Знания – безграничный океан

Сколько бы вы ни черпали из него, останется ещё больше На площадке Культурно-просветительского центра «Дагестан» в Санкт-Петербурге прошли курсы повышения квалификации для имамов, которые работают в Северо-Западном регионе.

статья опубликована в номере: 23 (564) / от 01 декабря 2018 (Раби-уль-авваль 1439 г.)
85

Как объясняют организаторы, эта идея родилась достаточно давно, но не сразу удалось воплотить её в жизнь. Сегодня многие религиозные деятели работают в различных регионах, они имеют очень глубокие классические религиозные знания, но могут иметь пробелы в светских науках.

 

Например, в понимании специфики региона, в котором они работают. Не каждый умеет донести религию до людей, живущих в конкретном регионе, с учётом их менталитета. Также не все разбираются в нюансах ханафитской правовой школы, а это необходимо тем, кто работает в регионах страны.

 

И всё же у непосвящённого человека может возникнуть вопрос: понятно, что у религиозного деятеля может не хватать светских знаний, но зачем имамам, которые много лет учились в медресе, а затем в исламских вузах, ещё раз проходить программу по теологии?

 

Отвечает преподаватель Дагестанского гуманитарного института Давуд Тумалаев.

– Знания – как безграничный океан. Сколько бы вы ни черпали из него, останется ещё больше. И даже те мутаалимы, которые имеют очень глубокие знания, всегда будут нуждаться в их расширении. Есть и практический аспект: знания нужно уметь применять в современном обществе.

 

Особенно, если большинство в этом обществе представляют светские люди и представители других конфессий. Как донести основы религии до этих людей? Кроме того, нужно разбираться в современной трактовке многих вопросов, а именно: отношения с представителями других религий, с государством. Существует множество нюансов, которым мы порой не уделяем внимания: например, как совершать пятикратную молитву, определять наступление нового месяца и соблюдать пост в северных широтах.

 

Есть различные методики расчёта наступления нового месяца по исламскому календарю и времени молитв для этих регионов, их необходимо знать. Наконец, есть необходимость постоянно совершенствовать чтение Корана и знание арабского языка. Поскольку наши имамы не являются носителями арабского языка и не живут среди арабов, то эти навыки постепенно утрачиваются, если их не практиковать постоянно.

 

Есть, как мы знаем, молодые религиозные деятели, которые придерживаются такого бескомпромиссного подхода: дескать, как сказано в Шариате, так и надо поступать, независимо от положения людей. Есть другие люди, склонные к послаблениям, они порой готовы даже выйти за границы Шариата, оправдывая себя сложностями соблюдения предписаний религии в современном обществе.

 

Задача имама – придерживаясь правовых школ, найти золотую середину, исходя из пользы для религии и общей выгоды. Особенно сложно тем, кто работает за пределами мусульманских регионов – Северного Кавказа, Татарстана, Поволжья. Отчасти проблемы, связанные с дефицитом тех или иных знаний, удалось решить с открытием теологических вузов. Например, в Дагестане имамы проходят повышение квалификации на базе Дагестанского гуманитарного института.

 

Кто-то поступает на очную форму после окончания исламского вуза, другие учатся заочно и одновременно работают. Организовать аналогичные курсы за пределами республики было сложнее. Дело в том, что для этого нужно было не только дать знания имамам, но и официально оформить повышение квалификации. Сейчас на месте работы требуется диплом, подтверждающий получение профильного, то есть теологического, образования.

 

Причём это должен быть диплом вуза, имеющего государственную аккредитацию. Так же и повышение квалификации должно быть оформлено соответствующим образом. В итоге удалось договориться с Дагестанским гуманитарным институтом о том, чтобы проводить занятия под его началом. На базе петербургского КПЦ «Дагестан», при поддержке его руководителя Исагаджи Османова, организовали занятия.

 

Первый этап прошёл в мае, второй – в конце октября. Здесь же, на площадке центра, позже открылся филиал ДГИ. Светскую часть программы взял на себя Санкт-Петербургский госуниверситет. С самого начала планировалось сосредоточиться на занятиях по русскому языку и культуре речи. Однако оказалось, что в такие сжатые сроки университет не может предоставить преподавателей, поскольку для этого им пришлось бы пересматривать учебный план, составлять отдельную программу.

 

Поэтому на первом этапе организаторы ограничились тем, что пригласили преподавателей факультета востоковедения, которые выступили со своими лекциями из учебной программы. Они рассказывали об истории развития отечественной исламоведческой школы, о специфике исповедания Ислама в различных странах. Таким образом, студенты получили возможность узнать, как представляют Ислам ведущие востоковеды страны, ведь профессорский состав СПбГУ высоко ценится в этой сфере.

 

Иными словами, если обычно верующие и практикующие мусульмане смотрят на Ислам изнутри, то эти лекции дали представление об академическом взгляде на религию извне. Уже в октябре были организованы занятия по риторике и культуре речи под руководством ректора ДГИ доктора филологических наук, профессора Патимат Магомедовой.

 

Имамы изучали историю зарождения ораторского искусства в Древней Греции, практиковали различные техники для лучшего произношения, а затем – в качестве зачёта – готовили проповеди, уже на основе полученных знаний. Сами студенты отмечают, что эти занятия оказались наиболее полезными в повседневной работе.

 

Рассказывает имам г. Гатчины Ленинградской области Ислам Салихов:

– Уроков риторики и красноречия в учебной программе института у нас в принципе не было. При этом, находясь в среде людей, для которых русский язык является родным, мы должны им хорошо владеть: говорить красиво, чётко и понятно. И если до начала курсов кому-то из нас казалось, что существенных проблем с языком нет, то на уроках мы заметили свои ошибки и поняли, что ещё предстоит много работать над техникой речи.

 

Не менее важно умение выступать перед публикой, ведь если имам сможет своими словами затронуть сердца людей, то и прихожан в мечети будет больше. И, конечно, наравне с русским языком нужно постоянно совер
шенствовать арабский, произношение, чтение Корана. И дело не только в том, что на это в первую очередь обращают внимание те, кто приходит в мечеть, но и в том, что в джамаат-намазе имам просто не имеет права допустить ошибку.

 

Кроме того, и весной, и осенью в Петербург приезжали преподаватели из Дагестана, которые считаются лучшими в области теологии. Занятия посвятили детальным вопросам совершения намаза, нюансам ханафитского фикха, особое внимание уделили правилам чтения Корана. Занятия по акиде (вероубеждению) и хадисоведению провёл руководитель аспирантуры и богословских наук Дагестанского Исламского университета Ахмед Исаев.

 

Руководитель курсов повышения квалификации имамов при Муфтияте Республики Дагестан старший преподаватель ДГИ Сиражудин Ахмедов сосредоточился на занятиях по таджвиду.

Вот что он говорит о важности этих курсов: – Повышение квалификации по всем направлениям науки, как мы знаем, является необходимым, и, естественно, имамы больше всех нуждаются в этом, так как от них зависит правильное вероубеждение их прихожан. Также они сталкиваются с людьми, находящимися на грани перехода в ряды экстремистов, и для того, чтобы переубедить их, требуются знания.

 

А самое важное: имамам приходится решать бракоразводные дела, и от их заключения во многом зависит дальнейшая судьба семей. Вдобавок всё это надо грамотно и на высоком уровне передавать людям, и потому они должны владеть техникой и культурой речи.

 

И последнее: грамотное и правильное чтение Священного Корана имеет сильное воздействие на сердца людей, а имам, ошибающийся в молитвах, не воспринимается серьёзно. Это всё является веской причиной для организации курсов повышения квалификации религиозных деятелей. Большую часть материала в области теологии имамы, разумеется, уже проходили во время учёбы в исламских вузах. Но, как они сами подчёркивают, неслучайно говорится, что повторение – мать учения, и эти знания также важно освежать.

 

Продолжает имам г. Великого Новгорода Абубакар Бисултанов:

– Очень важно было именно вернуться в учебный процесс. Ведь после того, как мы окончили медресе, институты, уже в процессе работы мы редко находим время даже для того, чтобы повторить что-то из пройденного.

 

А здесь мы снова погрузились в такой режим, когда постоянно проходили что-то новое, повторяли и проверяли свои знания. Конечно, трудно было оставить работу в своём регионе, найти замену на время прохождения курсов, и очень жаль, что из-за этого не все смогли приехать.

 

По окончании курсов имамы получили официальные документы, подтверждающие, что они прошли повышение квалификации на базе Дагестанского гуманитарного института, светскую часть программы которой реализовал Санкт-Петербургский государственный университет. В дальнейшем планируется проводить курсы повышения квалификации регулярно, а также включать новые предметы, в частности, психологию, поскольку имамам необходимо понимать, как доносить информацию в зависимости от того, кто находится перед ними.

 

На подобных курсах в Дагестане, которые проводит ДГИ по договорённости с Муфтиятом. Другой важный раздел – это информационная безопасность. Как пользоваться соцсетями, как противостоять негативному воздействию, как мониторить различные сообщества и так далее. Наконец, планируется организовать дистанционное обучение на базе представительства ДГИ в КПЦ «Дагестан».

 

Всётаки имамы работают в том числе и в удалённых регионах, каждый раз приезжать на обучение весьма накладно, да и занимает много времени. А если дальше расширять программу, охватывая другие регионы, то дистанционная форма существенно упростит эту работу и откроет широкие перспективы. Кроме того, не секрет, что к религиозным деятелям проявляют повышенное внимание правоохранительные органы, и они совершенно по-разному относятся к выпускнику исламского института и человеку с дипломом аккредитованного государством вуза.

 

Такой диплом – веский аргумент, особенно в Центральной России, это свидетельство того, что выпускник получил знания, подтвержденные государством по данной специальности, и он не будет проповедовать деструктивные, сектантские идеи. Это своего рода гарантия духовной безопасности. И все идёт к тому, чтобы исламские вузы вели обучение по специальности «Теология». А организаторы подобных курсов, можно сказать, работают на опережение. 

 

МАЛИКА ВОРОНИНА, САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
 

Также в рубрике

Ментальная арифметика

Умение быстро вычислять в уме всегда считалось популярным навыком, которым школьники хвастались перед

Дружите с «ботаниками»

Если в вашем классе есть худенький мальчик в очках – дружите с ним: возможно, в будущем он станет вашим

Записывай, запоминай, закрепляй

Советы первокурсникам Приближается сентябрь – время, когда тысячи студентов заполняют улицы городов и

Самообразование – это путь к совершенству

Недавно Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) провёл исследования, результаты которых