Люди, о прощении которых трижды просил сам Пророк Мухаммад
Не возникает сомнения, что коллективный намаз, совершённый в мечети, намного ценнее, и за него человек получает больше вознаграждения – как минимум в двадцать семь раз больше, чем за индивидуальный намаз. Однако у коллективного намаза в мечети или в других местах есть ещё и отдельные достоинства.
Пребывание человека в рядах молящихся во время произнесения имамом вступительного такбира имеет свою ценность, и за это молящийся получает отдельную награду. Подобных примеров можно привести ещё много, но в этой статье мы ограничимся одним таким деянием. Как мы написали выше, за пребывание в рядах молящихся во время произнесения вступительного такбира человек удостаивается большего вознаграждения.
А если молящийся находится ещё и в первом ряду, то он войдёт в число тех людей, за которых Пророк Мухаммад ﷺ прочитал особую мольбу. По этому поводу существует множество достоверных хадисов. Некоторые из них приведём здесь.
От ʻИрбаза ибн Сарийя передаётся: «Посланник Аллаха ﷺ трижды просил о прощении для тех, кто совершал намаз в первом ряду, а для тех, кто совершал намаз во втором ряду, он просил о прощении дважды» (ат-Тирмизи, Ибн Маджа).
Ценность пребывания в первом ряду во время совершения коллективного намаза описывается и в других хадисах Посланника Аллаха ﷺ. Передают со слов Абу Хурайры رضي الله عنه, что Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Если бы люди знали о награде, которая ждёт тех, кто оглашает азан и находится в первом ряду во время совершения коллективного намаза, и не нашли бы иного пути, чтобы решить, кто станет оглашать азан и кто займёт места в первом ряду, кроме жребия по стрелам, они обязательно прибегали бы к этому» (аль-Бухари, 615; Муслим, 437; анНасаи, 2/23).
Жребий по стрелам представлял собой такой способ решения споров, при котором участники писали свои имена на стрелах, а потом вытягивали одну из общей связки. Такой способ жребия был широко распространён в доисламской Аравии. Эти слова Пророка ﷺ ещё раз подчёркивают важность первого ряда и значимость совершения джамаат-намаза в первом ряду, и он даже допускает из-за этого возникновение спора, который
невозможно решить без вытягивания жребия.
В хадисе, переданном имамом Абу Даудом, сообщается, что аль-Бара ибн ‘Азиб رضي الله عنه сказал: «Обычно Посланник Аллаха ﷺ проходил между рядами из конца в конец, брал нас за плечи, касался груди и говорил: "Не нарушайте единообразия, иначе сердца ваши придут к расхождениям!" и он часто говорил: "Поистине, Аллах I и
ангелы Его благословляют первые ряды"» (Абу Давуд, 664).
В другой версии этого хадиса, которую приводит ан-Насаи в книге «Сунан аль-Кубра» со слов аль-Бары ибн ‘Азиба رضي الله عنه, сообщается, что Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Поистине, всевышний Аллах и ангелы Его благословляют передние ряды в коллективном намазе» (ан-Насаи, 885). Согласно этой версии, Всевышний Аллах и Его ангелы благословляют не один только первый ряд, а все передние ряды.
Мудрость того, что совершающие джамаат-намаз в первом ряду удостаиваются особого вознаграждения, заключается в том, что они ближе других находятся к имаму. К тому же, для того чтобы занять место и обрести благодать пребывания в первом ряду, зачастую необходимо приложить определённые усилия, например прийти в мечеть заблаговременно, раньше других, желательно ещё до азана.
При этом, сделав намерение совершить и’тикаф в доме Аллаха I в ожидании намаза, человек в это время получает вознаграждение даже за обычное пребывание в мечети. Да одарит нас Всевышний стремлением к совершению коллективных намазов в мечетях в первых рядах! Амин.
НУРМУХАММАД ИЗУДИНОВ
Комментарии (1)