19 апреля
2024 года
поделиться
Категория: Социальная

«В поисках коровы». Как похороны превращаются в бизнес-индустрию

Похороны согласно «дедовским традициям», проходящие в наших городах и сёлах, давно превратились в набор обычаев, так же тщательно и ревностно оберегаемых, как и ядерные технологии ведущих стран мира.

И всё бы ничего, если бы они несли под собой какой-нибудь разумный подтекст. Но чаще всего главным аргументом к их исполнению является людская молва. А что люди скажут? Если мы не будем «хорошо» оплакивать умершего – люди подумают, что мы не опечалены. Если мы не раздадим «нормально» садака и не накроем «как следует» стол – знакомые скажут, что мы не любили покойного…

 

Таких «если» много. Главное в таком случае понять, что действительно хорошо, а что – просто показуха. Ситуация доходит до абсурда. Страна полна историй, когда на похороны закупаются целые грузовики с продуктами вплоть до ананасов, нанимаются специальные плакальщицы, распиваются алкогольные напитки, покупаются дорогущие надгробные памятники. О том, как правильно выразить соболезнование и раздать садака (милостыню), на что запрещено тратить деньги умершего, стоит ли платить за похоронные услуги, и о многом другом мы беседуем учёным-богословом Абдуллахаджи Хидирбековым.

 


– На похороны обычно съезжается много народу. Это родственники, друзья, односельчане, коллеги по работе и просто знакомые. Выходит свыше сотни человек. Всех надо встретить, еду на всех приготовить, место для та’зията организовать, потом пакеты с садака раздать. В этой суматохе семья покойного даже не успевает осознать произошедшее. Как поступить в таком случае?

 

– После смерти человека наша религия Ислам требует совершить четыре вещи: омыть человека, завернуть его в саван, прочитать над ним джаназа-намаз (заупокойную молитву) и похоронить. Пока эти вещи не сделаны, все соседи, дальние родственники должны содействовать семье покойного в этом. Родственникам следует помочь и в том, чтобы готовить еду для семьи покойного в эти дни.

 

Потому что это Сунна Пророка ﷺ. После сметри спожвижника Джа’фара رضي الله عنه, Пророк ﷺ сказал: «Вы приготовьте для семьи Джа’фара رضي الله عنه еду». В сёлах, хвала Всевышнему, это практикуется. Некоторые считают это обычаем – забирать родственников, приехавших на соболезнование, к себе, не зная, что это пришло от Ислама. Тем, кто не знает, следует напомнить, что это Сунна Пророка Мухаммада ﷺ, чтобы получить вознаграждение за её исполнение.

 

Это одно из таких действий, которые поощряются в Исламе, мы должны его поддерживать и соблюдать. Согласно хадису Пророка ﷺ, для близкого человека, пусть это будет родственник или сосед, сунной является выразить соболезнование семье умершего, совершить над ним джаназа-намаз и потом вместе со всеми, кто пришёл, пойти его похоронить. Кто хочет получить великое вознаграждение за исполнение этой сунны – должен успеть к этому времени.

 

Суннатом является прийти на соболезнование, подождать, пока умершего омоют, и принять участие в похорониах. Но после этого многие из нас возвращаются в дом умершего, считая это необходимой вещью, для того чтобы постоять, похабарничать, – вот этого нет в Исламе. Это есть из ряда вон выходящий, ненужный обычай, который, к сожалению, имеет место.

 

Если мы откажемся от него – нам будет легче, народу будет легче. Ведь мы знаем: когда люди стоят таким образом несколько дней – ни один человек не делает этого по собственному желанию. Все стоят, боясь мнения людей, порицания с их стороны. Причём считается недостаточно стоять на та’зияте. Этих людей ещё и кормят, и поят, а откуда взять деньги на эти расходы? Или должны родственники раскошелиться, или покойный должен был оставить завещание…

 


– Говоря о расходах, имамы нередко советуют ограничить размер садака на похоронах. А почему нельзя раздавать столько милостыни, сколько захочется?

 

– Вот почему. У меня был случай в личной практике. К нам пришла молодая женщина и, плача, поведала: «Умер мой молодой муж, оставив детей сиротами. Родственники мужа требуют от меня, чтобы я установила большой гранитный надгробный камень на могиле супруга ценой 80 тысяч рублей».

 

Это теми ещё деньгами, сейчас он стоит ещё дороже. «Я взяла на себя все расходы, нашла деньги, кормила и поила в течение недели всех родственников, которые приходили на соболезнование. Сейчас я вся в долгах. А мне говорят: “Тебе муж оставил детей, оставил квартиру – у тебя нет совести, как тебе не стыдно? Достань из-под земли деньги и поставь надгробный камень!”».

 

Такие вещи в Исламе не поощряются. За всё, что мы совершаем, мы можем получить награду, а можем заработать грех. Если мы делаем не ради Всевышнего Аллаха, а ради показухи, то это грех. Согласно хадису Пророка ﷺ, человеку разрешается завещать по своей воле только 1/3 часть своего имущества. Многие путаются, думают, что у нас, как в светских законах, человек, оставляя завещание, имеет право всё своё имущество раздать так, как он сам захочет. Это не так. 

 

Уже в Коране Всевышний Аллах определил каждому наследнику долю, кроме 1/3 части. Если в завещании указывается: «Я хочу, чтобы после моей смерти вы зарезали корову, чтобы вы раздали что-то бедным, кормили гостей», то это другое дело. Но из этого сделали обычай. В связи с чем те, кто не может себе этого позволить, вынуждены равняться на других, более обеспеченных, дабы их не осудили люди. Вот это плохо.

 

Поэтому имамы, устанавливая в своих населённых пунктах общие правила для всех, говорят: «Сегодня есть богатые и бедные, и я не могу богатому разрешить всё, что он хочет и может делать, а бедному – запретить. Всё равно людские языки будут осуждать тех, кто не может «как все». И бедные вынуждены будут из кожи вон лезть, чтобы равняться на своих обеспеченных земляков».

 

В таком случае имам населённого пункта или в целом Муфтият устанавливают общие для всех правила. Например, после смерти человека больше трёх дней не собираться, не нужно резать коров, раздавать огромную милостыню и делать пир на весь мир. Жители села или города обязаны следовать этому указанию имама. В хадисе говорится: «Каждый является пастухом и отвечает за свою паству. Имам является пастухом и отвечает за свою паству».

 

Пророк ﷺ в свой проповеди во время прощального хаджа сказал: «Те, кто совершает пятикратную молитву, соблюдает пост, выплачивает закят и следует за своими предводителями, являются теми людьми, которые попадут в Рай». Пророк ﷺ подчеркнул: «...следуют за своими предводителями». Мы должны следовать за своими предводителями, народ должен следовать за имамом, имам должен следовать за муфтием, и вот так это всё строится. Порядок этот нарушать нельзя.

 

– Тем не менее, бывает, что не все соглашаются с установлением имама. «А что люди потом скажут?» – начинают некоторые оправдываться. «если мы, родственники, не организуем хорошее угощение и не сделаем «нормальный» пакет (садака), нас будут упрекать, скажут, что просто закопали покойного и даже нормальных похорон не провели. Зачем нам эти лишние разговоры?» – возмущаются они.

 

– Действительно, эти разговоры нам абсолютно не нужны. Однако в каждый дом приходит смерть. Все рано или поздно умирают. Каждый должен подумать: вот умрут мои мать или отец, что будем делать? Если у нас возникает вопрос в какойто светской части, мы идём к врачу, инженеру, юристу, архитектору. Если человек не знает канонов религии, нужно обратиться к имаму. Если так поступать, все эти «разговоры» закончатся.

 

Мы должны знать и понимать, что если мы ради кого-то, не ради Всевышнего Аллаха, сделаем садака, вознаграждения не будет! Это останется показухой, сделанной ради того, чтобы люди сказали: «Вот хорошо похоронили». Мы помним, как в советское время, когда после похорон делали мавлиды и давали пришедшим носки, люди радовались. «Ого, носки дали», – говорили. Сейчас если даже полный пакет в качестве садака дадут – всё равно недовольны.

 

«Постоянно сахар, мука, зачем это нужно?» – так уже говорят. Деньги хотят. Если мы сегодня это не остановим – завтра будет хуже. Завтра ещё больше потребуют. И получится целая индустрия. Появятся люди, которые будут специально приезжать на похороны, жить и зарабатывать на этом. Для тех лиц, которые ищут изъяны, недостатки в нас и нашей религии, всё это впоследствии станет поводом для того, чтобы упрекать мусульман. 

 

– Но, допустим, человек говорит: «Нас так поступать учили наши предки, бабушки и дедушки. Почему мы должны отказываться от традиций предков?

 

Ваххабиты тоже так говорили, что не нужно делать садака. – Ваххабитов я не буду сейчас обсуждать. Лучше поговорим о нас. Мы, ахлю сунна валь джамаа, говорим: любой вид садака для покойного является поощряемым. За это идёт вознаграждение и полагается награда умершему. По этому поводу есть достоверные хадисы, об этом говорят учёные. Загвоздка в том, как ты делаешь садака.

 

Если ты связал его с каким-то днём, например говоришь: «Сороковник будем отмечать», – это уже не садака, это «сороковник». Тебе скажут те люди, которые этого хотели: «Вот красиво 40 дней провёл». Но перед Аллахом ﷻ это ценности иметь не будет. Если мы искренне делаем садака, не надо связывать его с каким-то числом. Сделай сегодня, зачем откладывать на 40 дней? Сделай завтра, если есть возможность. Если нет возможности, Пророк ﷺ на это что говорит?

 

Каждое добро, поминание Всевышнего – это садака. Дуа делай – это тоже принесёт пользу. Не забывай об умершем, посещай его, приветствуй  его саламом, читай за него Коран. Это намного лучше для него. А за датами следуют те, у кого с религией Ислам мало общего. Мы же видим, что часто на та’зиятах сидят люди далёкие от Ислама, не знающие, что такое намаз, но при этом считающие, что они обязаны прийти на 40 дней, 52 дня и т. д.».

 

– Иногда человек соглашается со всеми доводами имама, но, всё ещё колеблясь, спрашивает: «Почему мы первые должны отказаться от адатов, почему именно с нас это нужно начинать?»

 

– Нет, почему первые? Например, в Махачкале или Каспийске они далеко не первыми будут и даже не десятыми или сотыми. Хвала Всевышнему, молодые уже осознают, многие учатся, и, даст Бог, мы все к этому придём. Здесь есть такой важный момент. Если посмотреть на наши кладбища, то можно заметить, что они молодеют. Молодые умирают. У них остаются несовершеннолетние дети.

 

И если покойный не оставил завещания, то, согласно Шариату, практически всё имущество переходит к детям. Некоторая часть остаётся родителям (если они есть) и супруге. Вот здесь есть очень опасный момент. Если уполномоченный организовать похороны родственник – тот же дедушка, например, этих детей, оставшихся без отца, – ради соблюдения адатов и с целью избежать людской молвы начнёт расходовать на выполнение обычаев средства, оставшиеся этим детям, – он попадает в категорию людей, которые присваивают имущество сирот. Это большой грех. О сиротах многое сказано в Коране и хадисах. Мы не имеем права пользоваться имуществом сирот или раздавать его.

 

– А на что лучше потратить деньги умершего?

 

– После того как человек умер, его васыю (тот, кто проводит покойного в последний путь, близкий родственник, который уполномочен организовать похороны) в первую очередь должен посмотреть, что у покойного осталось невыполненным из тех обязательств, которые на нас возложены Всевышним Аллахом. Если он не выплачивал закят, будучи бизнесменом, – в первую очередь его выплачивают.

 

Если он не совершил хадж, имея на это возможность, – обязательно нужно за него этот столп Ислама возместить. И если он посты не соблюдал, то за каждый пропущенный пост в шафиитском мазхабе нужно выплатить штраф. Вот на эти вещи мы обязаны обратить внимание в первую очередь. Часто, когда умирает пожилой человек, у него на «чёрный день» бывают оставлены 250, 300, 400 тысяч рублей.

 

И он при этом, имея возможность, хадж не совершил. Хотя мы же знаем: если человек сам не в состоянии поехать в Мекку, но имеет на это средства, он должен уполномочить другого на совершение за него паломничества. Вместо этого он копит эти средства на свои похороны, «боясь», что после смерти его оставят на улице, не похоронив.

 

При этом не выполняет того, что возложено на него Всевышним. Когда он умрёт, эти средства никто не имеет права расходовать на садака, пока за него не выплачен закят, не сделан хадж, не выплачены штрафы за обязательные пропущенные посты, если таковые имеются. Потом следует обратить внимание на его долги. Вернуть, если они были. А потом только смотрят, есть ли у покойного завещание или нет. Если после того, как сделали всё вышеупомянутое, остались ещё средства, тогда их тратят на исполне
ние завещания. 

 


– Иначе говоря, в завещание вначале даже не смотрят?

 

– В завещание смотрят в последнюю очередь. Сначала следует выполнить обязанности покойного перед Всевышним Аллахом. И только потом то, что в завещании. Например, некоторые пишут: «Сделайте после моей смерти мавлид на третий день, зарежьте корову (для раздачи мяса)» и т. д. Недавно я сам такое читал.

 

Человек написал: «В первый же день зарежьте корову, и на третий день зарежьте корову, и на 40-й день тоже зарежьте». Родственники пришли и говорят мне: «Сейчас проблема найти корову, нельзя просто пойти на рынок и купить мяса?» Представьте себе, человек озадачил после своей смерти родных и близких, которые, вместо того чтобы принимать соболезнования от родственников, вынуждены искать корову!

 

– Женщины очень эмоционально оплакивают умершего, а после начинают обсуждать, кто делал это искренне, а кто напоказ. Как отличить, кто «хорошо», а кто «плохо» плачет на похоронах?

 

– Нам вообще не нужно различать, кто «хорошо» и кто «плохо» плачет. Фальшивый плач – это ненужная вещь. Это не поощряется, а порицается. Бывают адаты, когда мужчину обязывают подойти к женщинам и там заплакать. Если он не заплачет, люди начинают его осуждать. Этих вещей нет в Исламе.

 

Если человек искренне прослезился во время похорон или после них, то это сунна Пророка ﷺ. Но рыдать, громко плакать, рвать одежду – это харам, категорически запрещается. А фальшивая вещь нигде не поощряется. Это рия (показуха), за которую Всевышний может сильно наказать. 

 

– Как правильно выражать соболезнование?

 

– Есть специальные тексты. Чтобы выразить соболезнование по сунне Пророка ﷺ, есть специальные слова. «Пусть Аллах ﷻ увеличит ваше воздаяние. Даст вам терпения и простит вашего умершего», – вот такое соболезнование является сунной. И, конечно, можно сделать дуа (в данном случае – молитву за умершего). А дуа всегда поощряется.

 

Например, заходим туда, где стоят люди, и делаем дуа: «О Аллах ﷻ, прости грехи умершего, дай терпения его родственникам, людям, которые здесь стоят. О Аллах ﷻ, сделай так, чтобы он и мы вместе были рядом с Пророком ﷺ на Том свете, в Раю». И читаем суру «Фатиха» с намерением на то, чтобы Всевышний Аллах принял наше дуа из-за этой великой суры и того смысла, который в ней есть. 


– Возникают вопросы о том, кто должен копать могилу и как вознаградить тех, кто этим занимается.

 

– Люди думают, что если человек умер, то подготовка и совершение всех похоронных обрядов должны быть бесплатны. Это неправильно. Допустим, омыть человека – очень сложная работа, и мало кто готов этим заниматься. Отказываются родственники, даже родной сын. Бывает, приглашаешь родственника – заходи, пожалуйста, помоги омыть.

 

Нет, он брезгует, говорит: не могу. Эта работа считается очень сложной. Наши братья, которые ею заняты, – они проявляют скромность, никогда не называют определённую цену. Я ещё не видел, чтобы в Дагестане говорили: «Вот столько мне дайте, а если не дадите – я не омою». Но мы должны понимать, что это сложная работа, и чем кому-то раздавать пакеты с садака, лучше побольше отдать омывающему.

 

Если ты его поощришь, у него появится больше желания помогать людям, ведь у него тоже есть семья, дети. Он все свои дела оставляет, приходит, моет твоего отца, родственника… Здесь не нужно проявлять скупость и вредность, не давать ничего из-за того, что никто не видит, сколько ты даёшь или не даёшь ничего. Если бы это делалось публично, то омывающим раздавали бы самые большие пакеты.

 

Ещё раз говорю: в этом деле скупость проявлять не нужно. Во всех центральных мечетях есть специальные комнаты для мытья мёртвых. Днём и ночью они открыты. Ключ висит у сторожа. Любой человек может этой комнатой воспользоваться. У нас в Дагестане нет таких условий, что обязательно работник мечети должен мыть усопшего. В книгах сказано: похоронные обряды пусть совершают близкие родственники.

 

Но если ты не хочешь этого делать, не хочешь мыть аврат своего отца, тогда будь добр – плати. Заплати так, чтобы и тебе было вознаграждение, и тот работник был рад и не думал о тебе плохо. Таково моё мнение, я везде об этом говорю. Насчёт копания могилы – то же самое. Часто можно услышать жалобы, что места продают на кладбищах.

 

Нет, места не продают. У нас продаваемых мест нет. Просто бывает так, что какой-то человек, который не сталкивался с такой ситуацией, не знает, как всё это надо делать, или брезгует этим заниматься, приходит и говорит: «Мне отца надо похоронить, дайте мне хорошее место», имея в виду готовую, выкопанную могилу, с плитами, и ещё вдобавок ждёт, что всё закопают, завернут, а он будет просто стоять и смотреть.

 

Вот такое бывает у некоторых понимание. Человек, который хочет похоронить своего умершего, – есть бесплатная земля – пусть возьмёт лопату, копает и хоронит. Умер твой родственник – иди сам выкопай могилу, заверни его как нужно, похорони, закопай как нужно. Так рекомендует наша религия. Но если ты не можешь – тогда поручи специалистам. Такие вещи мы должны понимать.

– А какой надгробный памятник лучше установить?

 

– Надгробный камень нужен, чтобы человек знал, где похоронен его родственник, дабы, посещая кладбище, мог приветствовать умершего. Это Сунна Пророка ﷺ. Но сегодня мы превращаем это в целый мавзолей. Некоторые заранее пытаются занять себе место, ставят на могилах большие чёрные гранитные камни за 100–150 тысяч рублей. Это тоже харам, расточительство. 

 

Поэтому, когда нас спрашивают, мы говорим: сделайте надгробный камень из обычного пиленого камня высотой примерно в 1 метр. Напишите на нём имя покойного, его отца, фамилию напишите. Не нужно никаких картинок, фотографий и скульптур…

 

– Вы сказали, что заранее нельзя «бронировать» место на кладбище…

 

– Конечно… Был случай, о котором рассказал мне друг. Он шёл по кладбищу и увидел, как знакомые копают могилу. А один, такого сурового вида аксакал, сидел рядом и смотрел на это. Друг подошёл к ним, хотел выразить соболезнование. «Соболезную, – говорит. – Для кого копаете?» Оказалось, для этого пожилого человека. Откопали, подготовили и оградили это место. А это категорически запрещено делать, ведь это общественная земля. Никто не имеет права на ней заранее себе что-то бронировать. 

 

– А если человек купил эту землю?

 

– Он не может купить общественную, вакуфную землю. Она не продаётся. Если он хочет, чтобы его похоронили гденибудь у себя в огороде, то пожалуйста. Пусть делает там что хочет.

 

– Последний вопрос, Абдуллахаджи. Подскажите, сколько раз нужно поднять носилки с умершим?

 

– (Улыбается.) Мне было 17 лет, когда я первый раз увидел такое. Вынесли покойного и начали носилки с ним опускать и поднимать. Я спросил: «Что вы делаете?» – «Это чтобы его грехи выпали», – сказали мне. Ничего подобного нет в Исламе. 

 

– Значит, можно не поднимать?

 

– Нельзя так поднимать и опускать. Если человек делает это с мыслью, что в этом есть какая-то польза, то он создаёт то, чего нет в Исламе. Видя такую вещь, мы должны сказать: «Либо покажите, где об этом написано в книгах, либо если нету – прекратите это делать». Бывает, один какой-то «домашний мулла» что-то выдумал от себя, а другие увидели и сделали это обычаем. К сожалению, мы можем наблюдать немало таких вещей.

 

 БЕСЕДОВАЛ САИДМУХАММАД КУРБАНОВ