Дело, из-за которого Пророк ﷺ отложил намаз

Что в этом мире могло отвлечь Посланника Аллаха ﷺ и вынудить его отложить намаз? Намаз, о котором он сказал, что это опора религии и то, что отличает мусульманина от немусульманина.

статья опубликована в номере: 23 (564) / от 01 декабря 2018 (Раби-уль-авваль 1439 г.)
117

Посланник Аллаха ﷺ всякий раз, когда был чем-то огорчён, прибегал к намазу, ибо его совершение воодушевляло и приносило ему отдых и утешение. Тем не менее, было однажды такое дело, из-за которого Пророк ﷺ отложил совершение намаза, ибо оно имело первостепенное значение, и дело это – примирение людей, которое должно быть и для нас – его последователей – таким же важным.

 

Однажды люди из племени Бану Амр ибн Ауф, которые жили в селении Куба (пригород Медины, где была построена первая в истории Ислама мечеть), подрались между собой. Когда об этом сообщили Посланнику Аллаха ﷺ, он сразу отправился в Куба, чтобы примирить их. От Сахля ибн Сада ас-Саиди رضي الله عنه передаётся: «Однажды Посланник Аллаха ﷺ отправился к людям из племени Бану Амр ибн Ауф, чтобы примирить их.

 

Между тем настало время намаза, и муэдзин Билял رضي الله عنه явился к Абу Бакру رضي الله عنه с вопросом: «Совершишь ли ты намаз с людьми в качестве имама? Если да, то я прочитаю икамат (объявлю о её начале)». Абу Бакр رضي الله عنه ответил утвердительно и приступил к намазу.

 

Через некоторое время, когда люди ещё продолжали молиться, вернулся Посланник Аллаха ﷺ и прошёл к первому ряду, где и остановился. При этом люди стали хлопать, чтобы привлечь внимание Абу Бакра رضي الله عنه. Однако тот не смотрел по сторонам и продолжал намаз. Тем не менее, когда хлопать стали сильнее, он повернулся и увидел Посланника Аллаха ﷺ, который знаком показал ему, чтобы он оставался на своём месте.

 

Тогда Абу Бакр رضي الله عنه воздел руки к небу и возблагодарил Аллаха ﷻ за это веление Пророка ﷺ, после чего стал отходить назад, пока не поравнялся со стоявшими в первом ряду. А Любимец Всевышнего ﷺ вышел вперёд и завершил намаз в качестве имама. Завершив намаз, он спросил: «О Абу Бакр رضي الله عنه, что помешало тебе остаться, если я сам велел тебе сделать это?» Абу Бакр رضي الله عنه ответил: «Не пристало Ибн Абу Кухафе молиться перед Посланником Аллаха ﷺ!»

 

Тогда Посланник Аллаха ﷺ обратился к людям: «Почему вы хлопали? Пусть тот, кто во время своей молитвы увидит нечто, смущающее его, скажет: «Субханаллах». Что же касается хлопков, то это – для женщин» (альБухари, Муслим). Представим, что в то время, когда человек занят примирением двух или нескольких людей, прозвучал азан.

 

Если он не продолжит это дело и все прервутся на совершение джамаат-намаза, есть вероятность, что процесс сорвётся и примирение не будет достигнуто. В таком случае нет ничего предосудительного, если он отложит намаз на более позднее время или не совершит его коллективно в начале времени, отведённого на него.

 

Чуть позже он может совершить свой намаз коллективно, если есть возможность, а если нет, то индивидуально. Примирение людей, несомненно, является уважительной причиной для пропуска коллективного намаза или его откладывания на некоторое время. Это всё указывает на чрезвычайную важность примирения людей. Некоторые учёные по этому поводу даже высказали мнение, согласно которому разрешается перенести намаз к следующему, если это соответствует правилам переноса намазов (обеденный – к послеобеденному или вечерний – к ночному).

 

Стоит отметить, что ни в коем случае не разрешается откладывать намаз до истечения отрезка времени, отведённого на его совершение. Если не получается пойти в мечеть на коллективный намаз и есть вероятность того, что человек, занятый примирением, не успеет совершить его своевременно, пусть совершает его вместе с теми людьми, примирением которых он занят.

 

Как мы понимаем, всё это делается ради лишь одной цели – завершить собрание с положительным результатом, помирив людей между собой. То есть ради этого мы должны идти на такие жертвы, как коллективное совершение намаза. Как мы видим, Пророк ﷺ очень переживал за людей и, не откладывая, приступал к разрешению возникших конфликтов. 

 

Поэтому мы тоже должно быть небезразличными к тому, как разногласия разрывают общество на части. В хадисах Пророка  категорически осуждается ссора между мусульманами, особенно подчёркивается, что никто из её участников не будет прощён, пока они не найдут общий язык. А лучшим из двоих поссорившихся окажется тот, кто первым поприветствует другого.

 

Точно так же в аятах Священного Корана и достоверных хадисах есть указание на примирение людей – восхваляются старания человека, который занят этим благим делом, и говорится о большом вознаграждении, которое ждёт его в Ахирате (в мире вечном). Всевышний Аллах ﷻ в Коране сказал (смысл): «Поистине, уверовавшие – братья.

 

Их объединяет (связывает) одна вера, поэтому недопустимо возникновение между ними вражды, ссор, взаимной ненависти и войны. Так улаживайте же отношения между двумя вашими братьями и тем более примиряйте, когда спорящих и враждующих больше. И бойтесь Аллаха ﷻ, соблюдая Его предписания во всех ваших делах, чтобы получить Его милость» (сура «АльХуджурат», аят 10).

 

Улаживание отношений между участниками спора считается ценным видом поклонения, потому что тем самым мы упрочняем родственные узы, укрепляем наше общество, избавляем людей от взаимной вражды и ненависти. Примиряя людей, мы способствуем очищению их сердец от чувства вражды, ненависти. Избавляя всех людей от ненависти друг к другу, мы делаем из них здоровых членов общества.

 

От Абу Дарда رضي الله عنه передаётся, что Посланник Аллаха ﷺ спросил: «Не сообщить ли вам о том, что выше по степени, чем соблюдение поста, совершение намаза и раздача милостыни?» Сподвижники ответили: «Да, конечно». Пророк  сказал: «Примирение между сторонами, так как, воистину, разлад их отношений сбривает (уничтожает под корень) благие деяния» (Абу Дауд, Ибн Хиббан).

 

Из-за важности налаживания отношений Всевышний Аллах ﷻ разрешил примиряющим даже то, что категорически запретил другим, – ложь. От Умм Кульсум бинт Укба бинт Абу Муайт رضي الله عنه передаётся, что она слышала, как Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Не является отъявленным лжецом тот, кто лжёт, стараясь примирить людей друг с другом и сообщая им нечто благое» (аль-Бухари, Муслим). Как бы ни порицалась ложь, она приветствуется, если речь идёт о примирении враждующих мусульман. Как бы ни превозносилась правда, если из-за неё ссорятся мусульмане, то она неуместна.  


 НУРМУХАММАД ИЗУДИНОВ
 

Также в рубрике

Обязательная милостыня (закят)

Шариат (исламское законодательство) упорядочил и отрегулировал жизнь и деятельность человека и общества.

Когда малые грехи становятся большими…

То, что Всевышний Аллах сделал для нас послабление в малых грехах, не означает, что можно проявлять

Хатму-салават – польза и смысл

Часто задают вопрос, в чём смысл хатму-салавата и для чего его проводят (читают). Хатму-салават – особо

Бесполезный намаз

Все мы знаем, что намаз является одним из самых ценных поклонений, которые совершает верующий. Пятикратный