25 апреля
2024 года
поделиться
Выпуск: 529, Рамадан
Категория: Религия

Уважай постящихся

Ас-саламу алейкум, уважаемые читатели! Как известно, при Муфтияте РД функционирует отдел фетв, куда с вопросами может обратиться любой человек, более того, их можно отправить и в электронном формате. В отдел поступил вопрос, который является актуальным именно в месяц Рамадан. Итак, вопрос: дозволено ли открывать заведения общественного питания днём в месяце Рамадан?

– Соблюдение поста в месяце Рамадан – четвёртый столп Ислама. Всевышний разрешил не поститься тому, у кого есть уважительная причина, до тех пор, пока причина не устранится. Однако пропустивший пост обязан возместить его до наступления следующего Рамадана. Всевышний в Коране сказал (смысл): «Тот из вас, кого застанет этот месяц, должен поститься. А если кто болен или находится в пути, то пусть постится столько же дней в другое время. Аллах   ﷻ желает вам облегчения и не желает вам затруднения. Он желает, чтобы вы довели до конца определённое число дней и возвеличили Аллаха  ﷻ за то, что Он наставил вас на прямой путь. Быть может, вы будете благодарны» (сура «Аль-Бакара», аят 185).

Пророк e предостерёг от проявления небрежности в отношении соблюдения поста и сказал в хадисе, переданном от Тирмизи, Абу Давуда, ан-Нисаи и Ибн Хузайма в своём «Сахихе»: «Тот, кто, не будучи больным или не имея другой уважительной причины, пропустит один день поста месяца Рамадан, не сможет возместить его, даже если будет держать пост всю жизнь непрерывно». 

Предостережение Пророка e не ограничивается лишь несоблюдением поста, оно распространяется и на содействие в нарушении поста другим человеком, то есть предоставление пищи другому человеку днём месяца Рамадан, будь то мусульманину или немусульманину. Тот, кто содействует в несоблюдении поста другим человеком без уважительной причины, рассматривается в Исламе как его соучастник в грехе. Любой поступок, который приводит к запретному, также является запретным.

Ибну Хаджар в своей книге «Тухфатуль Мухтаж» пишет: «Также запрещается продавать свежие финики и виноград виноделу, то есть запрещается продавать что-либо кому-либо, если есть предположение, что покупатель приготовит из этого вино или другой опьяняющий напиток».  

Абдул Хамид аш-Ширвани в своём хашияте к «Тухфатуль Мухтадж», комментируя эти слова Ибну Хаджара, пишет: «…мусульманину также запрещено угощать немусульманина, достигшего совершеннолетия, днём месяца Рамадан. Также запрещено продавать ему пищу, зная или предполагая, что он будет принимать её днём, согласно фетве, которую вынес наш шейх Аш-Шихабу ар-Рамли. Поскольку в этом есть содействие в совершении греха, учитывая, что, согласно авторитетному мнению, обязанность соблюдения второстепенных норм Шариата возлагается и на неверных».

Большинство учёных ахлю сунны едины во мнении относительно того, что обязанность соблюдения второстепенных норм Шариата возлагается и на немусульман. Авторитетный учёный ханбалитского мазхаба Ибну Наджар аль-Футухий в своей книге «Шарх аль-Кавкаб» пишет: «…согласно мнению имамов Ахмада и аш-Шафии, учёных-ашаритов, Абу Бакра ар-Рази, Аль-Кархи и авторитетному мнению мазхаба Малика, которое передают Аль-Кади Абдуль-Ваххаб и Абуль Валид аль-Баджи, обязанность соблюдения второстепенных норм Шариата, таких как намаз, пост, закят и другие, возлагается и на немусульман». 

То же самое утверждают имамы мазхаба Абу Ханифы. Так, Ибну Абидин в своём хашияте пишет: «…согласно достоверному мнению (асах), на неверных возлагается обязанность соблюдения второстепенных норм Шариата». 

Из вышесказанного следует, что нельзя в дневное время месяца Рамадан угощать мусульманина, а также немусульманина, если вы полагаете или знаете, что у него нет причины, которая дозволяет отпускать пост. А если вы сомневаетесь в этом, то вам нежелательно его угощать, пока не узнаете, что у него есть уважительная причина. Если же известно, что у него есть причина, которая дозволяет отпускать пост, то вам разрешено его угощать, даже если сами поститесь. 
Аллах ﷻ знает лучше.