Край, окутанный древними тайнами. Республика Хакасия.

Каждый уголок нашей необъятной страны является уникальным в отношении природных ресурсов, а также многонационального и многоконфессионального человеческого капитала. Сегодня хочется повести речь о таком красивом и до конца не изведанном крае, как Республика Хакасия. Этот субъект Российской Федерации занимает значительную часть Хакасско-Минусинской котловины в пределах северо-западных отрогов Саяно-Алтайского нагорья (Южно-Сибирская горная агроландшафтная страна).

статья опубликована в номере: 12 (529) / от 15 июня 2017 (Рамадан)
642

Общие сведения

Разнообразие климатических и растительных зон – от высокогорья с круглогодичными ледниками и снегом, тундры, лесов и лесостепей до степей с древними могильниками – характерно для республики.
Край очень богат природными ресурсами. Республика располагает значительными запасами пресных подземных и поверхностных вод. Основная водная артерия – река Енисей.

Особо охраняемые природные территории занимают 7,6% площади республики.
Историческое развитие народов Хакасии протекало в относительно благоприятных климатических условиях, и в ходе этого развития создано уникальное культурное наследие, представляющее бесценный ресурс для развития региона. Поэтому основу культурного наследия Хакасии составляют природно-археологические ландшафты, составленные из десятков тысяч археологических объектов.

История Ислама в Хакасии

Есть только обрывочная и скудная информация об Исламе в регионе до ХХ века. Нет, наверное, уголка, куда не доходили татарские купцы, в том числе первые следы Ислама были оставлены ими в этом далёком краю. В СССР мусульмане в Хакасии были, но об их религиозной активности ничего не известно. Только на закате СССР в столице региона, городе Абакане, появилась первая официальная община мусульман. 
Джума-намазы и праздничные намазы небольшая община проводила в частных домах. 

В период развала СССР и с утратой коммунистами монополии на идеологию в республиканской газете «Хакас чири» отдельные активисты хакасского национального движения «Тун» рассматривали Ислам в качестве основы для морального и экономического подъёма коренного тюркского народа, представителей которого в дореволюционных источниках именовали енисейскими, абаканскими татарами.

В 90-е годы численность мусульман в Хакасии резко возросла в связи с миграцией из республик Средней Азии и Кавказа. Значительное количество приверженцев Ислама работало на рынке, обеспечивая республику овощами и фруктами с родины, что и предопределило появление первой неофициальной мечети на территории Центрального рынка. Под мечеть община мусульман использовала один из этажей трёхэтажного здания на территории рынка. В этом же строении разместилось первое халяльное кафе.

Сегодня мусульмане в Хакасии живут размеренной жизнью, стараются выполнять свои религиозные обряды. Большинство из них – трудовые мигранты из стран Средней Азии и Кавказа. 
Тахир Алимжонов долгие годы трудится в Хакасии и говорит, что вера помогает ему во всём. Рассказывая о себе, он говорит, что его семья живёт в Средней Азии, а он работает в России и только время от времени бывает у себя на родине. «Хвала Аллаху I, я не жалуюсь, отсылаю деньги семье, чтобы они ни в чём не нуждались, чтобы дети получили хорошее образование. Всегда звоню и бужу их на утренний намаз и напоминаю о том, что его нельзя пропускать», – с блеском в глазах говорит Тахир. 
Он также признаётся, что очень любит Россию и в Хакасии чувствует себя как дома.

С большим энтузиазмом он делится своими мыслями: «Россия – прекрасная страна, я её очень люблю, здесь живут очень хорошие, великодушные, гостеприимные, культурные и образованные люди. Я очень уважаю В.В. Путина и горжусь им, слежу за его деятельностью на международном уровне и понимаю, что он действительно блестящий политик, миротворец и защитник Ислама и мусульман».
В 2006 году мэрия Абакана выделила участок в 750 кв. м под мечеть в центральной части города, на улице Торосова, 1. Но мечеть так и не достроена. 
В настоящее время джума-намазы проводятся рядом с недостроем предполагаемой мечети на выделенном для строительства культового здания участке. 
По замыслу верующих, первая мечеть «Ал-Куддус» г. Абакана будет одной из самых крупных и красивых в Восточной Сибири.

Историческая справка о Республике Хакасия

В Хакасии во все исторические этапы плотность населения была чуть выше, чем в других регионах Сибири. Это не могло не отразиться на количестве и качестве объектов культурного наследия.
Историко-культурное наследие Республики Хакасия богато и разнообразно. Точное количество памятников археологии Хакасии подсчитать невозможно, часть из них находится под землёй, визуально не воспринимается и таит в себе очень много тайн. Однако в начале 2000-х годов специалистами была предпринята попытка составления карты археологических ландшафтов Хакасии. По оценке её составителей, в республике насчитывается 30–32 тысячи «надземных» памятников археологии. Однако в состав некоторых археологических комплексов может входить до нескольких сотен памятников, поэтому наряду с заявленной численностью существует ещё одна, официальная, – 13,5 тыс. объектов культурного наследия. Но и такое количество объектов культурного наследия делает Хакасию обладательницей крупнейшего в Сибири археологического фонда.

Курганы, древние поселения, крепости-све, наскальные рисунки, каменные изваяния составляют основу историко-культурного наследия народов Республики Хакасия.
Как предполагают учёные, люди поселились на территории Саяно-Алтайского нагорья свыше 300 тысяч лет назад, однако самые древние свидетельства освоения человеком пространств Хакасии соотносятся с периодом, отстоящим от наших дней на 80–100 тысяч лет.

В течение тысячелетий на территории современной Хакасии сталкивались многочисленные культуры угро-финских, иранских, монгольских и тюркских народов. Определённое влияние на развитие южносибирских народов оказывали и древнекитайские государства: в старинных китайских хрониках мы находим упоминания о северных соседях, которых китайцы называли хягасами. Взаимоотношения этих народов являлись непростыми: были и бесчисленные военные столкновения, и борьба за выживание, и периоды относительного затишья, когда шли оживлённые торговые и культурные обмены.
Первое государство на территории Южной Сибири предположительно возникло ещё в IV–III веках до н. э. В 201 г. до н. э. государство динлинов, как их определяют китайские источники, было завоёвано гуннами. В VI веке на территории Хакасии создаётся Кыргызский каганат, который к середине IX века достигает своего расцвета, занимая значительную часть азиатского континента.

С древнейших времён Хакасия имела караванные пути, связывающие её с Монголией, Китаем, Тибетом и Индией. В эпоху Кыргызского каганата (VI–XIII вв.) существовала ветвь Великого шёлкового пути, которая соединяла Хакасию с Тувой. Этот путь упоминался ещё в древнетюркских рунических памятниках VII–VIII вв.
Письменность в бассейне верхнего и среднего течения Енисея (включая Хакасию) существовала, по предположениям профессора Л. Р. Кызласова, вплоть до монгольского завоевания, т. е. до конца ХIII века, а по последним исследованиям, и до более позднего периода – ХVII–ХVIII вв.
С ХIII века народы Саяно-Алтая, в т. ч. енисейские кыргызы, стали испытывать всё более усиливающееся давление со стороны южных соседей, монголов. В результате военной экспансии в 1293 году Кыргызское (Хакасское) государство было разрушено.

После падения Хакасского государства разрозненные княжества на территории Хакасии так и не смогли создать прочный единый союз. Определённая стабильность произошла лишь к началу ХVII в., когда сформировались четыре феодальных улуса (княжества): Алтысарский, Алтырский, Езерский и Тубинский. Правили улусами князья из господствующего рода кыргызов.

Процесс вхождения Хакасии в состав России был длительным и противоречивым.
В марте 1707 года царь Пётр I подписал Указ о сооружении острога в Хакасии, который был построен за пятнадцать дней, с 4 по 18 августа 1707 года. Это событие и знаменует начало процесса вхождения Хакасии в состав России. Для окончательного закрепления Хакасии в составе России на её южной границе в 1718 году строится ещё один острог – Саянский. Датой же официального включения территории Хакасии в состав Российской империи можно считать 20 августа 1727 года, когда между Россией и Китаем был заключён Буринский (или Кяхтинский) пограничный трактат. Все земли, находившиеся на северной стороне Саян, отошли к России, на южной – к Китаю.

Хакасия – край, окутанный древними тайнами

Территория Хакасии по праву считается одним из самых насыщенных памятниками археологии регионов России. Это край с богатой историей и древней культурой, сохранившей более 30 тысяч археологических объектов – каменных изваяний и курганов, наскальных рисунков и древних святилищ, остатков поселений и величественных горных крепостей. Наиболее известны Большой Салбыкский курган, Сулекская, Боярские и Подкуненская писаницы, археологические памятники горной системы Сундуки, крепости-све Оглахты и Чебаки, средневековые могильники – Копенский и Уйбатский чаа тасы.
В истории Хакасии слишком много неразгаданных тайн, но факт, что в древности здесь кипела жизнь, были развитые цивилизации и происходило много интересного. Вполне может быть, что многие археологические памятники и артефакты, которые находятся здесь, могут иметь непосредственное отношение к истории пророков Всевышнего, которых было более 124 тысяч, и их призыву к народам, заселявшим в те далёкие времена эти земли. О том, как они принимали или отвергали призыв Божьих пророков, мы сегодня можем только догадываться. Аллах ﷻ знает лучше. 

Ильнур Файзуллин

Также в рубрике

Не этапировать осуждённых мусульман из Крыма

Главный имам Симферополя и помощник Муфтия Крыма Мухаммед Исламов предложил ввести для заключённых

Раби уль-авваль – от Калининграда до Владивостока

Раби уль-авваль в этом году стал очень насыщенным духовно-просветительскими мероприятиями, которые не

Страна, в которой мы живём

В рубрике «Регионы» мы из номера в номер рассказываем об особенностях того или иного субъекта Российской

«Россия – исламский мир»

В 60-е годы этот небольшой город на Юге России стал известен всему миру как место базирования единственного