Как теряется и приобретается иман ( Сила веры )

Как мы говорили ранее, никакие мирские заботы не могут отвлечь и вывести из себя полагающегося на Аллаха ﷻ, истинно уверовавшего мусульманина. Потому что он смиренно принимает всё происходящее как высшее проявление воли Создателя. Более того, не ослабнет его иман, если рядом оказываются его истинные братья (по вере), на которых он может опереться в нужный час. Когда же начала ослабляться наша вера? Она начала ослабляться с того момента, когда пришла беда к одному брату и не нашлось другого, протягивающего руку помощи в трудный час, когда мы изолировались друг от друга. С того момента, как пошло разобщение мусульман, общество раскололось, пошли раздоры, ослабла вера в наших сердцах.

статья опубликована в номере: 21 (562) / от 01 ноября 2018 (Сафар 1440 г.)
165

Обратите внимание, как произошёл раскол общества в арабских, да и в других странах мира, в целом и в частности. Возьмём ближневосточную Палестину и другие страны её окружения. Это страна, где находится третья по святости мечеть – «Байт уль-Мукаддас».

 

Судьбу этой страны строили совершенно посторонние люди. Она стала яблоком раздора для многих стран. Вмешательство извне по сегодняшний день решает политику и судьбу этой страны. «Вершители судеб мира» создали там свою державу – «ядерную державу». Мусульманские страны, граничащие с этой страной, смотрят по телевизору на беззаконие, творящееся там, на разрушенные здания и трупы людей, при этом рассуждая: «Ах, какая беда, какой гнёт и несчастье, как ущемляют права людей!»

 

Однако представить сложно, что сделали бы другие страны с теми, кто бесчинствует на их земле, если бы всё было наоборот. Никто не задумывался над этим?! Всё потому, что ослабла наша вера. И представьте, насколько она ослабла! Мы те, кого Всевышний поднял Своими божественными законами на такую высоту человечности и имана, те, кому был послан лучший из всех творений – Пророк Мухаммад ﷺ (обладатель высшей степени благонравия и имана), в кого мы превратились сегодня?

 

В кого превратилась сегодня умма (общество) Мухаммада ﷺ, которая была возвеличена Всевышним посредством ислама и имана? Где те мусульмане, которые были благочестивее всех, ревностны по отношению к религии Аллаха ﷻ, покорны и преданны законам Создателя, где те ретивые мусульмане, чья вера в сердцах была крепка как монолит?!

 

Почему нет того рвения в исполнении своих обязанностей и возложенного долга? Опять-таки из-за попустительства и слабости нашей веры. Возьмём простой пример из нашей жизни. Сколько сегодня родителей, которые не могут сказать своей дочери «укрой себя от постороннего глаза, как велит религия»! Сколько отцов, которые не могут заикнуться об этом собственной дочери, когда она ходит с распущенными волосами и в откровенной одежде!

 

Отец не может сделать замечание, потому что лишён этого мужского слова, достоинства и силы; скажем, на много лет вперёд «сам с себя снял мужество и ответственность», каким должен обладать отец семейства. «Уподобился женщине», надев головной убор… Подобным образом он не может сделать замечание сыну, какие бы проступки тот ни совершит, какие бы человеческие законы ни переступит.

 

Отец ведёт себя как животное, которому поперёк горла встала кость – никакого мужества вставить отцовское слово. Такое оскорбительное положение, в которое он сам себя загнал, низко и позорно. Это упадок наших нравов, какими бы достойными людьми нас ни сделал Всевышний изначально. Напрашивается вопрос: мы ли это, потомки тех достойных мусульман, которые жили в эпоху Мухаммада ﷺ?!

 

Известный учёный имам аль-Газали в книге «Ихя’» пишет, что женщины теряют стыд не раньше, чем мужчины потеряют ревность и бесчестие по отношению к Аллаху ﷻ (не раньше, чем перестанут реагировать на потерю этого стыда). Мы никак не возвысимся с помощью Ислама без следования и полной приверженности ему. Сегодня, если нас спросить, в любом населённом пункте мы услышим, как, перебивая друг друга, люди будут говорить о достоинстве и стати своих предков, об их набожности, скромности и следовании религии, о мужестве и уважении, которые они имели в обществе.

 

Но никому в голову не приходит узнать, спросить, как они удостоились такого уважения и почёта, чем они покоряли сердца людей. Так вот, наши предки, о которых мы сегодня так выразительно рассказываем, завоевывали уважение и почёт своей приверженностью и преданностью религии. Они держались за веру своих отцов достойно, их выправка и стать, их мужество и уважительное отношение послужили примером для подражания многим поколениям.

 

Они знали свою веру, следовали её законам, жили, как требует вера, по божеским законам. Обратите внимание на такой факт: в каждом селе или городе у нас имеются школы, где человек проходит общеобразовательные дисциплины и получает общее образование. Не считая других занятий и увлечений, одиннадцать лет он учится в школе, ещё пять-семь лет в институте (в вузе), для того чтобы получить какую-то специальность. Эти знания необходимы ему для этой жизни. И сколько же лет мы должны учиться и учимся ради вечного мира?

 

Какие знания мы получаем по религиозным дисциплинам? Получаем ли вообще? Если какие-то знания и получаем, то это будут знания, приобретённые в примечетских школах некоторых сёл или за несколько лет учёбы (три-четыре года) в исламских заведениях города. И подумайте, какова будет сила имана (веры) в наших сердцах при таком отношении к религиозным знаниям.

 

Как крепчает сила веры человека

 

Естественно, человек обретает внутренние силы, когда он предаётся воле Создателя. Для человека в его мирской жизни Всевышний определил границы (выражения этой силы). Для того чтобы расширить границы своего имана, человек должен иметь крепкую связь со Всевышним и у Него же просить укрепления 
имана в сердце. Всю мощь имана мумин (уверовавший) снискивает у Аллаха ﷻ.

 

Кроме того, он получает силу имана, когда придерживается истинного пути, когда деяния свои приводит в соответствие с жизнью вечной (т.е. поступает так, как велит религия, для получения лучшего исхода в мире вечном). Когда человек полноценно вверяет себя Всевышнему, полагается на Него, рассчитывает, верит и верует, уповает во всём на Творца, то вся жизнь такого человека посвящена Аллаху ﷻ, от Него же человек берёт и силы для претворения в жизнь божественных законов.

 

Это такая вера (иман), ради которой истинные мусульмане (осознанно и с радостью) жертвуют каждым мигом своей земной жизни. Вот пример. Самым благочестивым человеком после Пророка Мухаммада ﷺ, чей иман был совершенен, считается его сподвижник Абубакр-асхаб رضي الله عنه. Во время подготовки похода на Табук (местность, где должна была произойти решающая битва) Абубакр-асхаб رضي الله عنه пришёл, принося в жертву всё своё состояние ради Ислама.

 

При этом своей семье он не оставил ничего. Тогда Пророк ﷺ спросил у него: «Что же ты оставил семье, о Абу-бакр?», Абубакр رضي الله عنه отвечал: «Я оставил своей семье Аллаха ﷻ и Его Посланника ﷺ». Когда Пророк Мухаммад ﷺ покинул этот мир, люди скорбели и убивались, выражая скорбь. Но Абубакр رضي الله عنه стойко и мужественно перенёс такую тяжёлую утрату; словно вбитый гвоздь, он был несгибаем. Каким бы тяжёлым ни было его горе, он был единственным человеком, кто твёрдо указал людям, как правильно принять эту потерю: «Кто поклонялся Пророку Мухаммаду ﷺ, знайте же – он умер. А кто поклонялся Аллаху ﷻ – то Он вечно живой!» – упрекнул он отчаявшихся.

 

Абу-бакр رضي الله عنه сделал многое для единения и сохранения целостности мусульманской уммы, чётко разъяснил вменённые мусульманам обязанности, в частности вопросы закята, вокруг которых возникли жаркие споры после ухода Пророка ﷺ. На каком бы повороте жизненных обстоятельств человек ни расслабится (в вопросах веры), на этом месте он и теряет свои силы (свой иман).

 

И в каких бы моментах ни прибавится его иман, тут же он обретает силу и мощь веры, тут же упрочивается в его сердце сила, проявляющаяся в действиях и поступках в нужный момент жизни. Мы знаем много исторических случаев, когда в один миг разрушались крупнейшие экономические державы. И знаем, как Всевышний сохранял имущество многих богобоязненных, истинно уверовавших мусульман как явный пример для разумеющих потомков.

 

Такими же примерами служат дома Пророка Мухаммада ﷺ и его сподвижников в Мекке и Медине. Это были небольшие хижины или лачуги, которые они мастерили для житья и которые отдавались в дар соседу или родственникам (теми, у кого не было семьи), когда хозяева уходили на газават. «Если вернёмся живыми, можно же новую построить», ¬– рассуждали они. Ещё один пример из истории уверовавших мусульман.

 

Был один человек из числа табиинов (это поколение, следующее за сподвижниками) Сайид бину Мусаййиб. Этот Сайид вошёл в историю как человек, отказавшийся выдать свою дочь замуж за наследного принца Омеядского халифа – правителя мусульман Абдулмалика бину Марвана (за сына Валида). Она была очень богобоязненной девушкой, которая знала наизусть Коран и хадисы.

 

Однако он выдал её за своего богобоязненного прилежного ученика по имени Абу Вадага, который к тому времени уже овдовел и был беден. Сайид бину Мусаййиб, отказав сыну халифа, отдал свою дочь за богобоязненного ученика всего лишь за два дирхема, которые у того остались!.. Знаете почему так произошло? Потому что в то время всё взвешивалось крепостью имана в сердце человека, всё ценилось по качеству богобоязненности. Иман в сердце ценился прежде всего.

 

Он был главным критерием оценки человека, мерилом его достоинства, тем, что поднимало и опускало человека в глазах современников. И обладателей такого имана Аллах ﷻ сделал образцами богобоязненности, примерами покорности для всех последующих поколений. Отсюда мы видим: чем крепче иман в сердце человека, тем сильнее он придерживается религии, тем решительнее отдаляется от порицаемого. 

 

Перевод Халимат Магомедовой
(Продолжение следует)
 

Комментарии

Ширвани
27 ноября 2018 в 16:13

Хвала Аллагьу Господу миров. О Аллагь благослови лучшее Твое творение, любимое Твое создание Пророка Мухаммада и семью его, и сподвижников наилучшим благословением, бесконечное количество раз и даруй им обещанные высочайшие степени в Раю. Амин.

Также в рубрике

Что скрывает от нас жизнь?

Обычно мы точно знаем, как должны относиться к нам окружающие: когда и сколько они должны дать нам внимания,

Сила веры

Нравственные принципы современного общества искажены, они мало чем отличаются от представлений рэкетира,

Сила веры

Жизнь сподвижника Ясира رضي الله عنه является ярким примером глубокого упования на Аллаха ﷻ. Попав в плен к

Cила веры

«Испытания (экзамены) возвеличивают или опускают (цену) человека». Арабская поговорка