Исламские знания: кого спросить и как ответить?

Разрешает ли Ислам употреблять «энергетики»? Можно ли придавать форму бровям? Дозволяется ли криптовалюта? Вопросы по соблюдению норм Ислама в повседневной жизни только множатся, в том числе на интернет-просторах: на мусульманских форумах, в социальных сетях. Какая опасность и для кого здесь кроется?

статья опубликована в номере: 23 (564) / от 01 декабря 2018 (Раби-уль-авваль 1439 г.)
87

Жизнь становится всё разнообразнее, людям всё доступнее новые возможности, товары, услуги. В таких условиях мусульмане не могут не соотноситься с исламским правом (смысл): «И не следуй за тем, о чём у тебя нет знания…» (сура «Аль-Исра», 17:36). В связи с этим становится всё актуальнее следующий вопрос: где искать разъяснения о дозволенности того или иного в нашей жизни? Ведь это должны быть правильные знания – такие, которые будут спасительными для человека в обоих мирах.

 

«Задайте мне какой-нибудь вопрос»

Подписчикам одной популярной соцсети хорошо знаком призыв из серии «Задайте мне любой вопрос». Так блогеры демонстрируют свою открытость, подписчики – свою заинтересованность. Среди поступающих вопросов немало и тех, которые касаются дозволенности и запрета в Исламе…

 

Буду говорить о женщинах. Обычная ситуация: подписчице интересна страница, автор которой соблюдает нормы Ислама, носит платок, возможно съездила в хадж или умру. Словом, интернет-сестра по вере.

 

Подписчица доверяет её постам и готова брать на веру каждое слово блогера. Поэтому задаёт ей всевозможные вопросы, в том числе по фикху (исламскому праву). Однако мы стрижёмся у парикмахера, а зубы лечим у стоматолога.

 

В разных случаях нам нужны разные специалисты (!). Почему же с религиозными вопросами, а по сути за религиозными знаниями, мы нередко обращаемся к таким же, как мы, неспециалистам в исламском праве (тренер, врач, риэлтор и т.д.)? Да, это могут быть соблюдающие религиозные нормы хорошие верующие люди, их деятельность может быть полезна умме, хвала Аллаху ﷻ. Но достаточно ли этого для выяснения у них вопросов о запретном и дозволенном? Делото серьёзное, их ответ может повлиять – ни много ни мало – на наше положение в Судный день!

 

Ответ или ответственность?

Теперь о тех, кто берётся отвечать на вопросы согласно религиозным канонам. Мы сегодня неплохо подкованы в вопросах Ислама – выполняем обязательные виды поклонения, проверяем состав продуктов и лекарств, избегаем кредитов, стараемся следить за нравственностью (ахляк) и т.д.

 

Но, согласитесь, до тонкостей религиозного знания большинство из нас всё же не добирается. Ведь этим необходимо заниматься серьёзно и много, это должно быть делом жизни. По этой причине всякому человеку без специальных знаний, прежде чем отвечать на вопросы категории «можно или нельзя по Исламу?», необходимо чётко осознавать всю полноту ответственности за каждое своё слово.

 

Ибо в хадисе сказано: «Тот, кто будет толковать Коран по своему разумению (не имея необходимых знаний), пусть готовит себе место в Аду» (ат-Тирмизи). А также: «Кто разъясняет [что-либо] из Корана по своему мнению [без необходимых знаний], даже если сказанное им совпадает с истиной, он [всё равно] ошибается [т.к. его ответ не был основан на знании, а лишь совпал с правильным]» (Абу Давуд).

 

«Кто умышленно возведёт клевету на меня, пусть готовит себе место в Аду» (аль-Бухари). Напомним, что среди мусульманских учёных и преподавателей никогда не считалось зазорным ответить «не знаю» в случае отсутствия у них точного правильного ответа.

 

Они брали паузу, выясняли истину и только после этого отвечали спросившему. Эта высокая культура передачи знаний сохраняется и сегодня среди грамотных и ответственных богословов и шейхов, хвала Всевышнему. Для справедливости заметим, что в социальных сетях встречаются участники, которые вместо ответа на вопрос о харамехаляле предлагают обратиться к факиху – знатоку исламского права.

 

Кого же спросить?

С практической стороны можно посоветовать с вопросом по Исламу обратиться в мечеть – к имаму, алиму, преподавателю, а также к устазу медресе или другого исламского заведения. Можно связаться (через электронную почту или по телефону) с муфтиятом вашего места проживания, обратиться с вопросом на «горячую линию» его официального сайта и т.п.

 

Понятно, что усилий придётся приложить несколько больше, чем просто оставить вопрос в «комментах». Но должно ли это нас останавливать? Нет, не должно. Сподвижники Пророка ﷺ оценивали свои поступки, слова и мысли так строго, как будто Судный день уже завтра. Они действительно дышали религией Аллаха ﷻ. Мы с вами другие и живём сейчас.

 

Но, как и для современников Пророка Мухаммада ﷺ, для нас сохраняется необходимость серьёзно и честно относиться к своим поступкам. А для правильных поступков нужны только правильные знания. И путь их получения – личная ответственность каждого из нас. Поэтому (смысл): «Спрашивайте знающих, если вы не знаете» (сура «Аль-Анбия», 21:7).

 

ГУЗЕЛЬ ИБРАГИМОВА
 

Также в рубрике

Обязательная милостыня (закят)

Шариат (исламское законодательство) упорядочил и отрегулировал жизнь и деятельность человека и общества.

Когда малые грехи становятся большими…

То, что Всевышний Аллах сделал для нас послабление в малых грехах, не означает, что можно проявлять

Хатму-салават – польза и смысл

Часто задают вопрос, в чём смысл хатму-салавата и для чего его проводят (читают). Хатму-салават – особо

Дело, из-за которого Пророк ﷺ отложил намаз

Что в этом мире могло отвлечь Посланника Аллаха ﷺ и вынудить его отложить намаз? Намаз, о котором он сказал,