20 апреля
2024 года
поделиться
Категория: История

Караванная торговля в Х веке в Средней Азии

Средняя Азия, как и Кавказ, – это перекрёсток великих путей и дорог. И таковым она была с незапамятной древности. В Х веке, с развитием мусульманских государств, она стала ещё более крупным торговым центром.

При Саманидах в Средней Азии огромное значение имела караванная торговля, которая связывала Юго-Восточную Европу, Кавказ и Иран с Монголией и Китаем. Арабские географы, которые нередко путешествовали совместно с торговыми караванами, дают точное описание местности, городов, людей и культуры на всём протяжении пути каравана.

 

Если ещё 150–200 лет назад караваны были элитными и перевозили в основном товары категории «роскошь», то при Саманидах наиболее значимыми в торговле стали товары первой необходимости: продукты питания, сырьё. Это может указывать на то, что караванная торговля в это время стала прибыльным и относительно безопасным делом. Наиболее оживлённым считался путь из Передней Азии в Монголию и Китай.

 

Однако в связи с осложнением отношений между Халифатом и хазарами торговый путь из Ирана и Ирака в Булгар, шедший через Кавказ и Хазарское царство, пришлось пустить в обход: через Мерв, Бухару и Хорезм. Из Булгара же в Халифат везли самые прозаичные товары: кожу, бересту, коров и овец.

 

Между тем на единой по сути и по религии территории Халифата торговля велась по своим правилам. Так, единичному купцу было крайне дорого и невыгодно собирать свой отдельный караван. Уже в это время существовали торговые дома – объединения купцов, именно они совместно снаряжали и отправляли караваны. Кроме того, путешествующим купцам не требовалось брать много наличных с собой.

 

На всей подконтрольной мусульманам территории действовали лавки менял: в лавке в своей стране купец брал чек на определённую сумму денег (которые он оставлял в лавке), по прибытии на место назначения по чеку он получал деньги. Причём, по воспоминаниям одного из арабских историков, получение денег по чеку, выданному в западном конце империи и предъявленному к обналичиванию в её восточном конце, происходило быстрее, нежели сбор налогов в казну.

 

Торговые дома в Средней Азии довольно часто предоставляли систему менял и чеков, причём в разных монетах, поскольку на пересечении дорог нередко были нужны деньги различных стран. При этом, несмотря на существование денег, торговля зачастую велась меновая. Особенно это касалось торговли с Китаем, где хождение серебряных монет было запрещено.

 

Именно поэтому в Китае и близлежащих к нему областях практически невозможно найти в раскопках серебряные дирхемы данной эпохи. На противоположном конце – в Восточной Европе – дирхемы, наоборот, выступали и в качестве товара, и в качестве денежной единицы. Расширяющийся спектр товаров и создание фактически постоянных караванных путей стимулирование формирование услуг сервиса: на всём протяжении караванного пути возникают караван-сараи.

 

Караван-сарай изначально представлял собой гостиничный комплекс с помещениями для купцов, обслуги, 
силового сопровождения, столовую, помещения для тяглового транспорта и корм для него. Позднее многие караван-сараи разрастались до уровня городов с активной торговлей, где можно было узнать не только предположительный спрос на товар, но и в целом – международные новости и политику.

 

Здесь же при необходимости можно было нанять проводников и переводчиков. Так, например, описывается торговля между Хорезмом и русами, когда переводчиками были славяне, знающие язык. Нередко с караванами перемещались и посторонние лица – те, кто не хотел передвигаться в одиночестве: мастера-ремесленники, люди искусства, дипломаты и политики, договорные невесты.

 

Причём нередко и торговцам поручались дипломатические миссии. Караваны были разного размера: от нескольких десятков до нескольких сотен вьючных единиц. Одним из самых больших для своего времени караваном был караван, направленный в 922 году от халифа ал-Муктадира к царю булгар. В нём находилось три тысячи вьючных единиц – лошадей и верблюдов – и пять тысяч человек.

 

Конечно, это было не рядовое событие – помимо чисто торгового интереса, данный караван представлял и дипломатические и политические интересы страны. Основная торговля через Среднюю Азию с Китаем вполне оправдывала своё название «Шёлковый путь», то есть основным китайским товаром был шёлк. В обмен на него из Средней Азии вывозилось дорогое самаркандское стекло, не имевшее в то время аналогов на Востоке.

 

Нередко торговали и конями. Через Булгар Средняя Азия получала меха, мёд, воск, древесину и пеньку. Из Средней Азии на север уходили хлопчатобумажные и шёлковые ткани, рис, сухофрукты, сахар. Между тем караванами нередко распространялся в новые земли и Ислам.

 

Нередко мусульманские проповедники или суфии занимали места в караванах и переезжали таким образом на новые территории, рассказывая и объясняя местным жителям суть Ислама. Так исламское учение проникло на северные территории, в Сибирь, Индостан. Именно исламские учёные нередко запрашивали караван-сараи о постройке мечетей или молельных домов, поддержке караванов в рамках соблюдения постановлений и закяте или садака.

 

Некоторые богатые караван-сараи становились хранилищами исламских знаний учёных разных стран, которые в них пересекались друг с другом, устраивая показательные беседы и диспуты. В целом караванные тропы Средней Азии послужили благородному делу распространения исламских знаний, политических и торговых отношений, объединению мусульман с различных территорий в единую умму. 

 


ФАТИМА МАНЗУР , ШЕЙХУПУРА, ПАКИСТАН