25 июля
2024 года
поделиться
Категория: Вопрос - ответ

– Разрешено ли в Исламе показывать фокусы и быть иллюзионистом?

1. – Расскажите, пожалуйста, об истихаре (испрашивании у Всевышнего указания на правильный выбор в каком-либо деле) и обращении за советом. Чему отдавать предпочтение при возникновении противоречия между ними? 2. – Дозволено ли носить шубу из норки или лисы? 3. – Как лучше давать милостыню (садака) – скрытно или открыто? И какая милостыня более ценна перед Всевышним? 4. – Разрешено ли в Исламе показывать фокусы и быть иллюзионистом? 5. – Можно ли мусульманам заходить в церковь? 6. – Можно ли устроиться на работу, если точно знаешь, что там разрешат совершать повседневный намаз, за исключением пятничного намаза в мечети? 7. – В каком возрасте желательно делать мальчикам обрезание?

1. – Расскажите, пожалуйста, об истихаре (испрашивании у Всевышнего указания на правильный выбор в каком-либо деле) и обращении за советом. Чему отдавать предпочтение при возникновении противоречия между ними?

– О желательности совершения истихары учёный мазхаба имама аш-Шафии имам ан-Навави в своём труде «АльАзкар» пишет: «Делать истихару желательно, совершив намаз и прочитав дуа (мольбу). Если же нет возможности совершить намаз, то делают истихару с чтением дуа.

 

Поистине, истихара желательна во всех делах. После её совершения пусть человек предпримет то, к чему склонится его сердце». В своих комментариях к книге «Аль-Азкар» имам Аллан ас-Сиддики пишет следующее: «Истихару желательно делать тогда, когда человек желает что-то совершить, будь это поклонение или дозволенные дела.

 

Однако при совершении поклонения (ибадат) истихара делается с намерением определить – совершить данное поклонение в определённое выбранное для себя время или нет. Но не делается – совершить ли вообще, так как поклонение само по себе является благом. Из этого следует, что истихара не делается для совершения обязательного поклонения, которое нельзя откладывать, и это очевидно, так как смысл истихары заключается в просьбе ко Всевышнему указать, что лучше: совершить или оставить, и это касается обязательного поклонения, которое можно отложить (например, хадж и умра) в отличие от обязательного поклонения, откладывать которое запрещено».

 

Далее имам ан-Навави пишет: «Знай, что желательно тому, кто захотел совершить какое-либо дело, посоветоваться в этом вопросе с человеком, в религии, опыте, мудрости, искренности, набожности и сострадании которого он уверен. Желательно советоваться с группой людей, обладающих этими добродетелями, рассказать им о своём интересе к этому делу, разъяснить им пользу и вред. Советчик должен приложить все свои усилия и знания, прежде чем дать совет или рекомендацию».

 

Ибн Аллан ас-Сиддики далее пишет: «Советчик обязан посоветовать то, в чём есть благо для его религии и мирской жизни либо только для религии». Далее имам ан-Навави пишет: «И когда после получения совета станет ясно, что в совершении данного поступка есть благо, то пусть обратится к истихаре». «Из этих слов понятно, что советоваться предпочтительнее, чем делать истихару.

 

Имам Ибн Хаджар альХайтами сказал: "Это решение не является маловероятным даже в том случае, когда происходит противоречие между результатами совета и истихары, так как доверие к словам советчика сильнее, чем к тому, к чему склоняется сердце (после истихары), – из-за преобладания страстей над ним и порочности мыслей. И говорится, что если его душа совершенна, сердце духовно натренировано и превалирует чистота желаний, то предпочтение отдаётся истихаре, и это мнение является более аргументированным"».
 

 

2. – Дозволено ли носить шубу из норки или лисы?

– Ибн Хаджар аль-Хайтами в книге «Тухфат уль-Мухтадж» пишет: «Дозволено употреблять в пищу лису». Ар-Рамли в книге «Нихаят уль-Мухтадж» указывает: «Разрешается употреблять в пищу мясо дикобраза и ласки».

 

Заключение: Норка и лиса являются животными, мясо которых разрешено употреблять в пищу, а значит, если они будут заколоты по Шариату, то их шкура и шерсть будут чистыми и разрешено носить шубы, изготовленные из них. Если же они будут заколоты не по Шариату, то при дублении очищается их кожа, но не шерсть.
 

 

3. – Как лучше давать милостыню (садака) – скрытно или открыто? И какая милостыня более ценна перед Всевышним?

– Имам Хатиб аш-Ширбини в книге «Мугни альМухтадж» пишет следующее: «Отдать милостыню скрытно ценнее, чем открыто, поскольку на это указывает аят Священного Корана (смысл): «Если вы даёте милостыню (искренне и бескорыстно) открыто (так, что об этом узнают и другие, намереваясь быть примером для других), то это хорошо.

 

А если скроете (сделаете благое деяние тайно) и подадите бедным, то это ещё лучше» (сура «АльБакара», аят 271). В хадисе, переданном в достоверных сборниках (имамов аль-Бухари и Муслима), говорится о семерых, которых Аллах ﷻ укроет под тенью Его Арша: «…и тот, который дал милостыню и скрыл это от людей так, что его левая рука не знала, что подавала правая…»

 

Однако если дающий милостыню из числа тех, за кем следуют и с которого берут пример другие, и он даст милостыню открыто с намерением, чтобы за ним последовали другие, без показных деяний и жажды славы, то давать милостыню открыто для него лучше.
 

 

4. – Разрешено ли в Исламе показывать фокусы и быть иллюзионистом?

 

– Фокусники (иллюзионисты) по своей сути подобны колдунам, если даже они не настоящие маги. Следовательно, не разрешено им показывать фокусы, также не разрешается присутствовать там, где выступают фокусники, потому что это побуждает их продолжать совершать грехи и вводить людей в заблуждение.

 

Учёный шафиитского мазхаба имам Ибн Хаджар альХайтами в книге «Тухфат аль-Мухтадж» по данному вопросу пишет следующее: «Запрещено изучать ремесло фокусника и обучать ему. Также запрещено смотреть на того, кто показывает фокусы, восхищаться им, развлекаться иллюзиями, так как это – содействие греховному».

 

Заключение: Из вышесказанного ясно, что запрещено обучаться, обучать ремеслу фокусника, заниматься показом фокусов и присутствовать на представлениях иллюзионистов. Также нельзя продавать обучающие магии фокуса книги, диски и т. п.

5. – Можно ли мусульманам заходить в церковь?
 

– Имам ар-Рамли в книге «Нихаят аль-Мухтадж» пишет следующее: «Мусульманам можно заходить в церковь, синагогу и т. д., если:

1) они разрешают заходить;

2) там нет изображений (изваяний и т. д.), которые они возвеличивают». Авторитетный учёный мазхаба Ахмада ибн Ханбаля имам Ибн Кудама в книге «Аль-Мугни» пишет: «Не запрещено заходить в помещения, в которых есть изображения (запретные). Это мнение учёных маликитского мазхаба, так как имам Малик считал это нежелательным действием, близким к дозволенному (карахат ат-танзих), но не запретным. Также не запрещено заходить в церкви и синагоги».

 

Заключение: Мусульманам разрешено заходить в церковь или синагогу, если: 1) туда не запрещается заходить, 2) если там нет запрещённых изображений. Согласно мазхабам имамов Ахмада и Малика разрешено заходить в церковь или синагогу, даже если там есть запретные изображения.

6. – Можно ли устроиться на работу, если точно знаешь, что там разрешат совершать повседневный намаз, за исключением пятничного намаза в мечети?

– Ибн Хаджар аль-Хайтами в книге «Тухфат уль-Мухтадж» сказал: «Также причиной, дозволяющей оставить джамаат во время обязательного намаза, является занятость человека приобретением имущества, необходимого для него на данный момент». Пятничный намаз не обязан совершать тот, у кого есть одна из причин, дозволяющая не совершать обязательный намаз в джамаате.

 

Заключение: Из вышесказанного ясно: если речь идёт о работе, от которой зависит заработок, необходимый для вас и вашей семьи, и у вас нет выбора, то можно устроиться на такую работу, даже если не будут отпускать на пятничный намаз.
 

7. – В каком возрасте желательно делать мальчикам обрезание?

– Имам Зайн ад-Дин аль-Малибари в книге «Фатх альМуин» пишет следующее: «Желательно поспешить и сделать обряд обрезания на седьмой день после рождения ребёнка, так как это соответствует сунне Посланника Аллаха ﷺ. Если пришлось отложить этот обряд по каким-то причинам, то лучше исполнить на сороковой день. Если отложили ещё дальше, то лучше на седьмой год от роду».

 

Также в этой книге говорится: «Передал имам альАрдабили от имама аль-Харамайни следующее: если ребёнок будет слабым настолько, что есть опасение за его здоровье, то обрезание откладывается до тех пор, пока ребёнок не окрепнет и не будет опасений».

 

Имам Димяти аль-Бакри в книге «Ианат ат-Талибин» пишет следующее: «Сам день рождения ребёнка не включают в эти условленные семь дней, потому как чем дальше отложат обряд обрезания, тем вероятнее, что ребёнок окрепнет и будет более готов перенести эту процедуру».

 

Заключение: Желательно провести обряд обрезания на седьмой день после рождения ребёнка без учёта самого дня рождения, то есть на восьмой день от роду. Если родители не проведут этот обряд на восьмой день, то лучше отложить его на сороковой. Если пропустили и сороковой день, то лучше отложить на седьмой год от роду. Если ребёнок слишком слаб, то следует отложить его, пока не удостоверитесь, что его здоровье не внушает опасений.

 

ОТВЕТЫ ДАНЫ СОГЛАСНО МАЗХАБУ ИМАМА АШ-ШАФИИ
Уважаемые читатели! Вы можете присылать ваши вопросы на адрес электронной почты нашей редакции: assalamweb@gmail.com, или по телефону: +7-928-530-59-70 (СМС, WhatsApp, Telegram).