25 апреля
2024 года
поделиться
Категория: Религия

Награда за искренность веры

«Дела оцениваются только по намерениям…» – эти слова Пророка Мухаммада ﷺ, наверное, каждый из нас должен не просто заучить наизусть, но и сделать девизом своей жизни. И с каждым разом убеждаюсь, насколько мы забываем, начиная свои дела – мирские или во благо религии, что только искреннее намерение позволяет осуществиться, казалось бы, невозможным и фантастическим деяниям.

В этом ключе хочется рассказать о жизни и деятельности выдающегося человека, богослова Дауда Хаджаевича Батчаева (1902–1991 гг.), известного в народе как Дауд-афанди, имама аула Кумыш Карачаево-Черкесской Республики. Герой, патриот, учёный-богослов, богобоязненный и радушный мусульманин, учитель – так его вспоминают все, кто хоть раз сталкивался с этим человеком.

 

Дауд-хаджи Батчаев родился в 1902 году в самом северном из карачаевских селений – Джёгетей, основанном выходцами из аула Карт-Джурт. Именно здесь юный Дауд познал всю тягость жизни горца-скотовода. Он рано потерял мать. Но юный Дауд, воспитанный глубоко верующими родителями, не роптал на судьбу, а смиренно принял волю Всевышнего Аллаха. Крепкая вера в Аллаха I закалила тело и дух мальчика.

 

Возможно, поэтому он избрал для себя путь служения Всевышнему и распространения знаний о религии Ислам. Начал своё религиозное обучение Дауд-хаджи Батчаев в примечетской школе (мектеб), где его обучал устаз Хаджи-Бекир Батчаев, который преподавал основы исламского вероучения и Шариата. Помимо религиозного образования Дауд-хаджи получил начальное образование в светской школе.

 

После учёбы в школе Дауд-хаджи поступает учиться в одно из самых известных в то время исламских образовательных учреждений на Центральном Кавказе – медресе в балкарском селении Кёнделен. После его окончания он отправляется со своими друзьями в Дагестан, где в с. Казанище получает религиозные знания у известного в то время Абусуфьяна Акаева. Вернувшись в родные края, Дауд-хаджи находит тёплый радушный приём родных и близких.

 

Но счастье в семье Батчаевых длилось недолго. Друг за другом ушли из жизни отец и мачеха Дауда-хаджи. В этот сложный период, когда религиозные деятели подвергались репрессиям со стороны советской власти, по просьбе жителей села Учкекен в 1928 году он становится имамом. Невзирая на всю опасность и антирелигиозные гонения, Дауд-хаджи прекрасно справлялся с обязанностями имама, завоевав уважение и признательность жителей села Учкекен.

 

Более того, он всеми силами старался сохранить хрупкий мир между народом и советской властью. Но методы раскулачивания и репрессий стали последней каплей для народа, который ополчился против притеснений и насилия. Дауд-хаджи тоже не остался в стороне и активно отстаивал и защищал позицию своего народа, за что и был арестован 4 апреля 1930 года отрядом по борьбе с бандитизмом и препровождён в пятигорскую тюрьму.

 

Именно здесь ему было предъявлено обвинение в том, что он «…состоял в кулацкой контрреволюционной организации, участвовал в подготовке восстания. 21.03.1930 на собрании агитировал за вооружённую борьбу против советской власти». И 12 мая 1930 года на заседании «тройки» при полномочном представительстве ОГПУ Северо-Кавказского края был оглашён приговор 58-ми жителям Малого Карачая, обвиняемым по зловещей 58-й статье.

 

Имя Дауда-афанди стояло первым в списке 18 осуждённых к пяти годам заключения. Вскоре после суда Дауд Батчаев и его сокамерники были отправлены этапом в один из многочисленных лагерей ГУЛАГа. Пять лет в жестоких условиях тюремного лагеря, где тяжёлая работа и издевательское отношение к заключённым уносили множество человеческих жизней.

 

Но благодаря непоколебимой вере и стойкости Всевышний Аллах сохранил Дауда-хаджи Батчаева. Отбыв срок, он вернулся домой и проживал в доме старшего брата Добая. После возвращения пытался обзавестись хозяйством и создать семью, но постоянные проверки из различных органов не позволяли ему в полной мере насладиться долгожданной свободой.

 

Так он встретил 1941 год и начало Великой Отечественной войны. Дауд-хаджи неоднократно обращался с просьбой отправить его на фронт. Однако местные власти под тем или иным предлогом отказывали ему. В период фашистской оккупации (с августа 1942 по январь 1943 г.) Дауд, как и большинство имамов, призывал сохранять спокойствие и полагаться во всём на милость Всевышнего Аллаха.

 

И потому, когда заигрывающие с горцами оккупанты заявили о беспрепятственном отправлении религиозных обрядов, он вместе со старейшинами посещал вновь организованные мечети. Каждый свой намаз Дауд завершал просьбой ко Всевышнему сохранить народ в горниле войны… Уход оккупантов и восстановление советской власти он, как и все, встретил с воодушевлением.

 

По мере сил он участвовал в восстановлении разрушенного фашистами хозяйства, надеясь, что все беды – народа и его собственные – остались в прошлом. Но его надеждам не суждено было сбыться… В трагический вторник 2 ноября 1943 года, в то время когда всех родных и знакомых Дауда отправляли в неизвестность, 
его судьба была уже решена. По обвинению в отправлении религиозных обрядов в период оккупации он был арестован сотрудниками НКВД и в тот же день препровождён в пятигорскую тюрьму.

 

Здесь он был помещён в камеру под номером 5, где содержались ещё 11 горцев, обвинённых, как и Дауд, в религиозной службе в период оккупации, что расценивалось как сотрудничество с оккупантами и измена Родине. В соседней 6-й камере также содержались 12 человек. Все они были православными священниками и были арестованы по тем же мотивам.

 

Вспоминая о тех днях, Дауд-хаджи рассказывал, каким испытаниям веры он подвергался, находясь в заключении. Однажды всех религиозных деятелей собрали и, бросив на землю Священный Коран, сказали, что того, кто растопчет мусхаф Корана, не расстреляют. Дауд-хаджи даже под страхом смерти не сделал этого. Упав на землю, он обхватил обеими руками Священный Коран и поцеловал его, отказываясь исполнять этот богохульный приказ.

 

Его отвели под конвоем, и он думал, что срок уже пришёл и его непременно расстреляют. Но его не тронули, а были расстреляны другие, которые совершили такой греховный поступок. Когда Дауд-хаджи спросил этих людей из НКВД, почему они так поступили, они ответили, что те, кто сегодня так легко предаёт свою религию, завтра предадут и партию. 

 

Избежав смертного приговора, Дауд был осуждён на 10 лет заключения в соловецком лагере особого назначения. Испытав на себе ужасы заключения, потеряв здоровье, но с крепкой верой во Всевышнего Аллаха, Дауд-хаджи, отбыв срок заключения, вышел на свободу. Вернувшись на родину, имам узнал, что его народ был депортирован в Среднюю Азию, и первым же поездом он выехал в поиске родных брата и сестры.

 

По воле Всевышнего Аллаха Дауд-хаджи нашёл своих родственников, которые уже и не надеялись увидеть его в живых. Тогда же он поселился в семье сестры, которая проживала в селе Чалдовар. Несмотря на плохое здоровье, он всячески старался помогать ей в хозяйстве. Здесь же он встретил свою спутницу жизни Хапсат Урусову, с которой прожил последующие три десятилетия.

 

Она была образованной верующей женщиной, знающей арабский язык и основы Ислама, которым обучала своих земляков. Вернувшись на родину, Дауд-хаджи решил поселиться в ауле Кумыш. Обосновавшись на новом месте, он возобновил свою религиозную деятельность, стал обучать всех желающих религиозным знаниям, писать книги, среди которых – «Мухтасар» по ханафитскому мазхабу. Дауд-хаджи всегда оставался верным Исламу и очень искренним мусульманином.

 

Возможно, благодаря его искреннему намерению Всевышний Аллах дал возможность построить мечеть в родном ауле Кумыш, которая действует и поныне. Это была первая официально зарегистрированная мечеть не только в тогда ещё Карачаево-Черкесской автономной области, но и на всей территории Ставропольского края. До самой смерти Дауд-хаджи Батчаев обучал там детей основам Ислама и чтению Священного Корана. Всевышнему было угодно, чтобы Дауд ушёл из жизни 13 декабря 1991 года. (В статье были использованы материалы из книги Шамиля Батчаева «Батча».)


 АЛИХАН ЛЕПШОКОВ