28 марта
2024 года
поделиться
Категория: История

Формирование таджикского народа

Происхождение таджиков как одного из самых восточных иранских народов весьма интересно. Ещё более интересно то, что в процессе тюркизации и монголизации Средней Азии таджики были практически не задействованы, сохранив присущие им культуру, язык и генотип.

В настоящее время в мире насчитывается порядка 20 млн таджиков. При этом почти половина из них проживает в Афганистане и является второй по численности этнической группой в данной стране. В самом Таджикистане численность таджикского населения чуть меньше и составляет около 7 млн человек. Ещё по 1 млн проживает в Узбекистане и в Пакистане, где они также являются традиционными этническими группами, а не переселенцами.

 

Оставшаяся доля принадлежит таджикам-мигрантам, переселившимся в разное время в Россию и другие страны: от Китая до Канады. Таджики представляют собой один из древнейших этносов Средней Азии, сформировавшийся около 4 тысяч лет назад. Изначально на территории современного Таджикистана жили народности, которые в дальнейшем дали начало финно-угорским племенам и древним народам Урала и Сибири.

 

Однако в период неолита они были вытеснены на север дравидскими племенами, пришедшими с территории современного Пакистана. Дравиды, частично смешавшиеся с автохтонным населением, дали начало неолитическим и халколитическим городским культурам Средней Азии, в том числе Таджикистана. Это были преимущественно земледельческие оседлые культуры, которые в определённой степени занимались и скотоводством, особенно горным (в условиях Таджикистана).

 

При этом постоянно поддерживались контакты местных культур с культурами Афганистана, Пакистана, Ирана и народами Северных степей. В это же время на территориях Степи (от восточного берега Волги до Алтая) происходит формирование арийских индоевропейских этносов. Возрастание численности населения, климатические изменения и скотоводство, которое было основным способом существования культур и при этом требовало постоянно расширяющихся пастбищ, привели к тому, что начался этап демографического давления с переселением представителей этих этносов в различных направлениях.

 

Северный путь вдоль Каспийского и Чёрного морей дал индоевропейцам выход в Европу, Малую Азию, на Кавказ (и через него в Западный Иран). Южный путь привёл их в южную часть Средней Азии (в том числе в Таджикистан), в Афганистан, на восток Ирана, в Пакистан и Индию. Не стоит считать, что перемещение индоевропейских народов было одномоментным и масштабным.

 

Проникновение переселенцев шло постепенно в течение столетий, то усиливаясь, то ослабляясь, такими своеобразными волнами. Одна из первых подобных волн в южном направлении привела к сосуществованию в течение длительного времени индоевропейцев с потомками дравидов и местных неолитических культур на территории Таджикистана и некоторых соседних регионов, что в итоге выросло в формирование новых этносов: бактрийцев, согдийцев, хорезмийцев и некоторых других.

 

К тому времени, когда их формирование в качестве отдельных народов было в разгаре, относится и создание на территории Средней Азии сильных государств железного века, таких как Бактрия, Гандхара, Согд, Арахозия, Гиркания и страна паропамисадов. В эти времена деление на народы было первоначальным и формирования единого таджикского этноса ещё не произошло.

 

Вообще же изначально слово «таджик» можно отнести к согдийскому термину, которым изначально называли персидские народы, перешедшие в Ислам, которые принесли данную религию на территорию Средней Азии. Персидский язык, который был языком исламской проповеди, стал постепенно смешиваться с родственными ему местными языками, в определённой степени вытесняя их.

 

Формировавшиеся к востоку от Средней Азии тюрки также приняли термин «таджик» в качестве наименования ираноязычного мусульманского оседлого населения оазисов Средней Азии в противопоставление кочевым тюркским племенам. Через них это же название перешло в языки Тибета и Китая. В качестве руководства первого таджикского государства в настоящее время рассматривается династия Саманидов, правившая в IX–X веках в Бухаре.

 

Руй Гонсалес де Клавихо в качестве посланника кастильского короля Энрике III к Тамерлану по дороге в Самарканд в 1404 г. писал: «Люди, проживающие в этих краях, называются «танджикиус» и говорят на персидском языке, который немного отличается от используемого в Персии». Постепенно термин «таджик» стал обеспечивать национальное противостояние между городским ираноязычным населением и кочевой тюркской верхушкой.

 

Ещё более оно усилилось в процессе формирования соседней узбекской этнической общности (в формировании которой был значительно усилен именно тюркский компонент, хотя база оставалась иранской). Официальное закрепление широко употреблявшегося термина «таджик» в качестве «национальности» произошло в XX веке при осуществлении советского «национального строительства» и проведении национального размежевания.

 

В 1924 году была образована Таджикская АССР со столицей в новом городе Душанбе в составе Узбекской ССР, в которой таджики объявлялись титульной нацией. При этом памирские народы (с национальными восточно-иранскими языками, сохранёнными с древних времён, и совсем иным генотипом) тоже были включены в неё в качестве таджиков. В 1929 году Таджикистан был выделен в отдельную советскую республику – прямую предшественницу современного независимого Таджикистана.

 

В связи с тем, что на территории современного Афганистана такого разделения не было проведено, здесь выделение отдельной таджикской национальности весьма затруднено и по большей части основывается на противопоставлении языков дари и пушту. Впрочем, большинство населения Афганистана в разной степени владеет обоими.

 

В Китае таджиками традиционно называют восточно-иранский народ сарыкольцев, которые используют в быту свой национальный язык и не говорят на персидском диалекте. Хотя есть и ещё одна версия, которая тоже имеет право на существование. В настоящее время таджикская интеллигенция в большинстве своём придерживается версии о происхождении названия «таджик» от слова «тадж» из пехлевийского языка (среднеперсидский, ныне мёртвый язык), что означало «корона, венец».

 

Таким образом, «таджики» можно перевести как «коронованные, увенчанные». Что, по большому счёту, тоже в определённой степени оправдано историей этого народа. В настоящее время таджики являются весьма активным народом, которому суждено было пережить в недавнем прошлом (90-е гг. XX в.) гражданскую войну.

 

В связи с этим к началу XXI века страна была отброшена далеко назад, и множество таджиков было вынуждено искать возможности существования за её пределами. Сейчас таджикское общество постепенно оправляется от потрясений и начинает закономерное движение в будущее, формируя сильные связи с Россией и близлежащими странами региона. 

 

ФАТИМА МАНЗУР ШЕЙХУПУРА, ПАКИСТАН