23 апреля
2024 года
поделиться

Протирание кожаных носков (ичигов)

Согласно сунне протирание ичигов разрешено при любом осквернении, приводящем к необходимости малого омовения. С условием, чтобы ичиги были надеты после полностью совершённого малого омовения и лишь потом произошло осквернение.

Постояльцу дозволено вместо совершения малого омовения протирать ичиги один день и одну ночь. Путешественнику – три дня и три ночи. Началом отсчёта является первое нарушение омовения. Протирание по ичигам совершается линиями по внешней части при помощи пальцев. Начинать следует с кончиков пальцев ног до голени. Обязательным является размер в три меньших пальца руки.

 

Нельзя протирать ичиги, имеющие большую дырку, через которую проглядывается размер, равный трём маленьким пальцам ноги. Если размер дырки маленький, то можно протирать. Не дозволено протирать ичиги тому, кому становится обязательным большое омовение. Протирание поверх кожаных носков заменяет омовение ног, и это подтверждается многочисленными достоверными хадисами.

 

Ибн аль-Мунзир сказал: «Мы передали от аль-Хасана, что он сказал: “Семьдесят из сподвижников Пророка ﷺ рассказали мне, что Посланник Аллаха  протирал поверх кожаных носков”» («Насбу-р-ра йа», I, с. 162). Существует определённое условие для того, чтобы протирание кожаных носков стало разрешённым: необходимо надеть их на чистые ноги.

 

Если кожаные носки были надеты на чистые ноги, а после этого частичное омовение человека нарушилось, ему разрешается протирать их на протяжении одного дня и одной ночи, если он не путник, и три дня и три ночи, если он путник. И каждый раз, когда он совершает частичное омовение в течение этого периода, он протирает их, будь он путником или нет.

 

Началом этого периода считается время осквернения уже после того, как он надел их в состоянии чистоты. Например, он совершил частичное омовение после полудня и надел кожаные носки в состоянии чистоты, а осквернился на заходе солнца, в этом случае ему разрешается протирать их до времени захода солнца следующего дня, если он не путник. Подобным же образом ты можешь определить это и для протирания кожаных носков путником.

 

Не разрешается протирать свои кожаные носки тому, кто обязан совершить полное омовение, т.е. обязан омыть ноги вместе со всем телом. Не дозволено протирать носки, если дырка большая настолько, что через неё видна нога в размере трёх самых маленьких пальцев ноги, а если меньше этого, то разрешается. Это количество дырок определяется для одного кожаного носка, а не для обоих.

 

Имеется в виду, что если дырки суммарно равны трём пальцам ноги на обоих кожаных носках, то протирать кожаные носки разрешается, а если такая дырка на каждом из них или на одном, то протирать их не разрешается. Протирание по кожаным носкам совершается следующим образом: нужно протереть их верх, проведя пальцами линии – то есть смочить пальцы руки водой, потом полностью прижать их и протянуть их так от пальцев ноги к голени, при этом размер протирания непременно должен быть не менее размера трёх пальцев руки для каждого носка.

 

Нарушает протирание всё то, что нарушает малое омовение. Оно нарушается также сниманием ичигов с прошествием определённого времени. Если определённое время закончится, то ичиги снимаются, моются ноги и совершается намаз, и нет необходимости совершать остальные действия малого омовения. Тот, кто начал протирать, будучи постояльцем, но впоследствии до истечения суток стал путешественником, протирает три дня и три ночи.

 

Кто начал протирать, будучи путешественником, а впоследствии стал постояльцем, ему необходимо снять ичиги и помыть ноги, если он протирал больше одних суток назад. А если он протирал менее одних суток, то продолжает протирать, пока сутки не продолжатся. Протирание нарушает всё то же самое, что и частичное омовение; также его нарушает снятие кожаного носка и истечение периода протирания.

 

Если истёк период протирания, или был снят один кожаный носок или оба, но не имело места ничего, что нарушает частичное омовение, то в обоих этих случаях человек омывает только ноги и совершает намаз, и он не обязан заново совершать всё оставшееся омовение. Не являющийся путником протирает кожаные носки раз в один день и одну ночь, а путник – раз в три дня и три ночи.

 

А если кто-то начал протирать, будучи путником, а затем перестал им быть, и после того как он протёр, прошли один день и одна ночь или более, то он должен снять свои кожаные носки. Но если этот срок длился меньше, то надо носить эти носки, пока не истекут полностью один день и одна ночь. Тот же, кто начал протирание, не будучи путником, но затем вышел в путь прежде, чем истекли один день и одна ночь, – он протирает их, пока полностью не истекут три дня и три ночи.

 

Тому, кто надел галоши (в арабском тексте использовано слово «джурмук», означающее «короткая обувь, не доходящая до лодыжки», то есть это могут быть и туфли, и короткие сапоги, и так далее) поверх кожаных носков, разрешается протирать их, если он надел их до того, как произошло малое осквернение. Нельзя протирать по носкам согласно мнению Абу Ханифы, за исключением носок, которые были с подошвой или кожаной подшивкой.

 

Абу Юсуф и Мухаммад считали, что протирать по носкам можно в том случае, если они толстые, не пропускающие воду. Не дозволено протирать чалму, тюбетейку, чадру и перчатки. Разрешено протирать перевязку, если даже та была наложена без малого омовения. Если она спадёт без выздоровления, то протирание не аннулируется.

 

Если же она спадёт вследствие выздоровления, то протирание аннулируется. Нельзя протирать поверх носков, если только они не подшиты кожей или не имеют подошвы. Подшитый кожей означает подшитый кожей сверху и снизу, а имеющий подошву – то есть с подошвой. Таково мнение Абу Ханифы, да смилостивится над ним Аллах ﷻ, а Абу Юсуф и Мухаммад, да смилостивится над ними обоими Аллах ﷻ, разрешали протирать носки, если они были толстыми и не просвечивали. Т

 

о есть они не должны быть настолько тонкими, что через них видно то, что под ними, поэтому протирать обычные носки нельзя. Не является условием для протирания повязки и лубка то, что они должны быть повязаны в состоянии чистоты; если они были повязаны в состоянии малого осквернения и после этого человек захотел совершить частичное омовение, ему разрешается протирать их.

 

Если повязка ослабла и спала после заживления раны, то протирание повязки и лубка в этой ситуации нарушается. Если человек совершил перед этим частичное омовение и протёр поверх повязки или лубка, а затем развязал и выбросил их за ненадобностью, и не имело место ничего, что нарушало бы частичное омовение, то он омывает место, где была повязка или лубок, а потом совершает намаз. Если же она спала, когда рана ещё не зажила, то он не обязан мыть это место и протирание не нарушается.

 

Не разрешается совершать масх как на обычные носки, так как они не отвечают вышеуказанным требованиям, так и на обычную обувь и ботинки. Все имамы четырёх мазхабов фикха согласились с этим. Следовательно, если имам сделал масх на обычные носки, то его омовение недействительно, что делает недействительным и намаз его и тех, кто следует за ним.

 

Если человек без сомнения убеждён, что имам сделал масх на тканевые носки и не помыл ноги, то он не должен совершать молитву, следуя за этим имамом, но если есть вероятность фитны, то он может совершить её с джамаатом, а после – повторить её.

 

(«Лубаб фи Шархи Китаб», том 1, стр. 41; «Джавхарату Нийра ала Мухтасари Кудури», том 1, стр. 26)