29 марта
2024 года
поделиться
Категория: Религия

Краткое сказание о пророке Шуайбе عليه السلام

Излагаю вам историю о пророке Шуайбе عليه السلام, которую я посчитал нужным выбрать из книг «Хазин», «Араис», «Ас-Сави», «Бадаи». В «Араисе» сказано, что его настоящим именем на языке сирьян было Ятрун. Ибн Исхаком передано, что мать Шуайба عليه السلام была дочерью пророка Лута عليه السلام. Отцом пророка Шуайба عليه السلام, согласно «Араису», был Микаил, сын Яшджара, сына Мадьяна, сына Ибрахим-Халила عليه السلام.

Всевышний послал Шуайба عليه السلام пророком к жителям города Мадьян, которые были потомками Мадьяна. Город был назван в его честь. А теперь посмотрим, что сказано о пророке Шуайбе عليه السلام в «Бадаи», и коротко изложим это. Мадьян, сын Ибрахим-Халила عليه السلام, прожил очень долгую жизнь. Жена его была из амаликитов. Она родила Мадьяну четырёх сыновей.

 

Когда сыновья обзавелись семьями и у них родились дети, их род увеличился. Такое усиление рода амаликитов испугало Мадьяна. Он собрал всех старейшин. Посоветовавшись, они решили построить новый город, чтобы защититься от амаликитов. Все согласились с этим мнением и, исполнив желание деда, собрали силы, построили город и укрепили его.

 

После завершения строительства город в честь деда назвали Мадьяном. Жил в этом городе некий усердствующий в поклонении по имени Санун. Он взял в жёны девушку из амаликитов. Сына, которого она родила Сануну, вначале назвали Ятрун. Но в народе его стали звать Шуайбом. Причиной этому послужило то, что Санун всё время просил Всевышнего: «Аллахумма барик ли фи шуайби», то есть он просил Всевышнего, чтобы его сын рос с баракатом.

 

Так его стали называть Шуайбом (от слова «шуайби»). Наверное, Всевышний услышал мольбу Сануна: Шуайбу عليه السلام был ниспослан баракат, и он стал пророком. После смерти отца Шуайб عليه السلام занял его место. В те времена не было человека столь усердного в богослужении и доброго, как он. Жители же Мадьяна были торговцами. Они скупали зерно и хранили его до тех пор, пока не поднимутся цены, после чего продавали.

 

Сказано, что жители Мадьяна были первыми, кто прибегнул к ихтикару (спекуляция). Ещё говорят, что у них были две мерки: большая и поменьше. Большими они пользовались, когда покупали, а меньшими – когда продавали. При продаже зерна они недовешивали его, а при покупке старались получить больше положенного, то есть обманывали людей как могли. Шуайб عليه السلام не вмешивался в дела торговли.

 

Он пас овец, которые достались ему в наследство от отца, и служил Всевышнему. Однажды, когда Шуайб عليه السلام совершал богослужение, к нему пришёл один незнакомец, поприветствовал его и сказал: «Я пришёл поделиться с тобой, поскольку ты хороший человек». И он рассказал, что покупал сто мерок зерна, а оказалось, что там двадцати мерок не хватает.

 

Оказавшись в затруднительном положении, незнакомец попросил Шуайба عليه السلام помочь ему. Пророк отправился вместе с ним к торговцам и рассказал о том, что произошло между покупателем и одним из них. Но они и слушать Шуайба عليه السلام не захотели и не пожелали вернуть гостю недостачу, нагло заявив, что продавать с недовесом и покупать с перевесом – это их правило. В ответ Шуайб عليه السلام смело возразил, что такой способ торговли не предписан Аллахом ﷻ.

 

Шуайб عليه السلام спорил с купцами, говоря, что они обязаны вернуть гостю недостающее зерно, когда появился Джабраил عليه السلام в человеческом облике и поздоровался с ним. Пророк ответил на его приветствие и спросил, кто он. Джабраил عليه السلام ответил и сказал, что Шуайбу عليه السلام поручено призвать жителей Мадьяна и Айки к единобожию.

 

Получив веление Всевышнего, Шуайб عليه السلام собрал народ Айки и Мадьяна и призвал язычников к Исламу, сказав, что нельзя служить никому, кроме Всевышнего. Он объяснил им, что недовес и недомер в торговле являются харамом, и пригрозил им от имени Аллаха ﷻ. Но эти люди отказались оставить обычаи и верования, которые достались им от предков.

 

В тот день после долгих безрезультатных споров они разошлись и собирались после этого ещё три дня. Но эти встречи ничего не дали, кроме усиления разногласий, после чего все вместе с Шуайбом عليه السلام отправились к правителям. Правители Мадьяна и Айки: Абу Джадхавз, Калман, Сафас, Карашат – все в один голос попросили оставить их богов в покое.

 

Как Утба предложил Пророку Мухаммаду ﷺ отказаться от призыва к Исламу в обмен на власть и богатство, так и цари кяфиров предложили Шуайбу عليه السلام остаться с ними и обещали поделиться с ним своим богатством и властью. Но Шуайб عليه السلام остановил их на полуслове, как Пророк Мухаммад ﷺ Утбу, и рассказал им о бедах, которые были ниспосланы на народы Нуха, Худа, Салиха, Ибрахима и Лута عليه السلام.

 

Тогда Калман поднялся и сказал: «Если дело обстоит так, как ты сказал, и ниспосылаются беды, сделай так, чтобы кусок неба упал на нас, чтобы заговорили наши идолы. Если они уверуют в тебя и засвидетельствуют твою правоту, мы беспрекословно последуем за тобой». Посланник Всевышнего подошёл к идолам и спросил: «Кто ваш Господь? Кто я?» – и весь народ вместе с Шуайбом عليه السلام стал ждать, как же они откликнутся.

 

Идолы ясно ответили: «Наш Аллах ﷻ – это Всевышний, Который сотворил весь мир, а ты, о Шуайб, – посланник Аллаха ﷻ», – и опустили головы. Но тем людям этого показалось недостаточно, они не сдержали слово. Они и не ожидали, что идолы засвидетельствуют правоту Шуайба عليه السلام. Тогда Всевышний наслал на них сильный ветер, и люди разбежались по домам, спасаясь от гибели. В тот день многие последовали за Шуайбом عليه السلام и пришли к единобожию.

 

Это очень не понравилось Абуджаду. Он стал угрожать новообращённым, но Шуайб عليه السلام подбодрил их, сказав: «Не бойтесь его». Обескураженный Абуджад призвал своих помощников и велел собрать сильное войско, чтобы начать войну с последователями Шуайба عليه السلام.

 

Убедившись в том, что они не прислушаются к доброму совету и не встанут на истинный путь, потерявший надежду Шуайб عليه السلام предстал перед Всевышним и сделал безжалостное дуа этому роду. В тот же час подул горячий ветер. Не выдержав его жара, люди в домах спустились в подвалы. Хотя Шуайб عليه السلام и пригрозил им, что на этом всё не закончится, племя продолжало упорствовать.

 

Затем Всевышний послал на это племя множество мух, укус которых был смертельным. Это заставило их забыть о Шуайбе عليه السلام, ибо им теперь было не до вражды с ним. Затем Всевышний ниспослал на них ветер бедствий. Люди разбежались в поисках убежища, а Шуайб عليه السلام кричал им вслед: «Бегством вы не спасётесь, покайтесь!» Но их не вразумили беды, и не было у них другого ответа, кроме как: «Мы не верим тебе и твоему Аллаху ﷻ.

 

Сколько бы бед ни посылалось, всё равно не поверим, увеличивай свои наказания!» Затем чёрная туча окутала племя, и весь мир для них стал темницей. Наползающий мрак нёс с собой невыносимый жар, так их постиг неописуемый гнев Всевышнего. Пророку Шуайбу عليه السلام был ниспослан вахй, в котором ему было велено покинуть эти места вместе с уверовавшими.

 

«Теперь посмотри, как их постигнет Моё наказание», – сказал ему Всевышний и дал знать, что они заслужили кару. Чёрная туча окружила их невыносимой жарой и, словно приручаемых быков, довела до адских мучений; кожа на них сгорела, жар проникал в печень – ещё до Ада они вкусили адские муки. Голос ангела Джабраила عليه السلام, от которого затряслись земля и небо, усилил их муки и положил им конец, не оставив в живых никого.

 

В то время как мушрики (язычники) так мучились, те, кто последовал за Шуайбом عليه السلام, были словно на свадебном торжестве. Они видели всё, что происходило, но их самих ничего не коснулось. Имущество умерших поровну поделили между оставшимися в живых, уверовавшими в Аллаха ﷻ. И Шуайб عليه السلام со своей семьёй в радости и достатке до старости жил в Мадьяне.

 

Обман в торговле нынче стал модой, не племя ли Мадьяна появилось в Дагестане? Как быть с теми, кто не прислушивается к слову алимов, как неверные не прислушивались к пророку Шуайбу عليه السلام? О мусульмане, которые не желают жить по Шариату, как же вас назвать? Что же случилось с земляками имама Шамиля, что они так стремятся в огонь Ада?

 

О люди, которые не страшатся харама и сомнительного, куда же вас приведёт эта торговля? О не насытившиеся богатством, постель из денег ли застелить вам в могиле? О молодые, которые ленятся делать тавбу, разве вы знаете, сколько вам осталось жить? Или же ангел Азраил عليه السلام договорился с вами, что без вашего разрешения вашу душу не заберёт?

 

Интересно, сколько миллионов рублей потребуется для составления такого договора? А возьмёт ли он доллары вместо рублей, интересно, не даст ли он за золото расписку в том, что не заберёт душу? Отвечайте на эти вопросы сами. Если не знаете, спросите у тех, кто знает. Если и так не хотите, живите, как пожелаете; волы познаются, когда телега покатится назад (то есть результат такой жизни станет очевидным на её закате).

 

Торговля – один из самых поощряемых Шариатом способов добывания средств к существованию. Есть группа алимов, которая ставит её на первое место даже по сравнению с земледелием. Есть и условия, определённые Шариатом, которые торговец обязательно должен знать. Поскольку обо всех сказать здесь невозможно, приведу некоторые самые важные из них.

 

Продавец не должен обманывать покупателя, восхваляя свой товар и приписывая ему те качества, которых у него нет. Продавец не должен обманывать покупателя, скрывая недостатки своего товара; не должен произносить ложную клятву; должен избегать недовеса и недомера; нельзя продавать мертвечину. Можно продавать только свою собственность – приобретённое не дозволенным Шариатом способом не становится собственностью.

 

Нельзя торговать даже в мизерном количестве опьяняющими веществами. Даже виноградом нельзя торговать, если известно или есть подозрение, что покупатель изготовит из него вино. Если товар продаётся намного дешевле, чем обычно, покупатель обязан узнать о причине. Хотя сказано, что не следует расспрашивать о происхождении товара, в данном случае это необходимо. А если выяснится, что он – харам, то, согласно Шариату, никто не имеет права покупать его.

 

И деньги, полученные за него, и сам товар не будут дозволенными и для покупателя, и для продавца. Если покупатель не узнает, что купленный им товар – харам, в Судный день ему не придётся отвечать за это. Но имейте в виду, если в организм попадёт яд, то, осознанно это произошло или случайно, вред от него будет одинаковым. Не пора ли очнуться тем, кто привык к этим деяниям, запрещённым Шариатом?

 

Если даже власти предержащие и утратили порядок, нельзя забывать о том, что есть Создатель, справедливость Которого вечна. Если мы в благополучии забудем о Всевышнем – и Он забудет о нас, когда наступит трудный час. Просить Всевышнего освободить от больших бед, когда они уже ниспосланы, будет поздно.

 

О женщины-торговки, не закрывающие волосы и носящие платья без рукавов, как же вы отвратительны! Какое же насилие вы совершаете над собой! Что вам сказать, если у вас не хватает разума, чтобы это понять? Рубли, которые достаются вам путём, запрещённым Шариатом, приносят вам миллионные убытки. Из-за незначительной выгоды, извлекаемой от недовеса в несколько граммов, вы потеряете во много раз больше.

 

Чем человек богаче, тем скупее и беднее его сердце. Такое сердце лишено даже той щедрости, какой обладает бедный. Собирая имущество недозволенным путём, многие неожиданно попадают в ловушку смерти. Говорят, у одного человека была корова, которая утром и вечером давала по одному кали (около 17,5 литра) молока. Каждый день, отправляясь на базар продавать молоко, он разбавлял его водой.

 

Незаметным для глаз обманом торговец превращал свою дозволенную прибыль в запретное. Как следствие этих злополучных монет, вскоре эта корова утонула, и тогда его маленькая дочь сказала: «Папа, наверное, вся вода, которую ты добавлял в молоко, накопилась, и корова утонула в ней». Люди, пострадавшие от вашего обмана в торговле, на площади Арасат (место стояния в Судный день) одержат верх над вами, и за каждые недовешенные граммы там у вас отнимут килограммы.

 

Хотя я и знаю, что говорить вам об этом бесполезно, сердце не даёт покоя, заставляет писать. Поскольку ничем другим я не в силах на вас воздействовать, делаю то, что в силах моих, – даю наставления. Мне жалко вас, о невежественные торговцы, которые не выплачивают закят со своей прибыли. Жалко вашей жизни, которая проходит в непонимании Ислама.

 

Сердце плачет при виде женщин, для которых дороги России стали родным домом; гневаюсь за их безрассудство на них, не знающих страха, хотя времена и ухудшились. Шариат не разрешает женщине отправляться в поездку без махрама даже за дозволенным и даже для совершения повторного хаджа, если она уже выполнила обязательный хадж. Нет закона чище Шариата, нет порядка праведнее, чем тот, что установлен Кораном.

 

Всевышний не чинит несправедливости Своему рабу, Он поясняет всё, что является благом для него. Таков наш Халик (Создатель) – Мабуд (тот, кто достоин поклонения и кому следует поклоняться) всех творений. Имя Ему – Рахман (Милостивый ко всем в этой жизни). Сказано: даже если кто-либо совершит столько грехов, что они заполнят всю землю, и сделает искренне тавбу, то его грехи смоются.

 

И Пророк ﷺ, которому дорога его умма, выполнил все повеления Всевышнего. Затем его халифы и имамы разъяснили установленные границы Шариата. Разумный не переступит эти границы, безумного не убережёт и Шариат. Да одарит Всевышний разумом и приведёт к Исламу тех, у кого нет ума придерживаться Шариата.

 

Астагфируллах, прости за все грехи, за все слова и изречения, в которых Тебя не поминал. Прости за каждый вдох, сделанный в забвении Тебя, за каждый взгляд, направленный на недозволенное, и за услышанное запретное прости.

 

ИЗ КНИГИ «ИСТОРИЯ ПРОРОКОВ» 
ШЕЙХА САИДА-АФАНДИ АЛЬ-ЧИРКАВИ 

Комментарии (1)

  • 03.12.2018
    Хвала Аллагьу Господу миров. О Аллагь благослови лучшее Твое творение, любимое Твое создание Пророка Мухаммада и семью его, и сподвижников наилучшим благословением, бесконечное количество раз и даруй им обещанные высочайшие степени в Раю. Амин.