Cила веры. Суть человека

Как мы поняли из истории письма Умара бину Абдулазиза رضي الله عنه к его сыну, человеку не стоит проявлять излишество в чём-либо, в каком бы статусе он ни находился. Во всём приветствуется скромность, сохранение умеренности. Мы должны понимать сущность своего нафса (эго), и не быть его слугами.

статья опубликована в номере: 23 (564) / от 01 декабря 2018 (Раби-уль-авваль 1439 г.)
294

Однажды человек по имени Мухалаб гордой походкой начал прохаживаться перед Маликом бину Динаром رضي الله عنه. Увидев это, Малик бину Динар رضي الله عنه спрашивает: 

«Разве ты не знаешь, что такая походка ненавистна Аллаху ﷻ, кроме как на поле боя?» А Мухалаб в ответ: «Однако ты не узрел (не понял), кто я?» Малик бину Динар رضي الله عنه отвечает: «Воистину, познал (понял), что твой исток – это зловонная вода, конец – мерзкая падаль. А ты между этими двумя (состояниями) подобен носящему свою нужду. Сломай-ка ты (победи) свою гордыню».

 

И тут Мухалаб утвердительно произносит: «Вот теперь ты познал меня истинным познанием». (Захаби, «Сияру алам нубала», том 5, стр. 333) Отсюда следует, что мы должны познавать сущность своего нафса и уметь вести себя подобающе. Именно к такому познанию своего нафса призывал Умар бину Абдулазиз رضي الله عنه, когда писал сыну письмо: «Ты продай это дорогостоящее кольцо…

 

Взамен купи железное стоимостью в один дирхем и сделай на нём надпись: ‘‘Да смилостивится Аллах ﷻ над тем, кто познал свой нафс (эго)’’» (аль-Куртуби). Отец тем самым с упрёком указывает сыну, что не «кольцо стоимостью тысячу дирхемов» сделает его уважаемой личностью, а деяния, соответствующие религии Аллаха ﷻ.

 

Это относится и к современной молодёжи, которой свойственна чрезмерная тяга к материальным благам. Молодые люди не понимают, что ни золото, надетое на них, ни дорогие машины, ни жадность, ни лукавство, проявляемое в погоне за мирским, не сделают их достойными мужчинами, пока они сами не станут золотыми (то есть пока их деяния не будут оценены в цену золота).

 

Следует знать и то, что никакая обтягивающая и облегающая одежда, навязываемая нам миром моды, мало похожая на человеческую одежду и стоящая баснословных денег, не сделает их людьми, достойными уважения. Но мы заслужим уважение и почёт, если будем следовать нашим предкам, их скромности как в одежде, так и в этике, соответствующей религии Ислам.

 

Человек теряет разум, когда мирские блага ставит выше служения Господу, дорожит ими больше, чем поклонением Создателю. Однако все блага мира обесцениваются, если в сердце у человека есть настоящий крепкий иман (вера). И, как мы знаем, мужество проявляется при испытаниях у тех, в чьём сердце есть крепкая вера.

 

Если обратиться к истории Ислама, мы найдём массу поучительных примеров, как наши предки сторонились мирского, как они работали над укреплением своего имана, как радели за чистоту сердец, воздерживали нафс от недозволенного. Как же много было благочестивых предводителей, которые не допускали лжи и обмана, алчности и корыстолюбия, работали над укреплением своей духовности!

 

Принцип божественного закона таков, что покорность предводителей Аллаху ﷻ равным образом отражает подчинение предводителю его подданных. Всё воздаётся соразмерно. Шейх Хасан Хилми-афанди رضي الله عنه из Кахиба в книге «Мактубат» пишет: «Поистине, положение дел (житие) подданных, подобно зеркалу, отражает природу их предводителей. Какова сущность предводителя, такова и природа его народа».

 

Имеется в виду, характер предводителя, как в зеркале, отражается в нраве народа. Какова религия и набожность предводителя, таков и его народ; если он набожен, то и народ его благоверен, а если тяготеет к мирскому, то и народ его таков. Абубакр-асхаб رضي الله عنه заповедал Язиду бину Абусуфяну: «Ты будь достохвален (великодушен, кроток), и твой народ будет таковым» (аль-Байхаки, «Сунан аль-Кубра»).

 

Кроме того, из истории мы знаем, каким богобоязненным, справедливым человеком был предводитель правоверных Умар-асхаб رضي الله عنه. Его богобоязненность, соответственно, передавалась и народу, благодаря чему многие царства пали перед ними. Как-то трое из сахабов принесли Умар-асхабу رضي الله عنه драгоценную корону одного из поверженных королей Ирака.

 

Вытащив из хурджина (сумки через плечо) корону, они представили её Умар-асхабу رضي الله عنه. Тогда он сказал: «Те, кто представили нам эту ценность, чистые от искушения, верные (преданные) люди». На это рядом стоявший Али-асхаб رضي الله عنه ответил: «Вы явились примером преданности и чистоты, поэтому ваши подданные тоже преданны и честны по отношению к вам.

 

Если бы вы пользовались благами этого мира, ваши подданные тоже поступили бы так же». Недаром арабская мудрость гласит: «Тень (древесная) не будет прямой, если ствол кривой». Стволы, стоящие впереди мусульман, были прямыми, соответственно давали прямую тень. Сегодня, в век цивилизационного прогресса, мы увлеклись жаркими спорами о том, кто из нас умнее, грамотнее, компетентнее.

 

Характерной чертой современного понимания культурного интеллигентного человека становится обожествление всего материального, при этом предаётся забвению сам Творец, создавший нас с вами и всё сущее. Как мы знаем, крепостью духа богата история Ислама, хроника исторических событий свидетельствует об этом.

 

Как видим, сила веры – такой императив, которым Всевышний облагодетельствует тех, кто страшится гнева Его, уповает во всём только на Него. Действительную силу духа Аллах ﷻ даёт тем, кто боится Его гнева, кто покорен Его воле.

 

Если сказать любому истинно уверовавшему: сила твоего противника превосходит твою, враг силён, богат, могуществен, а ты ничего не сможешь сделать против него, то он, не дрогнув, прочтёт нам аят из Корана, смысл которого следующий: «Те безбожники тратят своё имущество для отклонения людей с пути истины и израсходуют всё (без остатка, не жалея ничего). (Но) исход их траты станет (превратится) для них огорчением, после чего они будут повержены.

 

И те, кто не уверует, будут собраны в геенну Ада». (Сура «АльАнфаль», аят 36) В своё время подобным образом мушрикуны (многобожники) тратили своё состояние в борьбе против Пророка Мухаммада ﷺ, и исход их усилий был горьким (плачевным). Представить сложно, сколько сил и средств потратили мушрикуны в борьбе против Пророка Аллаха ﷺ, но каждый раз Всевышний оберегал и его, и сподвижников.

 

Подобное насилие и гнёт испытывают сегодня многие мусульмане в разных странах, причём оружие у противника фантастически превосходит то, что было у многобожников. Под разными именами, разными формами появляется враг, а победу Аллах ﷻ даёт тем, кто истинно верует и уповает на Него.

 

Если мы считаем себя разумными, образованными людьми, мы должны уяснить для себя одну истину на все времена: какой бы властью ни был наделён человек, кем бы он ни являлся на земле, его силе никогда не сравниться с силой Всепобеждающего Творца. Нам не победить Аллаха ﷻ ни в чём и никогда. Мы всего лишь должны покорно принять истину, законы Всевышнего и уповать во всём только на Него.

 

Размышляя обо всём этом, разумный примет эту истину, а невежда как был, так и останется в упорном невежестве. Как предрекал Пророк Мухаммад ﷺ, один из признаков последнего времени – когда невежды будут находиться у власти, истину будут принимать за ложь, а ложь – за истину. Мы это видим сегодня.


(Продолжение следует)


Перевод Халимат Магомедовой 

Также в рубрике

Что скрывает от нас жизнь?

Обычно мы точно знаем, как должны относиться к нам окружающие: когда и сколько они должны дать нам внимания,

Сила веры

Нравственные принципы современного общества искажены, они мало чем отличаются от представлений рэкетира,

Сила веры

Жизнь сподвижника Ясира رضي الله عنه является ярким примером глубокого упования на Аллаха ﷻ. Попав в плен к

Cила веры

«Испытания (экзамены) возвеличивают или опускают (цену) человека». Арабская поговорка