20 апреля
2024 года
поделиться

Дополнительные намазы-сунна

Помимо предписанных намазов есть и другой установленный Шариатом намаз. Это дополнительный намаз. Человек может совершать дополнительные намазы когда пожелает – ночью или днём, в зависимости от того, как у него получится, и в этом – великое благо. Но ему следует остерегаться тех промежутков времени, когда порицается совершать намаз.

Сунной является совершение двенадцати ракаатов – данные намазы называются сунна муаккада. Передаётся в хадисе, что мать правоверных Айша رضي الله عنها рассказывала, как Пророк ﷺ сказал: «Тому, кто будет совершать в течение дня и ночи двенадцать ракаатов сунны, Аллах ﷻ построит дом в Раю – (это) четыре ракаата перед послеполуденным намазом, два ракаата после него, два ракаата после вечернего намаза, два ракаата после ночного намаза, а также два ракаата перед утренним намазом».

 

Как передал Шурейх, Айша رضي الله عنها сказала: «Посланник Аллаха ﷺ, входя ко мне после ночного намаза, никогда не забывал совершить четыре или шесть ракаатов». В хадисе упоминается совершение четырёх или шести ракаатов после предписанного ночного намаза, и кто будет выполнять это, тот поступит хорошо. Однако к обязательной сунне из них относятся только два ракаата, так как на это указывает призыв совершать их постоянно.

 

Хадис Шурейха передал Абу Дауд. Наиболее обязательной из них является сунна утреннего намаза, затем четыре ракаата перед послеполуденным намазом. Айша رضي الله عنها рассказала, что Пророк ﷺ не совершал ни один дополнительный намаз с таким постоянством, как он совершал два ракаата перед утренним намазом. Ещё она рассказала, что Пророк ﷺ никогда не забывал о четырёх ракаатах перед послеполуденным намазом и двух ракаатах перед утренним.

 

Шариатом установлено совершение четырёх ракаатов перед пятничным намазом и четырёх – после него. Что касается четырёх ракаатов после него, то это основывается на сообщении, переданном Муслимом от Абу Хурайры : «Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Если вы желаете совершить намаз после пятничного, то совершите [намаз в] четыре ракаата».

 

В другой версии хадиса, которую передают Муслим, ат-Тирмизи, ан-Насаи, Абу Дауд и Ибн Маджа, говорится: «Если ктолибо из вас совершил пятничный намаз, то пусть совершит после него [намаз в] четыре ракаата». Первый хадис указывает на предпочтительность, а второй – на обязательность, и мы, объединив эти два хадиса, говорим, что это сунна муаккада.

 

Что же касается четырёх ракаатов перед пятничным намазом, то это основано на том, что уже говорилось ранее о сунне перед послеполуденным намазом. Хадис, побуждающий совершать четыре ракаата перед предвечерним намазом, передаёт, что Пророк ﷺ сказал: «Да помилует Аллах ﷻ человека, который совершил перед предвечерним намазом четыре [ракаата]».

 

Али رضي الله عنه передал, что Пророк ﷺ совершал перед предвечерним намазом четыре ракаата. Сунна перед предвечерним и перед ночным намазами не относится к категории сунна муаккада. Перед ночным намазом учёные считают предпочтительным совершать четыре ракаата. Как передаётся, Абу Хурайра رضي الله عنه сказал: «Я слышал, как Посланник Аллаха ﷺ говорил: «Первое из деяний, о котором будут спрошены люди в Судный день, это намаз.

 

Наш Всевышний Господь говорит ангелам, хотя Сам Он знает обо всём: «Посмотрите на намаз Моего раба: совершенен ли он или же имеет недостатки?» Если он совершенен, то и записан он будет как совершенный. Если же в нём были недостатки, то Всевышний Аллах говорит: «Посмотрите, совершал ли Мой раб дополнительные намазы».

 

Если они у него были, Всевышний Аллах говорит: «Дополните обязательные намазы Моего раба дополнительными намазами-сунна». Потом и все остальные его деяния будут оцениваться так же». Этот хадис передал Абу Дауд. В Сунне рассказывается о достоинствах совершения дополнительных намазов в определённые времена.

 

Так, намаз в последней части ночи называется ат-тахаджжуд. Как передаётся от Абу Умамы رضي الله عنه, Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Совершайте ночной намаз (тахаджжуд), поистине это обычай праведников, [живших] до вас, это приближает вас к вашему Господу, он искупает грехи и останавливает от ослушания» (хадис передал ат-Тирмизи).

 

О намазе, совершённом в утреннее время (ад-духа), Посланник Аллаха ﷺ сказал (передаётся от Абу Хурайры ): «Кто постоянно совершает по два ракаата намаза ад-духа, тому будут прощены его грехи, даже если их [так много,] как морской пены». Айша رضي الله عنها совершала ад-духа в восемь ракаатов и потом говорила: «Даже если бы взамен мне воскресили моих родителей, я бы ни за что не перестала [совершать] их» (хадис передал Малик).

 

Есть также молитвы-сунна: после совершения малого омовения, после того как вошёл в мечеть и ещё не сел, намаз покаяния, намаз для исполнения нужды и намаз-истихара. Дневные дополнительные намазы по желанию можно совершать по два ракаата с одним произнесением приветствия или по четыре ракаата. Превышать [это количество ракаатов] порицаемо.

 

Что же касается совершения дополнительных намазов ночью, то, как сказал Абу Ханифа رضي الله عنه, если совершить восемь ракаатов с одним [произнесением] приветствия, это разрешается, но превышать [это количество ракаатов] порицаемо. Абу Юсуф и Мухаммад, да смилостивится над ними Всевышний Аллах, сказали: «Количество ракаатов, совершаемых ночью, не превышает двух с одним [произнесением] приветствия».

 

Тот, кто начал дополнительный намаз, а затем нарушил его, обязан возместить его, так как завершение намаза-сунна становится обязательным после вступления в него. Если человек совершил дополнительный намаз сидя, будучи в состоянии совершить его стоя, то это разрешается, однако он получит половину награды.

 

Если человек начал дополнительный намаз стоя, а затем сел, то, по мнению Абу Ханифы رضي الله عنه, это разрешается, а два его ученика сказали, что это разрешается только по уважительной причине. Разрешается совершать дополнительный намаз, сидя верхом, в любом направлении, куда повернётся ездовое животное; совершать поясные и земные поклоны следует [склоняясь к спине животного, при этом в земном поклоне 
– ниже].

 

Это разрешается при условии, что человек находится вне населённого пункта. Когда совершение намазов порицается Порицается совершать добровольные намазы после утреннего намаза до восхода солнца, а также после предвечернего до захода солнца. Но нет ничего плохо в совершении в это время пропущенных намазов, земного поклона (саджда) при чтении определённых аятов Корана, погребальной молитвы и двухракаатной молитвы тавафа.

 

Порицается совершать больше двух ракаатов сунны утреннего намаза из числа добровольных намазов после появления утренней зари, также не совершаются добровольные намазы перед вечерним. Существуют и два других промежутка времени, помимо этих трёх, когда также порицается совершать дополнительные добровольные намазы.

 

Первый – после утреннего намаза и до тех пор, пока солнце не взойдёт и не поднимется на высоту копья; второй – после предвечернего намаза и до тех пор, пока не зайдёт солнце. Если человек совершил таваф вокруг Почитаемой Каабы после утреннего или предвечернего намаза, то в эти два промежутка времени он также не совершает и двух ракаатов, совершаемых после тавафа, а ждёт до тех пор, пока солнце не поднимется после восхода, или также ожидает его захода.

 

Если кто-то пожелал восполнить пропущенные намазы после утреннего и предвечернего намазов, то он имеет на это право, однако после предвечернего намаза ему следует закончить намаз до того, как солнце станет жёлтым. Если человек пожелал совершить в эти два промежутка времени погребальный намаз или земной поклон, ставший обязательным при прочтении определённых аятов Корана, то это разрешено.

 

После начала рассвета совершать какиелибо добровольные намазы, кроме двух ракаатов сунны утреннего намаза, порицаемо. Не следует совершать дополнительные намазы после захода солнца, а нужно скорее совершить вечерний намаз.


(«Дурар уль-Мухтар». Т. 2, с. 16; «Лубаб фи Шархи Китаб». Т. 1, с. 90)
 

МУХАММАД ФАРУК АЗИМОВ