28 марта
2024 года
поделиться
Категория: Вопрос - ответ

Нужно ли возмещать фарз-намазы, пропущенные из-за отсутствия воды и почвенной пыли?

1. Становится ли мусульманин неверным (кяфиром), если изза несоответствующего поведения назовёт другого мусульманина неверным? 2. Кто имеет право выдавать замуж удочерённых девочек, если неизвестно, кто их родители? Хотелось бы, чтобы вы разъяснили, считается ли действительным брак, заключённый под опекунством неродного отца, или нет. 3. Нужно ли возмещать фарзнамазы, пропущенные из-за отсутствия воды и почвенной пыли? 4. Дозволены ли деньги, полученные от заведения, где торгуют запретным, если оказать им ремонтно-бытовые услуги (заказ стеклопакетов, натяжных потолков и т. д.)? 5. Написано ли в Коране или есть ли хадис о том, что у Адама u была дочь и это стало началом наследия?

1. Становится ли мусульманин неверным (кяфиром), если изза несоответствующего поведения назовёт другого мусульманина неверным?

Имам ан-Навави в своей книге «Шарх Сахиху Муслим», комментируя хадис, переданный от ибн Умара t, пишет: «Если человек скажет своему брату (в Исламе): “О кяфир (неверный)!”, – это вернётся к одному из них». «Этот хадис из тех, что учёные посчитали неоднозначным, так как его поверхностный смысл заключается в другом.

 

Согласно пути ахлю сунны, мусульманин не становится неверным из-за совершения таких грехов, как убийство и прелюбодеяние. К подобной категории относятся и слова мусульманина своему брату по вере «О кяфир!» без убеждения, что религия Ислам не истина». («Шарх Сахиху Муслим», т. 1, с. 238)

 

Имам аль-Байхаки в своей книге «Шуг’аб альИман», комментируя этот хадис, приводит другую версию, переданную от Абдуллаха ибн Динара t: «Если человек скажет своему брату (в Исламе): «О кяфир!», – это вернётся к одному из них (если тот таков, значит, он заслуживает этого). В противном же случае сказанное вернётся к обвинителю».

 

И приводит слова имама аль-Халими, который говорит: «Когда мусульманин говорит «О кяфир!» другому мусульманину, это можно расценить двояко. Если он имеет в виду, что Ислам, который тот исповедует, – это неверие (куфр), то он сам (обвиняющий) впадает в неверие. Если же обвиняющий подразумевает, что у того скрытое неверие (то есть обвиняемый на самом деле неверующий в Аллаха ﷻ человек, однако выказывает веру из-за лицемерия), то обвиняющий не впадает в неверие.

 

Не впадает он в неверие и в случае, когда говорит эти слова другому, не имея в виду ничего конкретного». («Шуг’аб альИман», №76) Имам Зайн ад-Дин аль-Малибари в своей книге «Фатх аль-Му’ин» пишет следующее: «Кто скажет своей жене: «О неверующая!», имея в виду куфр (неверие) в прямом смысле, в этом случае применимы положения риддата (вероотступничества). Если же он хотел оскорбить её этими словами, то в таком случае развод считается недействительным. Такое же решение насчёт того, кто сказал эти слова, не имея в виду чего-то конкретного». («Фатх аль-Му’ин, с. 518)

 

Заключение: Если мусульманин назовёт другого мусульманина неверным, имея в виду, что религия Ислам, которой тот придерживается, является не истиной, то он сам впадёт в неверие. Если же он имеет в виду что-то другое или не имеет в виду ничего конкретного, он в неверие не впадает.
 

 

2. Кто имеет право выдавать замуж удочерённых девочек, если неизвестно, кто их родители? Хотелось бы, чтобы вы разъяснили, считается ли действительным брак, заключённый под опекунством неродного отца, или нет.

Учёный шафи’итского мазхаба имам ан-Навави в своей книге «Минхадж ат-талибин» пишет: «Если у девушки нет родственника-опекуна, то замуж её выдаёт правитель (в современных реалиях – имам мечети того населеённого пункта, где она находится)». («Минхадж ат-талибин», с. 207) В случае же, если брак был заключён под опекунством неродного отца, то он недействителен, и его необходимо заключить заново с участием опекуна в лице имама.

 

Если же они вступили в близость до того, как выяснили недействительность такого брака, то перед повторным заключением брака ей лучше выждать срок идды (период выжидания после развода или кончины мужа, в течение которого женщина не имеет права выйти замуж за другого мужчину) по случаю сомнительного брака, согласно нижеследующему тексту.

 

Имам Абдуррахман аль-Хазрами в своей книге «Буг’я аль-Мустаршидин» пишет со ссылкой на книгу «Фатава альКурди» следующее: «Можно заключить никях (брак) с той, которая находится в сроке идды от него (этого мужчины), ввиду неокончательного развода, данного им (один или два, но не три), или же из-за сомнительного сношения или недействительного никяха, потому что это его семя, а срок идды выдерживают в том случае, когда семя принадлежит другому. Однако в подобных случаях лучше никях не заключать, пока не завершится срок идды». («Буг’я альМустаршидин», т. 2, с. 382)

 

Заключение: Если неродной отец, выдав себя за родного, не известил об этом имама, который заключал никях, и произнёс слова опекуна девушки при замужестве в качестве родного отца, то в этом случае никях недействителен. И если никях оказался недействительным, а она хочет жить с человеком, за которого ранее её выдали замуж, то нужно обратиться к имаму населённого пункта, в котором она находится. И при определённых условиях этот имам выдаст её замуж с её устного согласия без прохождения срока идды. Что такое срок идды и как его выждать, необходимо уточнить у имама.
 

 

3. Нужно ли возмещать фарзнамазы, пропущенные из-за отсутствия воды и почвенной пыли?

Имам ар-Рамли в своей книге «Нихаят аль-мухтадж» пишет: «Если тот, кто не нашёл воду и землю (почвенную пыль) для таяммума по той причине, что находится в местности, где их нет, или у него есть вода и пыль, но препятствие не даёт ему воспользоваться ими, то он обязан совершить намаз (без омовения и без таяммума) и затем возместить его».

 

Ибн Хаджар аль-Хайтами в своей книге «Тухфат альмухтадж» пишет следующее: «Обязанность совершения намаза даже без омовения обусловлена святостью времени намаза так же, как и в том случае, когда человек не может (найти чем) прикрыть аврат, повернуться в сторону киблы (из-за неспособности определить её направление) и удалить нечистоту». «Подобное решение относится и к тому человеку, на теле которого есть нечистота, удаление которой вызовет у него опасение (усугубить состояние своего здоровья настолько), что надо будет прибегнуть к таяммуму».

 

Заключение: Если перед совершением обязательного намаза нет возможности соблюсти все предусмотренные условия, то его необходимо совершить так, как получается, соблюдая посильные условия, и в дальнейшем при наличии уже всех условий возместить его, следуя всем предписаниям.
 

 

4. Дозволены ли деньги, полученные от заведения, где торгуют запретным, если оказать им ремонтно-бытовые услуги (заказ стеклопакетов, натяжных потолков и т. д.)?

Ибн Хаджар аль-Хайтами в книге «Тухфат альмухтадж» пишет следующее: «Не запрещено вести торговлю с тем, большая часть имущества которого получена запретным путём, а также оказывать ему услуги за плату и т. д. Не запрещено также расходовать и на пропитание и т. д. полученные от него денежные средства». («Тухфат аль-мухтадж», т. 9, с. 389)

 

Ханафитский учёный Ахмад ат-Тахтави в своих субкомментариях пишет: «Не запрещено вести торговлю с человеком, большая часть имущества которого получена запретным путём (но не всё имущество), если точно не известно, что полученное от него – именно из запретного имущества. Однако это нежелательно, так как есть риск, что оно окажется из его запретного имущества». («Хашия ат-Тахтави», т. 1, с. 35)

 

Заключение: Поскольку относительно дозволенности оказания упомянутых услуг среди учёных есть полемика, они однозначно не запрещены. И в этом случае они относятся к нежелательным, а имущество, полученное посредством этих услуг, является сомнительным. Зарабатывать такое имущество не запрещено, но по возможности лучше воздержаться от него.
 

 

5. Написано ли в Коране или есть ли хадис о том, что у Адама u была дочь и это стало началом наследия?

В толковании Корана «Тафсир ат-Табари» говорится, что у Адама u и Хавы рождались лишь двойняшки – мальчик и девочка. Адаму عليه السلام было предписано сочетать браком двойняшек, родившихся раньше, с теми, которые родились позже. Двойняшкам, родившимся одновременно в одной утробе, было запрещено жениться друг на друге.

 

Все пророки и посланники Всевышнего, начиная с Адама u и заканчивая пророком Мухаммадом ﷺ, призывали людей к истинной религии. Вероубеждение, являющееся основой религии, было одинаковым у всех пророков. Однако Шариат – предписание, касающееся поклонений и мирских дел, – у каждого пророка был свой, отличавшийся в зависимости от нужд и потребностей людей, живших в то или иное время. Поэтому Аллах ﷻ каждой общине ниспослал отдельный Шариат. По этому поводу в Коране говорится (смысл): «Каждому из вас

 

Мы установили свой закон (Шариат) и путь» (сура «Аль-Маида», 5/48). Всевышний Аллах сделал дозволенным для детей Адама u бракосочетание друг с другом для того, чтобы размножился человеческий род. А поскольку других людей на земле не было, то необходимость состояла в том, чтобы братья женились на сёстрах (за исключением тех, которые одновременно находились в утробе матери). Это продолжалось некоторое время – до тех пор, пока количество людей не увеличилось, и не осталось необходимости в подобных браках. Позже пришёл запрет на это предписание.