27 апреля
2024 года
поделиться
Категория: Интервью

Химия сегодня: халяльность чистоты

«…Моем, моем трубочиста чисто, чисто, чисто, чисто…» – даже детские стихи внушают малышам важность опрятности и чистоты. Это и понятно, гигиена – бесспорный залог здоровья. Этому же нас учит религия. Исламское право (фикх) содержит конкретные правила достижения и поддержания чистоты тела, одежды, жилища.

Сегодня химическая промышленность предлагает нам целый арсенал моющих и чистящих средств. Что из этого выбрать мусульманам? Ведь, согласно хадису, «половиной веры» является чистота, и никак не её имитация. Разобраться в вопросе использования мусульманами чистящих средств нам помогает Юсуф Замалиев – эксперт по разработке и внедрению новых видов чистящих и моющих средств (г. Казань), выпускник богословско-теологического факультета Университета «Сельджук» (Турция).

 

– Юсуф, начнём с обычных средств для посуды. В чём их коварство?

– Шампуни, гели и прочие средства для мытья посуды давно в ходу, потому что удобны. На рынке они широко представлены по номенклатуре и по ценам. Но есть проблема. Она в том, что эти привычные для всех средства не смываются полностью: пусть в небольшом количестве, они остаются на обрабатываемых предметах и поверхностях.

 

Действующий ГОСТ 324782013 «Смываемости средств для мытья посуды» допускает, что они могут оставаться на посуде и других обрабатываемых поверхностях в концентрации до 0,1–0,5 миллиграмма на кубический дециметр.

 

В результате, когда мы из чисто вымытой тарелки едим суп или из сияющей чашки пьём чай, вместе с трапезой нам внутрь попадает и часть компонентов моющих средств. Представьте, такое длится годами! Производители не уделяют внимания этой стороне дела. Забота о действительной безопасности средств для мытья посуды связана с заменой их компонентов на совершенно другие, полностью натуральные и безопасные. А это, понятно, требует немалых вложений.


– Иначе говоря, речь идёт о реальной проблеме для здоровья людей?

– Да, причём для здоровья не только физического, но и духовного. Зная, чем помыты чашки-ложки, мы при этом не знаем, что осталось от моющего средства на их стенках и что попадает нам в желудки вместе с едой. А это вполне могут быть частицы сырья животного происхождения.

 

Тут-то и проходит грань, за которой очень возможно столкнуться с сомнительным. А от сомнительного наш Пророк Мухаммад e удерживал мусульман: «Поистине, дозволенное очевидно и запретное очевидно, а между ними находится сомнительное, относительно которого многие люди ясного представления не имеют. Остерегающийся сомнительного сохраняет свою религию и свою честь, а занимающийся сомнительным придёт и к совершению запретного, ибо он подобен пастуху, пасущему около заповедного места своё стадо, которое вот-вот окажется там. Каждый владыка обязательно имеет такое заповедное место, а заповедным местом Аллаха I является то, что Он запретил людям…» (имам аль-Бухари, 2051. Муслим, 1599).

 

– Юсуф, что конкретно в составе средств для мытья посуды может оказаться недопустимым по канонам Ислама?

– Остановлюсь на компонентах, наиболее часто встречающихся в составе таких средств. Например, алкилсульфаты, они же ионогенные ПАВы. Их изготавливают как из растительного, так и из животного сырья. Однако на упаковках и этикетках происхождение не бывает указано.

 

Это основание для сомнения. Глицерин. Один из самых часто используемых компонентов. Он создаёт эффект ухода за кожей рук, спасая от агрессивной среды моющего средства. Глицерин вырабатывается как из растительного, так и из животного сырья. Производители не заявляют, какой именно глицерин они добавили. Вот вам опять сомнительное.

 

– Можно ли говорить, что сегодня формируется запрос на халяльные моющие средства?

– Мусульмане должны иметь возможность пользоваться таким безопасным моющим средством, которое ограждало бы их от сомнительного, выступало бы защитой не только здоровья, но и религии и чести. При этом сама по себе натуральность состава – ещё не решение. Сегодня подобная продукция имеет место. Но, как видно из сделанного выше краткого обзора компонентов, для мусульман пока есть открытые вопросы и по натуральным средствам.

 

Ответы на них вполне может дать появление на рынке халяль-сертифицированного сегмента моющих средств. Мы ответственны за себя и наших близких. Речь идёт не только о здоровье тела, но, главное, о душе, а именно – об отдалении от сомнительного, оберегании нашей чести и религии, о придерживании только ясного и однозначно-дозволенного. В этом контексте реальные перспективы решения вопроса о натуральных халяльных моющих средствах не могут не обнадёживать.


ГУЗЕЛЬ ИБРАГИМОВА