Самопознание и самоуправление личности: проблемы и трудности
Определяющим в самопознании является способность человека поставить самому себе правильный диагноз, как врач ставит диагноз своему пациенту. Известно, что врач, чтобы вылечить телесные болезни, сначала распознаёт их через различные анализы и тщательное обследование, выявляя болезни, а затем приступает к их лечению.
Так и мы, чтобы излечить себя в более широком смысле и особенно душевные болезни, должны выявить в себе и распознать все свои недостатки и пороки через самопознание. На первом этапе суть проблем, трудностей и препятствий самопознания заключается в следующем. Во-первых, большинство людей не придают особого значения своим отрицательным и порочным качествам, а некоторые и вовсе не замечают их у себя.
В основном такая беспечность у многих является следствием высокомерия, эгоизма, самодовольства и надменности. Поэтому высокомерному человеку очень трудно признать наличие в себе негативных сторон характера. Во-вторых, многие люди, если и обнаружили в себе отрицательные качества или недостатки, всячески пытаются дать некое объяснение им, тем самым стремясь оправдать себя в собственных глазах и в глазах окружающих.
А некоторые доходят до того, что не считают свои недостатки и пороки таковыми, тем самым лишая себя возможности самопознания и, как следствие, самоуправления, ориентированного на самосовершенствование. В-третьих, есть такие, которые просто боятся самих себя, и эта боязнь проявляется в признании своих негативов, недостатков и пороков. Они не пытаются познать их суть должным образом, а тем более выявить причины их возникновения.
Такие не понимают, что без осознания своих недостатков нет самопознания и самосовершенствования во всех аспектах саморазвития личности в широком смысле. Следует особо подчеркнуть, что для признания всех собственных негативных качеств, недостатков и пороков требуется определённая смелость, мужество и решительность, в противном случае человек будет постоянно прилагать усилия для оправдания, обеления своих пороков и многое другое – для представления себя в лучшем свете, забыв про самопознание и своё спасение.
Посланник Аллаха ﷺ настоятельно призывал верующих к познанию самих себя, так же поступали великие мусульманские и немусульманские учёные, философы и мудрецы, чтобы через самопознание люди могли стать более высоконравственными и достигали высоких духовных вершин. Они сами, освоив необходимость самопознания, постоянно и настойчиво напоминали людям, что забвение собственной души
ничего не даст человеку, кроме несчастья, проблем и бед.
И настоятельно учили тому, что человек, пока не освоит необходимость самопознания и не начнёт реально заниматься этим, никогда не добьётся больших духовно-нравственных побед. Представим себе, что человек осознал, приступил к самопознанию и выявил все свои недостатки, пороки и отрицательные черты характера. Но этого мало, так как просто их выявить и знать ничего не даст, если над ними не работать по их устранению.
Поэтому главные проблемы и трудности возникают на втором этапе – этапе конкретных действий человека – самоуправления по устранению выявленных недостатков и пороков.
К таким трудностям можно отнести:
1. Нерешительность человека в том, чтобы приступить к самоуправлению.
2. Отсутствие чёткого списка (реестра) своих пороков и недостатков.
3. Ранжирование по важности всех недостатков с целью устранения вначале наиболее важных.
4. Разбивка всех недостатков по направлениям или блокам (семейные, научные, религиозные, хозяйственные, рабочие и т. д.).
5. Определение формы, способа или метода по системному избавлению себя от всего негатива и недостатков, проявляющихся в каждодневных действиях.
6. Наконец, отсутствие самоконтроля (учёта) над зафиксированными и устраняемыми недостатками по реестру в целях выявления, чего удалось добиться (результат), а чего нет, а над последними следует продолжать работать. Процесс самопознания и самоуправления человека – для людей, убеждённых в знамениях, и это единственный и величайший путь личного совершенства, духовно-нравственного развития и познания Всевышнего.
Всевышний Аллах говорит в Коране (смысл): «Мы покажем им Наши знамения по свету и в них самих, пока им не станет ясно, что это есть истина» (сура «Разъяснены», аят 53). В другом отрывке небесного Писания Всевышнего сказано (смысл): «На земле есть знамения для людей убеждённых, а также в вас самих. Неужели вы не видите?» (сура «Рассеивающие», аяты 20–21).
Приведённые аяты свидетельствуют о важности познания человеком самого себя, чтобы через глубину своей души и реальные действия добиться устранения своих недостатков. Эти аяты также свидетельствуют, что в человеке самом есть знамения, и их освоение может стать толчком к постижению истины и познанию Творца всех знамений.
Таким образом, мы ещё раз убеждаемся в том, что человек прежде всего сам должен захотеть, определиться и принять решение по самопознанию и самоуправлению, надеясь в этом на благо и помощь от Всевышнего. По этому поводу Посланник Аллаха ﷺ говорил: «Кому Аллах ﷻ желает блага, тому Он даёт понимание в религии» (аль-Бухари, Муслим).
МУХАММАД-БУКАР ГАМИДУЛЛАЕВ
ДОКТОР ЭКОНОМИЧЕСКИХ НАУК