Беспокойное детство
Встречаются такие папы-мамы, которые занимаются детьми очень плотно. Едва ли не с годовалого возраста в жизни ребёнка могут появиться преподаватели, расписания, домашние задания. Затем наступает черёд детских садиков, центров, кружков. А дальше – школа. Тут ребёнка, кроме основных уроков и ежедневной «домашки», ждут факультативы, студии, олимпиады, состязания, смотры и, наконец, ОГЭ с ЕГЭ.
Всё это требует от детей и родителей немалых усилий – физических, моральных, временных. Но уважающие себя взрослые не сдаются – они не позволяют себе лишать ребёнка спортивной секции, художественной школы или кружка иностранных языков. А как иначе? Ведь цели понастоящему большие – уметь, знать, мочь… почти всё!
Бесспорно, с такими усилиями развитие ребёнка идёт быстрыми темпами, а потеря времени на что-то второстепенное или ненужное практически исключается. Однако сильная потребность родителей загружать ребёнка может иметь и оборотную сторону.
1. Из-за того, что в жизни ребёнка много родительских «надо», в ней почти не остаётся детских «интересно». Ребёнок может так и не научиться слышать и понимать себя. Тем временем выявлять и развивать интересы и способности ребёнка важно не только как стимул для хорошей результативности, но и как вполне реальный ориентир на будущее – какую профессию выбрать, чем заниматься, став взрослым.
2. Другая сложность этой ситуации в том, что ребёнок может оказаться сильно загружен – как количеством занятий в школе и помимо неё, так и количеством информации, которую необходимо перерабатывать и усваивать. Готова ли к этому его нервная система – большой вопрос.
Во-первых, от ребёнка постоянно ждут высоких результатов – родители, учителя, тренеры и пр. Выходит, что его буквально вынуждают всегда стараться быть «быстрее, выше, сильнее» сверстников. Вообразите, какое это напряжение для детского организма в целом.
Во-вторых, детям передаётся тревога родителей, которая часто сопровождает их гиперзаинтересованность в своих чадах. Если сюда добавится (что очень реально) нехватка у ребёнка сна и отдыха, то слабость и болезнь не заставят себя ждать. Рассмотренная ситуация может привести к закрытости ребёнка (в первую очередь от родителей), так как в погоне за интеллектуальным развитием и непременными победами родители забыли про эмоциональное взаимопонимание со своим сыном или дочерью. С годами дети отдаляются от родителей – взрослеют. Это объективно и неизбежно. Поэтому если в детстве эмоциональное общение с родителями было недостаточным, то наверстать упущенное, уже по мере роста ребёнка, мало у кого получается.
Давайте успокоимся!
Всё вышесказанное не означает, что детей нужно предоставить самим себе. Вовсе нет – ими необходимо заниматься уже потому, что за это придётся держать ответ в День Суда. Однако, чтобы не мучила совесть (или родительские амбиции), а также чтобы сохранить в здравии наших детей, имеет смысл задуматься, как добиться равновесия в этом вопросе.
Вот несколько советов.
Во-первых, по ребёнку обычно видно, какие из занятий он предпочитает или какой из видов спорта ему интереснее. Стоит это учитывать, даже если для вас это неожиданно или не очень понятно. Он, хоть и маленький, но всё-таки другой человек. Так пусть движется по своей орбите.
Во-вторых, расписание занятий (школьных, дополнительных, спортивных и пр.) должно учитывать физическое и психическое развитие ребёнка. Не надо его перегружать. Дети растут и меняются, и, может быть, через месяц-другой увеличение нагрузки станет возможно само собой.
В-третьих, ни себе, ни своему ребёнку не ставьте в пример успехи других детей. У соседского сына-спортсмена или отличникаодноклассника своя дорога, свои трудности и свои успехи. При чём здесь ваш ребёнок? Чтобы не занижать его самооценку и не отбивать охоту что-то делать, откажитесь от каких бы то ни было сравнений. Отучитесь от них!
В-четвёртых, не пытайтесь брать на себя больше, чем вам положено Всевышним как родителю. Не бойтесь, что чего-то не додадите ребёнку. Будьте уверены – он получит не меньше и не больше того, что ему на роду написано. Родительское участие в жизни детей, разумеется, значимо, поэтому и нужно честно, с правильным намерением делать для них столько, сколько в наших силах.
Вместе с тем принципиально важным является умение полагаться на Аллаха ﷻ, принимать уготованный результат. Ведь этот результат не от наших вложений, а только от щедрости Всевышнего. Дай Аллах ﷻ счастья вам и вашим детям!
ГУЗЕЛЬ ИБРАГИМОВА