19 апреля
2024 года
поделиться
Категория: Актуально

Кто я?..

В хадисе Посланника Аллаха e есть такие слова: «Земная жизнь приятная и благоухающая. И Аллах I оставил вас наместниками на ней и смотрит, как вы поступите. Поистине, сыны Израиля, когда им были предоставлены все блага земной жизни, соблазнились украшениями, женщинами, благовониями и одеждами и заблудились» (Муслим, ан-Насаи).

Очевидно, что сегодня мы, подобно очарованному зрителю с галёрки театра, наблюдаем за противоречивостью мирской жизни и как нельзя остро переживаем внутренний конфликт. Думаю, многие согласятся, что в наше непростое время оставаться цельной личностью довольно сложно. Всё вокруг меняется, и ты оказываешься перед непростым выбором: быть как все или оставаться собой.

 

Быть «как все» – значит следовать стереотипам, смеяться и осуждать то, что высмеивает и осуждает большинство, и в скором времени попросту раствориться в толпе. «Оставаться собой» – значит идти своей дорогой, постоянно размышляя и анализируя всё, что происходит в твоей жизни. Это не так уж легко, учитывая, что размышления рано или поздно приводят к внутренним противоречиям (конфликт личности).

 

Внутренний конфликт (личности) – это определённый комплекс противоречий, который возникает у нас на подсознательном уровне. И порой данная проблема (состояние) воспринимается нашим мозгом как 
неразрешимая эмоциональная задача. Почему же так происходит? Всё очень просто. Не все люди могут самостоятельно совладать с обстоятельствами, которые выбивают их из привычной колеи.

 

В итоге человек поддаётся негативным мыслям и впадает в депрессию. Если вовремя не уловить начала данного «конфликта», то постепенно можно и вовсе потерять душевную концентрацию и гармонию. А это уже прямая дорога к невротическим заболеваниям. Отчего же человек оказывается затянут в столь сложные лабиринты своего внутреннего мира?

 

Забвение веры

В хадисах Посланника Аллаха e нередко упоминается о том, что ближе к последнему времени человечество будет всё больше тяготеть к мирской жизни и, соответственно, всё дальше отдаляться от Всевышнего. Сегодня мы видим, как по крупицам мирское всё сильнее и сильнее овладевает нашими сердцами, становясь зачастую причиной нашего счастья или печали.

 

В одном из хадисов Кудси (священные хадисы – изречения Аллаха I,  не вошедшие в Коран) есть такие прекрасные слова: «О сын Адама u! Кто станет печалиться из-за мирского, тот будет только отдаляться от Аллаха I. На этом свете он обретёт только трудности, а на Том – только утомление. Всевышний Аллах ниспошлёт на его сердце беспокойство, которое не оставит его (сердце) никогда; озабоченность, от которой он не освободится никогда; нужду, от которой он не избавится никогда; и надежды, которые будут его тревожить всегда. О сын Адама u!

 

С каждым днём жизнь твоя сокращается, и ты этого не замечаешь. Каждый день Я даю тебе ризк (пропитание), а ты не восхваляешь Меня; малым ты не довольствуешься и многим не насыщаешься». Если над этим подумать, то действительно именно так сегодня и выглядит наше положение перед Всевышним. Как часто, например, ваше настроение зависело от того, что происходило в нашей мирской жизни, и как часто оно зависело от деяний, связанных с ахиратом (загробной жизнью)?

 

На этот вопрос каждый, наверное, должен ответить сам, просто потому что все мы разные. Тем не менее, каждому из нас необходимо помнить о том, что удержать в одной руке лёд и пламень никогда не получится. Не получится жить постоянно в условиях комфорта и при этом быть избранным среди Его рабов благодаря своему поклонению и терпению. Всевышний обязательно испытает лучших из Своих рабов материальными трудностями, проблемами со здоровьем и прочими неудобствами.

 

Но в Судный день всё это воздастся им (рабам, подвергшимся самым сильным испытаниям) сторицей и садами Фирдавса. В Коране Всевышний Аллах говорит (смысл): «Мы непременно испытаем вас незначительным страхом, голодом, потерей имущества, людей и плодов. обрадуй же терпеливых, которые, когда их постигает беда, говорят: «Воистину, мы принадлежим аллаху I, и к нему наше возвращение» (сура «Аль-Бакара», аяты 155–156).

 

Любовь к мирскому (дунья)

Другая причина, по которой люди со своими проблемами сегодня всё чаще обращаются к услугам психологов, заключена в любви к мирской роскоши. Кто-то может удивиться: мол, как же можно не любить мир, в котором ты живёшь?

 

Конечно, любить то, что приносит тебе радость, не является чем-то запретным или предосудительным. Однако когда эта любовь переходит в стадию «страха потери», то это уже признаки привязанности. В хадисе сказано: «Любовь к мирскому – глава всех бед». Почему же так?

 

Потому что, когда мы любим что-то слишком сильно, наше сердце постоянно об этом беспокоится, вытесняя оттуда мысли об ахирате. Ведь любить дунью и одновременно стремиться к ахирату просто невозможно.  Суть аскетизма определяется не наличием богатства в руках человека, а отсутствием полной любви в сердце человека к этому богатству.

 

Поэтому Аллах I не запретил нам заниматься торговлей или каким-то ремеслом. Это означает, что мы не должны безосновательно презирать мирскую жизнь и жить в бочке подобно Диогену Синопскому, отказываясь от необходимых для полноценной жизни условий. Вышесказанное говорит лишь о том, что, совершая мирские дела, не позволяй им заполнить твоё сердце, гася в нём свет любви к Аллаху I.

 

Р. S. Размышляя о дунье и ахирате, о жизни и смерти, о месте добра и проявлениях зла, я всегда возвращаюсь к мысли о том, насколько же сложной является человеческая душа. Ежедневно ей приходится преодолевать тысячи противоречий и сопротивляться множеству соблазнов. И если бы не «практическое руководство» (Ислам), то мы давнымдавно уничтожили бы эту планету и себя. Пусть же Всевышний укрепит нас на этом пути и поможет дойти до ворот вечного Рая. Амин.


КАПИЯТ МАГОМЕДРАСУЛОВА