Сегодня сплетни нередко занимают главное место в разговоре двух человек, а то и целой компании. От этого греха трудно защититься, потому что он давно уже вошёл в нашу жизнь как нечто нормальное и привычное.
От Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) передаётся, что (однажды) Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) спросил:
أَتَدْرُونَ مَا الْغِيبَةُ؟ قَالُوا: اللهُ وَرَسُولُهُ أَعْلَمُ، قَالَ: ذِكْرُكَ أَخَاكَ بِمَا يَكْرَهُ . قِيلَ: أَفَرَأَيْتَ إِنْ كَانَ فِي أَخِي مَا أَقُولُ؟ قَالَ: إِنْ كَانَ فِيهِ مَا تَقُولُ، فَقَدِ اغْتَبْتَهُ، وَإِنْ لَمْ يَكُنْ فِيهِ فَقَدْ بَهَتَّهُ
«Известно ли вам, что такое хула (гыба)?» Сподвижники ответили: «Аллах и Посланник Его знают об этом лучше». Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Это говорить о своём брате то, что ему не нравится». Его спросили: «Скажи, а если то, о чём я скажу, присуще брату моему?» Пророк (мир ему и благословение Аллаха) ответил: «Если ему присуще то, о чём ты скажешь, значит, ты злословишь о нём, а если этого в нём нет, значит, ты возведёшь на него навет (бухтан)». (Муслим, 2589)
Но, несмотря на предостережения самого Пророка (мир ему и благословение Аллаха), этот грех, подобно чуме, заразил сердца очень многих наших сестёр.
Сегодня, как вы, наверное, заметили, сплетни находят свой «уголок» практически в каждой беседе тех, у кого имеются общие знакомые. Люди, которые любят сплетничать, не видят в этом ничего предосудительного, но стоит сплетням коснуться их, как они начинают обвинять других в подлости и аморальности.
Сплетни направлены в первую очередь на то, чтобы опорочить честь другого человека, а поэтому связаны с малодушием или завистью. Всевышний в Коране говорит:
وَلا يَغْتَبْ بَعْضُكُمْ بَعْضًا أَيُحِبُّ أَحَدُكُمْ أَنْ يَأْكُلَ لَحْمَ أَخِيهِ مَيْتًا فَكَرِهْتُمُوهُ
(смысл): «И не поносите друг друга за глаза. Разве кто-либо из вас пожелает есть мясо своего покойного брата? Ведь это вызывет у вас только отвращение…» (сура «Аль-Хужурат», аят 12)
Как мы знаем, сплетни могут не только опорочить человека, но и нанести его сердцу сильную обиду. И, конечно же, страсть к обсуждению ослабляет иман человека и лишает его сердце благородства и высокой нравственности.
Почему это плохо
Со слов Хузайфы (да будет доволен им Аллах) передают, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
لَا يَدْخُلُ الجَنَّةَ قَتَّاتٌ
«Сплетник не войдёт в Рай!» (Бухари, 6056; Муслим, 105)
Из этого хадиса мы понимаем, что сплетни – это не только некрасивый поступок, но и очень тяжкий грех, из-за которого мы можем лишиться Рая. Люди во все времена любили оценивать и критиковать других людей, из-за чего, собственно, этот страшный грех так легко прижился в нашем обществе.
Например, женщины очень часто обсуждают внешние данные той или иной знакомой или, принижая её достоинства, акцентируют внимание на её недостатках. Особенно это актуально при разговоре об известных женщинах – актрисах и певицах.
Конечно, публичные персоны порой позволяют себе много лишнего, но даёт ли это нам право их обсуждать? Конечно же, нет. Это их жизнь и их личное дело, как её проводить, и пока их грехи не касаются нас, мы не имеем права говорить об этом.
В Судный день эта привычка может обернуться для человека настоящей катастрофой, потому что за каждое слово в чей-то адрес придётся сполна расплачиваться.
От Анаса (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
لَمَّا عُرِجَ بِي مَرَرْتُ بِقَوْمٍ لَهُمْ أظْفارٌ مِنْ نُحاسٍ يَخْمِشُونَ وُجُوهَهُمْ وَصُدُورَهُمْ، فَقُلْتُ: مَنْ هؤُلاءِ يا جِبْرِيلُ؟ قال: هَؤُلاءِ الَّذينَ يأكُلُونَ لُحُومَ النَّاسِ وَيَقَعُونَ في أعْرَاضِهِمْ
«Когда меня вознесли на небо (миʻрадж), я прошёл мимо людей с медными когтями, которыми они царапали себе лица и грудь. Я спросил: "Кто они, о Джибрил?" Он ответил: "Это – (люди), поедавшие мясо других людей и затрагивавшие их честь». (Имам Ахмад, 3/224; Абу Дауд, 4878)
А представьте, как увеличится наказание за гыбу в чей-то адрес, если этот человек впоследствии раскается и перестанет совершать этот грех. А распространённые нами сплетни будут напоминать всем о том, что он или она когда-то совершали. Это вдвойне некрасиво и жестоко.
Наши уважаемые алимы посвящают этой теме огромное количество лекций, но, несмотря на это, сплетен в обществе меньше не становится. Происходит это потому, что мы не до конца осознаем тяжесть грехов, пока находимся на этом свете.
Нельзя также забывать, что мы рабы Всевышнего Аллаха, перед которым все одинаково равны. И по отношению друг к другу у нас есть определённые обязательства: взаимное уважение и недопущение вероломства.
Под вероломством в отношении других подразумевается не только материальный ущерб, но и вербальный урон, который люди наносят сплетнями.
Р.S.
Надеюсь, из сегодняшней статьи, дорогие мои сёстры, вы поняли, что праздные пересуды и негативные высказывания в отношении посторонних людей являются крайне опасным грехом, за который человек будет отвечать перед Аллахом.
И если вы заметили подобное за собой, то как можно быстрее совершите тавбу и дайте себе слово больше никогда к этому не возвращаться. Мира вам и всего самого лучшего!
Альфия Синай