20 апреля
2024 года
поделиться
Категория: Религия

Краткие сведения о пророке Зу-ль-Кифле عليه السلام

Пророк, прозванный Зу-льКифлем عليه السلام (букв. – заботливый, гарантирующий), упомянут в Коране. Есть некоторые разногласия в повествованиях о нём, и лучше Создателя о нём не знает никто. Некоторые считают его праведником, другие – пророком. Есть предание о том, что он мог быть Ильясом عليه السلام, Закариёй عليه السلام или Юшей عليه السلام.

Сказано, что одному из пророков детей Израилевых было ниспослано откровение от Аллаха ﷻ, в котором говорилось, что, поскольку дни его сочтены, он должен выбрать себе преемника, который бы каждую ночь проводил в богослужении, а днём постоянно постился. Третьим условием было, чтобы он не гневался на людей.

 

Тогда пророк собрал всех людей и спросил, есть ли среди них тот, кто может выполнить эти три условия. Все молчали, и тогда вышел один юноша и сказал, что он сможет. Но в этот день юношу отвергли. На следующий день повторили тот же вопрос.

 

И на этот раз все молчали, и опять вышел вперёд тот же юноша с тем же ответом. Тогда пророк выбрал юношу преемником, и он стал править народом. В книге «Араис» сказано, что пророком, назначившим юношу наследником, был Альяса عليه السلام. Есть также предание в «Ас-Сави» (тафсир), что этим юношей был Башир عليه السلام, сын Айюба عليه السلام.

 

Юноша (Башир) исправно выполнял условия, поставленные перед ним: ночи проводил в бдении, днём постился, без гнева правил людьми и судил их. Шайтан, который ненавидит людей, поглощённых служением Всевышнему, ищет возможность привлечь их на свою сторону. Из зависти он пытается искушать даже пророков. Иблис трижды испытывал этого пророка, чтобы проверить, сумеет ли он сдержать обязательство не сердиться.

 

Спал Башир в течение суток только в обед, ибо лишь тогда у него находилось время для этого. Три дня подряд во время обеденного сна иблис приходил к нему за решением в образе старца, попавшего в затруднительное положение, и не давал ему покоя. Но тот спокойно его выслушивал, вежливо с ним говорил, и иблис потерял надежду рассердить юношу, после чего, согласно «Ас-Сави», «Рух альБайану», «Хазину» и «Араису», его и прозвали Зу-ль-Кифль عليه السلام.

 

А в книге «Бадаи» о нём говорится по-другому, как поведал Каб аль-Ахбар. Когда умер пророк Айюб عليه السلام, 
один неверный царь – Лам, сын Даама, отправил письмо сыновьям Айюба عليه السلام, где выразил желание жениться на их сестре. Но братья отказали ему, сказав, что в их религии не приняты браки с неверными.

 

Они написали ответное письмо такого содержания: «Если ты на самом деле хочешь жениться на нашей сестре, то прими нашу веру». Этот отказ очень задел царя, и между ним и сыновьями Айюба عليه السلام зародилась вражда. Обе стороны собрали войска и начали готовиться к войне. После серии поединков войска сошлись в сражении, и армия Хавмила была разбита, а Башира عليه السلام, сына Айюба عليه السلام, взяли в плен. Войско царя тоже понесло значительный урон.

 

Царь решил повесить Башира, но был согласен отпустить его за выкуп. Хавмил собирался заплатить за брата, и Башир стал гарантом уплаты выкупа. Но Хавмилу приснился сон, в котором кто-то неизвестный сказал ему: «Не отдавай выкуп и не беспокойся за брата, и царь тот примет Ислам». После растолкования сна, посовещавшись, Хавмил передумал отдавать выкуп за брата. Узнав об этом, царь разозлился и велел вырыть яму, чтобы сжечь Башира.

 

Воины царя вырыли яму, в ней разожгли огромный костёр, бросили в него Башира и стали наблюдать. Но всем собравшимся на удивление, огонь даже не коснулся Башира. Больше всех удивился сам царь, воскликнувший: «Посмотрите на колдовство Башира!» Но, несмотря на увиденное необычное явление, царь не принял веру, ибо срок для этого ещё не наступил.

 

«О царь, мы не колдуны! Нашему деду Ибрахиму عليه السلام тоже не навредил огонь Намруза. И нас, его потомков, Всевышний хранит от огня», – ответил ему Башир. При этих словах сердце царя смягчилось, его коснулась милость Аллаха I, и он принял Ислам. Сыновья Айюба عليه السلام сделали его своим зятем, выдав за него сестру. Поддержав Ислам, он стал воевать против неверных.

 

Поскольку Башир был гарантом выкупа, Лам прозвал его Зу-льКифль عليه السلام. Хавмил, по воле Всевышнего, отправил Зу-ль-Кифля عليه السلام пророком к народу Шама. А Лам вместе с Хавмилом были предводителями войска в газавате. Тем временем умер Хавмил, вслед за ним скончался Зу-льКифль, затем и Лам. Шамом до времени Шуайба عليه السلام завладели амаликиты.

 

 ИЗ КНИГИ «ИСТОРИЯ ПРОРОКОВ» 
ШЕЙХА САИДА-АФАНДИ АЛЬ-ЧИРКАВИ