Бесполезный намаз

Все мы знаем, что намаз является одним из самых ценных поклонений, которые совершает верующий. Пятикратный намаз является опорой религии и считается признаком, отличающим мусульманина от неверующего.

статья опубликована в номере: 23 (564) / от 01 декабря 2018 (Раби-уль-авваль 1439 г.)
288

Совершая намаз, каждый из нас надеется не только исполнить свою обязанность перед Всевышним Аллахом, но и получить за своё поклонение хотя бы небольшое вознаграждение. Однако никто из нас и не предполагает, что совершённый им намаз может не принести ему пользы, а может и навредить.

 

Человека постигают не только физические болезни, но и болезни сердца, такие как зависть, ненависть, злоба, гордость, гнев, алчность и другие. Самым страшным и опасным недугом человеческой души и болезнью сердца, которая только может быть, является лицемерие – нифак. Лицемерие бывает различных уровней, и низшим по степени является «рия» (фальшь).

 

Рия – это действия, предпринятые для того, чтобы произвести благоприятное впечатление на кого-либо, с демонстрацией обрядов поклонения и благодеяний. Этот душевный недуг может сделать бесполезным намаз и другие благодеяния, ибо именно сердце является куском плоти, от которого зависит здоровье всего тела.

 

От Абу ‘Абдуллаха Ан-Ну’мана бин Башира رضي الله عنه передаётся, что он слышал, как Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Поистине, есть в теле человека кусочек плоти, который, будучи хорошим, делает хорошим и всё тело, а будучи негодным, приводит в негодность и всё тело, и, поистине, кусочком этим является сердце» (аль-Бухари, 52; Муслим, 1599).

 

Сердце – самый почтенный орган в человеческом теле и самое дорогое, чем обладает мусульманин. Поэтому, если сердце здорово, его обладатель сохранит здоровье всего тела, если же оно больно, то его обладателю необходимо без отлагательств лечить его. Вышеперечисленные и другие душевные недуги губят сердце, пока не умертвят его, а когда умрёт сердце, то исчезнут и чувства.

 

Живое и мёртвое сердце подобно живому и мёртвому телу. Живому телу доставляет боль даже лёгкий укол иголки, мёртвое тело, даже если его изрежут саблей, не почувствует боли.Эти болезни сердца гасят его свет и губят его предназначение, ослепляют его прозрение. Эти болезни настолько страшны и опасны, что сам Посланник Аллаха ﷺ прибегал к защите от них и от намаза, который не принёс бы ему пользу.

 

От Анаса ибн Малика  передаётся, что Посланник Аллаха ﷺ говорил: «О Аллах ﷻ, поистине я прибегаю к Твоей защите от души, которая не может насытиться, от намаза, который бы не принёс мне пользу, от мольбы, которая не будет услышана, и от сердца, не проявляющего смирения» (Ибн Хиббан, 1015; Абу Давуд, 1549). В этом хадисе приводится мольба самого Пророка ﷺ, в которой демонстрируется вся осознанность, искренность и богобоязненность истинного раба Всевышнего Аллаха.

 

Этим дуа Пророк ﷺ показывал своей общине важность искреннего намаза и вред его совершения напоказ. Передают со слов Шаддада ибн Авса رضي الله عنه, что он слышал, как Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Кто совершает намаз напоказ, тот впал в многобожие (малый ширк).

 

Кто постился напоказ, впал в многобожие. И кто давал садака напоказ, также впал в многобожие» (Имам Ахмад). Как видите, действительность нашего намаза зависит от искренности и стремления к довольству Всевышнего. Получается, что наличие искренности в намазе подобно наличию души в теле человека. Представьте себе, какова разница между живым человеком и телом, испустившим дух.

 

Поистине, каждый мусульманин, соблюдая определённые условия, совершает намаз, который является той опорой, на которой строится его вера. Однако для того, чтобы намаз был принят Всевышним Аллахом, приносил верующему пользу и вознаграждение, необходимо, чтобы он был совершён только ради Всевышнего Аллаха, со смиренностью, искренностью в сердце.

 

Какую же пользу принесёт намаз человеку, который во время его совершения пребывал в отвлечённом от Всевышнего Аллаха состоянии и совершил его для того, чтобы произвести благоприятное впечатление на кого-либо? Поэтому намаз необходимо совершать не напоказ, а только ради достижения довольства Всевышнего.

 

При совершении намаза должным образом, с соблюдением его желательных действий и обязательных условий, в основе всегда должны находиться искренность и стремление достичь довольства и милости Всевышнего. Да убережёт нас Аллах ﷻ от фальши и простит нам наши грехи! Амин!

Также в рубрике

Обязательная милостыня (закят)

Шариат (исламское законодательство) упорядочил и отрегулировал жизнь и деятельность человека и общества.

Когда малые грехи становятся большими…

То, что Всевышний Аллах сделал для нас послабление в малых грехах, не означает, что можно проявлять

Хатму-салават – польза и смысл

Часто задают вопрос, в чём смысл хатму-салавата и для чего его проводят (читают). Хатму-салават – особо

Дело, из-за которого Пророк ﷺ отложил намаз

Что в этом мире могло отвлечь Посланника Аллаха ﷺ и вынудить его отложить намаз? Намаз, о котором он сказал,