЯ