Когда малые грехи становятся большими…

То, что Всевышний Аллах сделал для нас послабление в малых грехах, не означает, что можно проявлять халатность по отношению к ним. Некоторые учёные утверждают, что все наши грехи перед Всевышним Аллахом являются большими.

статья опубликована в номере: 24 (565) / от 15 декабря 2018 (Раби уль-ахир 1440 г.)
416

Мы считаем, что некоторые наши грехи малы. Тем не менее, есть такие ситуации, когда малый и незначительный грех может стать большим. 


1. Упорство в совершении малых грехов

От Абдуллаха ибн Амра ибн аль-Аса t передаётся, что Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Проявляйте милость – и к вам будет проявлена милость, прощайте – и вам простит Aллах ﷻ . Горе тем, которые не следуют за услышанными наставлениями. Горе тем, кто упорствует в грехах, которые они совершают, зная об этом» (имам Ахмад, аль-Бухари в «АльАдаб аль-Муфрад»).

 

Человек, который случайно совершил грех, не считается грешником, но когда человек совершает большой грех или упорствует в совершении малых, его считают грешником, следовательно, его нельзя брать даже свидетелем во время заключения акта бракосочетания. Поэтому после каждого совершённого греха, даже если он малый, следует искренне покаяться и сделать намерение больше не возвращаться к этому греху. И, само собой разумеется, надо стараться не совершать не только малые грехи, но даже нежелательные деяния (макрух).

 

Имам ан-Навави сказал об этом следующее: «Учёные сказали, что упорство в совершении малых грехов превращает их в большие грехи. От Умара ибн аль-Хаттаба t передаётся: «Грех невелик, если просить искренне за него прощения, но и не мал, если постоянно его совершать» (ат-Табари). Эти слова подразумевают, что большой грех стирается, если просить за него прощения, а малый грех становится большим из-за упорства в его совершении» («Шарх ан-Навави аля-Сахих Муслим»).

 

Передаётся, что Абдуллах ибн Масуд t говорил: «Правоверный смотрит на свои грехи, словно сидящий под горой, который боится того, что она упадёт на него. Нечестивец же смотрит на свои грехи, как на муху, пролетевшую перед его носом» (аль-Бухари). Имам аль-Газали также сказал: «Повтор малых грехов очень сильно влияет на расширение чёрного пятна на сердце. Это подобно беспрерывному падению капель воды на камень. Несомненно, капли оставят на камне след, и это несмотря на мягкость воды и твёрдость камня». 

 

2. Мнение о своём грехе как о незначительном, снисходительное отношение к нему

Если человек считает совершаемые им плохие поступки незначительными, то он, безусловно, станет относиться к ним с небрежностью. В итоге эти поступки превратятся в привычку и станут причиной его несчастья. От Анаса ибн Малика t передано: «Вы совершаете деяния, которые в ваших глазах тоньше волоса (считая их незначительными), но во времена Посланника аллаха ﷺ мы считали их смертными грехами» (аль-Бухари).

 

3. Довольство совершением греха

Совершенно сознательно некоторые мусульмане от всей души радуются совершённым им грехам, особенно если это принесло им мирскую выгоду. К сожалению, они не понимают, что грехи злополучны и не принесут им ничего, кроме несчастья, в этом мире, не говоря о наказании, которое ждёт их в ахирате. 

 

От Заххака передаётся, что Абдуллах ибн Аббас t сказал: «О совершающий грехи! Не чувствуй себя в безопасности от плохого конца. Ведь то, что последует за грехом, серьёзнее того греха, который ты совершил. То, что ты не стесняешься тех, кто у тебя справа и слева (ангелов, записывающих деяния), и продолжаешь грешить – хуже, чем сам грех. Ты смеёшься и не знаешь, что сделает с тобой Аллах ﷻ, и это страшнее, чем сам грех, который ты совершил.

 

Твоя радость от совершённого греха хуже, чем сам грех. И то, что ты не опечалился совершением греха, более тяжко, чем сам грех» (Абу Нуайм. «Хильят уль-Авлия»). Из этих слов Ибн Аббаса t следует, что человек, радующийся своему греху, хуже, чем тот, кто по своему невежеству упорствует в совершении малых и даже больших грехов, поскольку радующийся греху недалёк от того, чтобы посчитать запретное дозволенным, что является большим неверием.

 

4. Проложивший путь к совершению (малого) греха

От Абу Амра Джарира ибн Абдуллаха t передаётся, что Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Тот, кто положит начало какомунибудь хорошему обычаю в Исламе, получит награду за это, а также награду тех, кто станет придерживаться этого обычая после него, что не уменьшит их собственную награду ни на йоту.

 

Тот же, кто положит начало какому-нибудь дурному обычаю в Исламе, понесёт на себе как бремя этого греха, так и бремя грехов тех, кто станет придерживаться этого обычая после него, что не уменьшит бремени их собственных грехов ни на йоту» (Муслим).

 

Сын пророка Адама u, который положил начало всем убийствам на Земле, лишив родного брата жизни, обязательно понесёт бремя греха каждого, кто несправедливо убил человека, и это будет продолжаться до Судного дня. К такому виду греха можно отнести вроде бы безобидную публикацию в соцсетях, которую перепостило огромное количество людей, если в этой публикации было что-то греховное, даже если это не было ложью, клеветой и т. п.

 

5. Оповещение о своих грехах

Человек обязан выполнить все предписания религии и соблюдать её запреты. А если у него случилось что-то, противоречащее канонам религии, то обязан скрывать это и другие свои грехие. Все те, кому он расскажет о своих грехах, даже если они были малыми, становятся свидетелями этого в этом мире и в мире вечном (ахирате). Следовательно, в Судный день все они будут свидетельствовать против него.

 

От Абу Хурайры t передаётся, что он слышал, как Посланник Аллаха ﷺ говорил: «Все члены моей общины будут избавлены (или прощены), за исключением заявляющих во всеуслышание о своих грехах. К таким людям относится человек, который согрешил ночью, но Всевышний аллах скрыл его грех, а утром он сам говорит: «о такой-то! я совершил вот такой грех». И получается так, что он проводит ночь под покровом своего Господа, а наутро сбрасывает покров Aллаха ﷻ» (аль-Бухари, Муслим).

 

Рассказывать о своих грехах является запретным, так как в этом множество вреда! Так, человек, рассказавший о своём грехе людям, которые были до этого о нём хорошего мнения, сам приводит себя к унижению. К тому же рассказы о грехах в праведном обществе ведут к его разложению. Люди начинают задумываться о том, что раньше им даже в голову не приходило. И по этой причине наши праведные предшественники говорили, что совершивший грех и рассказавший о нём, даже если он его не совершал, одинаковы в грехе. 


НУРМУХАММАД ИЗУДИНОВ

Также в рубрике

Особенности поста в месяц Рамадан

В хадисе Пророка e говорится, что с наступлением месяца Рамадан открываются врата Рая, закрываются врата Ада,

Завещание (васият)

Каким бы крепким здоровьем человек ни обладал, смерти ему не избежать – она настигает каждого. Наша кончина

Почему пять?

Решения (ахкамы) Шариата (исламского права) делятся на два вида. Есть такие ахкамы, смысл предписания которых

Обязательная милостыня (закят)

Шариат (исламское законодательство) упорядочил и отрегулировал жизнь и деятельность человека и общества.