Великий имам Абу Ханифа ан-Ну’ман ибн ас-Сабит аль-Куфи

«Я прожил рядом с Абу Ханифой пять лет и не знал никого молчаливее его. Но когда его спрашивали о какой-либо проблеме фикха, он говорил так обильно, как течёт река в долине» (80–150 г. по хиджре – мусульманскому летоисчислению) Абу Ханифа встретился с одним из величайших сподвижников Пророка ﷺ Анасом сыном Малика, когда тот приезжал в Куфу, а также обучался фикху (исламскому праву) у выдающегося учёного Хаммада ибн Абу Сулеймана. Будучи ещё молодым, Абу Ханифа отличался богобоязненностью, благородным нравом и стал известным имамом, большим учёным, который отказывался брать плату у правителя, а зарабатывал себе на жизнь торговлей.

статья опубликована в номере: 20 (561) / от 15 октября 2018 (Сафар 1440 г.)
72

Аль Хафиз ибн Хаджар рассказывает, что Абу Ханифа относится к табиинам (тем, кто видел сподвижников самого Пророка ﷺ), ни один из его известных современников не относится к такой великой степени. Мухаммед Бин Юсуф ас-Салихий в своей книге «У’куди Джам’ан» пишет, что Абу Ханифа обучался у четырёх тысяч табиинов.

 

Одним из величайших его учителей был Амер Бин Шарахиль аль-Куфи ашШа’би, который встречался с 500 сподвижниками Пророка ﷺ. Другим его учителем был ‘Ата бин аби Раббах, который встречался с 200 сподвижниками Посланника Аллаха ﷺ. У самого Абу Ханифы было несметное количество учеников.

 

Ас-Салихи пишет в своей книге: «Ни у одного из великих имамов не было такого количества последователей. В поисках знаний в области хадиса и фикха люди приходили к нему из всех уголков исламского мира: 
Мекки, Медины, Дамаска, Басры и всего Аравийского полуострова». Более 800 учеников поимённо автор упоминает у себя в книге.

 

Учёные – о его знаниях в области исламских наук

Абу Юсуф сказал: «Я не видел никого, знающего толкования хадисов более, чем Абу Ханифа». Абдулла ибн Дауд сказал: «Мусульмане обязаны молиться за Абу Ханифу в своих молитвах». Макки сын Ибрахима сказал: «Абу Ханифа был знающим своего времени». Яхъя ибн Насыр ибн Хаджиб сказал: «Я слышал, как Абу Ханифа сказал: “Я храню сундуки хадисов, но огласил малую их часть, которой пользуются люди”». Хасан бин Зияр сказал: «Имам передал четыре тысячи хадисов: две тысячи от Хаммада и две тысячи от остальных шейхов».

 

Знания в области фикха

Уаки’ ибн аль-Джаррах (учитель имама аш-Шафи’и) сказал: «Я не встречал никого более сведущего в фикхе и молящегося лучше, чем Абу Ханифа». Имам аш-Шафи’и сказал: «Кто хочет познать фикх – пусть последует за Абу Ханифой и его учениками, ибо все люди – его “семья в фикхе”».

 

Ещё он сказал: «Кто не читал книг Абу Ханифы – не получит необходимого знания в фикхе». Ан-Надр бин Шумайль сказал: «Люди спали, не ведая о фикхе, и разбудил их Абу Ханифа, разложив, пояснив и упростив его». Джа’фар бин Ар-Рубай’ говорил: «Я прожил рядом с Абу Ханифой пять лет и не знал никого молчаливее его. Когда же его спрашивали о какой-либо проблеме фикха, он говорил так обильно, как течёт река в долине». Ас-Салихи сказал: «Абу Ханифа первым упорядочил фикх и разбил его на разделы, затем этому принципу последовал имам Малик бин Анас».

 

Имам Абу Ханифа советовался со своими учениками

Имам Абу Ханифа не решал спорные вопросы фикха единолично, в его принципах было советоваться с другими учёными. Некоторые вопросы решались в течение месяца и более. Всё это свидетельствует в пользу достоверности мазхаба и минимальной возможности ошибок.

 

Асад бин аль-Фират сказал: «Вместе с Абу Ханифой составляли книги сорок его соратников, в десятке наиболее активных составителей были Абу Юсуф, Зуфар бин аль-Хузайль, Дауд ат-Та’и, Асад бин ‘Амру, Юсуф бин Хамид асСамти, Яхъя бин Закария, тот, который записывал эти книги в течение тридцати лет». Исхак бин Ибрахим сказал: «Соратники Абу Ханифы обсуждали с ним различные вопросы, и если ‘Афия бин Язид при этом не присутствовал, то Абу Ханифа не дозволял решать вопрос без него.

 

Абу Ханифа записал решение тысяч и тысяч вопросов. Считается, что он записал как минимум 83 тысячи вопросов, 38 тысяч из которых – о правилах богослужения, а остальные – о взаимоотношениях.

 

Набожность и поклонение имама

Язид сказал: «Я не видел кого-либо более богобоязненного и более умного, чем Абу Ханифа». Хариджа бин Мус’аб говорил: «На своём пути я повстречал тысячи учёных, но действительных мудрецов видел только трёх или четырёх», – и отметил Абу Ханифу среди них. Абу Муты’ сказал: «Когда я был в Мекке, то каждый раз, когда я делал таваф в ночные часы, я встречал там Абу Ханифу и Суфьяна».

 

Хафс бин Абдуррахман сказал: «Абу Ханифа ночами читал Коран в тридцати рака’атах молитвы». Аль-Касим бин Му’ын сказал: «Абу Ханифа выстаивал всю ночь, перечитывая с плачем один лишь аят (смысл): «Но горечь и ужас часа (судного) – гораздо больше и страшнее». Абдулла бин Мубарак передал, что он сказал Суфьяну ас-Саури: «О отец Абдуллы, как далёк Абу Ханифа от сплетен и злословия!

 

Я никогда не слышал, чтобы Абу Ханифа злословил о своём враге». Суфьян ответил: «Клянусь Аллахом ﷻ, он настолько умён, чтобы не совершать то, что уменьшает его добрые дела». Аль-Хакам бин Хишам ас-Сакафи сказал: «Абу Ханифа был самым надёжным из людей. Правитель хотел вверить ему ключи от казны, пригрозив наказанием за отказ, но он предпочёл наказание людей наказанию Аллаха ﷻ».

 

Сказал Аль-Хасан бин Салих: «Абу Ханифа был очень богобоязненным и сторонился запретного. Он отказывался от многого сомнительного, не говоря о запретном. Я не видел правоведов, более сохраняющих свою душу и своё знание, и всё его имущество было только жизненно необходимым». Сказал аль-Фазиль бин Рияз: «Абу Ханифа был факихом, которого знали как великого учёного и богобоязненного человека.

 

Он был богат и помогал всем, кто просил его о помощи, делился знаниями днём и ночью, выстаивал ночи в молитвах, был молчалив, говорил только по делу и всегда указывал на истину, и отказывался от платы правителя».

 

Сказал Шарик аль-Кадый: «Абу Ханифа больше молчал и много размышлял, был дотошен в фикхе, находил оригинальные решения вопросов, терпеливо относился к ученикам, бедных учеников содержал до конца обучения, а по окончании обучения говорил ученику: «Ты постиг великого богатства познанием разрешённого и запретного». Он был очень умным, редко препирался и спорил, был скромен и молчалив в общении с людьми». 

 

Будни имама

Имам Зуфар сказал: «Я провёл рядом с Абу Ханифой больше двадцати лет и не видел никого добрее и милосерднее к людям. Он всего себя посвятил Всевышнему Аллаху, и все дни проводил в научных исследованиях и обучении людей. Он отлучался только по нужным делам – посещал больных, присутствовал на заупокойных молитвах, помогал нуждающимся, посещал родных или решал свои проблемы.

 

Ночами он уединялся в богослужении, молитве и чтении Корана – так он жил до своей кончины, да будет доволен им Аллах. Абдулла бин Мубарак сказал: «Ни у кого нет больше прав быть имамом, чем у Абу Ханифы, ибо он был богобоязненным, праведным, чистым, мудрым и учёным; он познал столько, сколько ни один не познал своим разумом и сердцем».

 

Его щедрость и пожертвования

Кайш бин Ар-Раби’ говорил про Абу Ханифу, что он занимался торговлей между Куфой и Багдадом и на прибыль покупал необходимое для шейхов, знающих хадисы. Остаток прибыли он передавал им же и говорил: «Расходуйте на свои нужды и хвалите только Аллаха ﷻ, ибо я ничего не дал вам из своего имущества, но милость Аллаха ﷻ мне ради вас, эта вся прибыль принадлежит вам, ибо, поистине, Аллах ﷻ вручил её для передачи вам».

 

Сказал Хафс бин Хамза аль-Курайши: «Когда рядом с Абу Ханифой садился посторонний человек, прежде чем встать Абу Ханифа расспрашивал его, и если у того были нужда, то имам помогал разрешить её, а если тот был болен, то он посещал его, пока они не становились близкими друзьями». Сказал Кайш бин Ар-Раби’: «Абу Ханифа был богобоязненным и учёным, он помогал всем, кто к нему обращался, имел много друзей. И был очень милостив к своим братьям».

 

Его кончина и переход в милость

Аллаха ﷻ Аль-Хатыйб и Абу Мухаммед альХариси передают, что Абу Джа’фар альМансур вызвал Абу Ханифу из Куфы в Багдад и повелел ему стать верховным судьёй над исламскими странами, но Абу Ханифа ответил правителю отрицательно. За что его посадили в тюрьму, и каждый день было велено наказывать его десятью ударами кнута. Измученного наказаниями, его водили по рынкам, и кровь текла с его пяток.

 

В течение десяти дней он испытывал мучения в тюрьме, его почти не кормили и не поили. Спустя пять дней имам скончался в тюрьме. Абу Хассан аз-Зияди рассказывал, что когда имам почувствовал приближение смерти, он сделал земной поклон, и в таком состоянии его душа покинула его благословенное тело. Да смилостивится Аллах ﷻ над этим великим учёным, верным Его рабом, чистым, щедрым и честным! Амин.

МУХАММАД ФАРУК АЗИМОВ
 

Комментарии

02 ноября 2018 в 12:33

Амин йа Аллагь

Также в рубрике

Благочестие имама Абу Ханифы

Во времена имама Абу Ханифы правители мусульман и их наместники нередко поощряли подарками учёных, мастеров

Абу Али ибн Сина

Величайший мыслитель своего времени и отличный теоретик и практик медицины, по книгам которого учились в

Отношение дагестанских учёных к книгам имама Ша’рани

Несомненно, имам Ша’рани (да освятит Аллах ﷻ его душу) сыграл немалую роль в распространении и обновлении

Ибн Сирин (33 – 111 / 653 – 729)

Мухаммад ибн Сирин родился в 653 году (33 г. х.) в освещённой пророческими лучами Медине. Это был период правления