21 июля
2024 года
поделиться
Выпуск: 529, Рамадан
Категория: Религия

Золотые слова об уповании

Упование – качество верующих. Высказывания, разъясняющие сущность упования:

Высказывания, разъясняющие сущность упования:

1. Пророк ﷺ сказал: «Желающий быть самым сильным из людей пусть уповает на Аллаха ﷻ».

2. У Яхьи ибн Муаза спросили: «Когда человека можно называть уповающим на Аллаха ﷻ?». Он ответил: «Когда он доволен Аллахом ﷻ как своим покровителем».

3. Когда у Ибн Атаиллаха спросили о сущности упования, он ответил: «Чтобы в тебе не появлялась склонность к причинам (асбаб), как бы сильно ты ни нуждался в них. И чтобы ты не отдалялся от истины – покоя упования на Аллаха ﷻ, как бы ты ни прибегал к средствам».

4. Абу Хатам ас-Сиджистани отмечал: «Как сказал Абу Тураб ан-Нахшаби, условием упования является выполнение телом истинного рабства пред Аллахом ﷻ, постоянная связь сердца с Аллахом ﷻ, довольство достаточным пропитанием, проявление благодарности Всевышнему за дарованные блага и проявление терпения при их отсутствии».

5. Зу-Ннун аль-Мисри сказал: «Упование – отказ от выбора чего-либо для себя (наиболее подходящего, по собственному мнению, при всецелом вверении этого Аллаху ﷻ) и отказ от какой-либо своей силы и мощи, при этом убеждение в том, что Всевышний Аллах ведает и видит его состояние».

6. Также было сказано: «Упование означает свести заботы о пропитании только к одному дню (не строя больших планов) и не переживать о завтрашнем дне».

7. Сахль ибн Абдуллах говорил: «Упование – пребывание с Аллахом ﷻ так, как Он желает».

8. Ещё было сказано: «Упование (таваккуль) – качество верующих. Покорность (таслим) – качество любимых рабов (авлия) Аллаха ﷻ, а полагаться во всём на Аллаха ﷻ (тавфиз) – качество приближённых рабов Аллаха ﷻ, которые видят всё исходящим только от Него. Поэтому упование – качество простых мусульман, покорность – качество избранных людей, а полагаться во всём на Господа – качество особо избранных рабов Аллаха ﷻ».

9. Зу-Ннун аль-Мисри отмечал: «Упование – очищение своего сердца от всего, что имеет на него какое-либо воздействие, кроме Всевышнего Аллаха, и отказ от надежды на средства и причины». А когда спрашивающий попросил дополнить, учёный продолжил: «Это полное подчинение нафса служению Аллаху ﷻ и очищение его от претензий на божественные качества».

10. Когда у Абу Абдуллаха аль-Курши спросили об уповании, он ответил: «Это связь раба со Всевышним Аллахом во всех состояниях».

11. Когда одного учёного спросили о том, что такое упование, он ответил: «Это осознание того, что всё он получает от Всевышнего Аллаха».

12. Также сказано: «У уповающего три степени: упование (таваккаль), покорность (таслим) и препоручение (тавфиз). Уповающий находит покой в обещании Всевышнего».

13. Сказано: «Обладатель покорности (таслим) довольствуется тем, что Аллах ﷻ знает о его состоянии, а тот, кто всецело полагается на Аллаха ﷻ (тавфиз), доволен Его предопределением».

14. Абу Дарда говорил: «Вершиной веры (имана) являются искренность, упование и полное повиновение Господу, Всемогущ Он и Велик».

15. Один из учёных сказал: «Когда Всевышний Аллах предоставит тебе выбор в чём-то, то опасайся выбирать сам. Беги от своего выбора к выбору Господа, ведь ты не ведаешь, каким будет исход дела».

16. В Торе написано: «Лишён милости Аллаха ﷻ тот, кто не полагается на Господа, а полагается на такого же человека, как и он сам».

17. Учёные говорили: «Для того, кто полагается на Аллаха ﷻ и прибегает к Нему за помощью, Господь сделает так, чтобы люди нуждались в нём, и вложит мудрость в его уста».

18. У Абу Язида спросили: «Что такое упование?». Он ответил: «А сам что скажешь по этому поводу?». Спрашивающий сказал: «Наши друзья говорят, что упование – это если слева и справа от тебя находятся хищные звери и огромные змеи, и это тебя нисколько не беспокоит». Тогда Абу Язид продолжил: «Да, это близкое к истине определение. Однако если обитатели Рая наслаждаются его благами, а обитатели Ада подвергнуты мучениям его огнём, а для тебя при этом будет разница между этими состояниями, то ты выходишь из упования».

19. Абу Бакр аль-Варрак сказал: «Если бы спросили у домогательства, кто его родитель, оно ответило бы, что это – сомнение в предопределённом Аллахом ﷻ уделе. Если бы его спросили, каково его ремесло, оно ответило бы: поиски унижения. Если бы его спросили, каков его исход, оно ответило бы: лишение».

20. Шейх аш-Шазали говорил: «Если в человеке отсутствует хоть одно из этих пяти качеств, то он не обладает истинной верой: повиновение велениям Аллаха ﷻ, довольство Его предопределениями, оставление всего на Творца, упование на Господа и проявление терпения в самом начале постижения бед».

21. Сказали: «Отбрось свои надежды на города (заработки) и уповай на Аллаха ﷻ».

ИЗ КНИГИ МУФТИЯ ДАГЕСТАНА ШЕЙХА АХМАДА АБДУЛАЕВА «БЛАГОНРАВИЕ ПРАВЕДНИКОВ»