24 апреля
2024 года
поделиться
Выпуск: 529, Рамадан
Категория: Религия

Имам Бухари (194–256 / 810–870)

Наверное, трудно найти среди мусульман, в какой бы части земли они ни жили, человека, не слышавшего о книге «Сахих аль-Бухари» – сборнике достоверных хадисов Мухаммада Бухари. По мнению подавляющего большинства мусульманских богословов, эта книга признана самой достоверной книгой после Священного Корана и с самого первого дня составления стала основополагающим трудом в области исламского права. Она до сих пор держит пальму первенства среди сборников достоверных хадисов Пророка Мухаммада ﷺ. Но кто же был автором столь возвеличенного во всём исламском мире труда?

Мухаммад ибн Исмаил ибн Ибрахим ибн Мугират ибн Бардизбах,

прославившийся в дальнейшем как имам Бухари, родился в городе Бухара (Узбекистан) в 810 г. (194) году хиджры. Отец будущего хадисоведа умер, когда он ещё был ребёнком, и вся тяжесть воспитания маленького Мухаммада и его старшего брата легла на хрупкие материнские плечи. 

Но на этом беды в семье будущего учёного-мухаддиса не закончились. Вскоре после кончины отца потерял зрение и полностью ослеп маленький Мухаммад. И матери стало вдвойне трудней. 

Мать будущего имама была очень набожной и богобоязненной женщиной, понимавшей, что всё происходит по воле Всевышнего Аллаха, и смиренно стала просить у Него избавления сына от слепоты. Искренняя и постоянная мольба любящей матери не осталась без ответа.

Мать Бухари увидела сон, в котором к ней пришёл Пророк Ибрахим ﻋﻠﻴﻪﺍﻟﺴﻼﻡ  и сказал: «Благодаря твоим обильным и святым мольбам Всевышний Аллах вернул твоему сыну зрение». Утром выяснилось, что сон был вещим, и глаза маленького Мухаммада выздоровели. 

Став зрячим, Мухаммад получил большие возможности в жизни. Будучи проницательным, умным и сообразительным мальчиком, обладающим к тому же феноменальной памятью, будущий мухаддис уже в 7-летнем возрасте выучил весь Священный Коран наизусть. К 10 годам он знал несколько тысяч хадисов Пророка Мухаммада ﷺ, а к 16 годам юный Бухари в знании Ислама мог соперничать с маститыми богословами не только Бухары, но и других крупных городов Азии.

Исчерпав все возможности получения знаний в Бухаре, шестнадцатилетний юноша в сопровождении матери и брата отправился в Священную Мекку. Совершив хадж, старший брат с матерью вернулись домой, а влюблённый в хадисы Пророка ﷺ Мухаммад Бухари остался на святой земле пополнять багаж исламских знаний. Стоило один раз услышать хадис или прочитать книгу, как Бухари запоминал эту информацию на всю оставшуюся жизнь. 

Четыре следующих года будущий имам занимался изучением хадисов Пророка Мухаммада ﷺ в Мекке и Медине, обучаясь у самых знаменитых мухаддисов того времени. Но и здесь жажда знаний будущего мухаддиса не могла быть утолена полностью, хотя эти города и являются главными святынями для всех мусульман, где всегда были сосредоточены большие исламские центры образования. Желание узнавать всё новые изречения Пророка Мухаммада ﷺ приводили молодого учёного в столицу Халифата того периода – Багдад. Он неоднократно отправлялся в крупные города мусульманского Востока – Балх и Басру, побывал в Каире, Дамаске, Нишапуре, Самарканде, Куфе, посетил ещё ряд городов Аравии, Ближнего и Среднего Востока. Желая услышать хадис от первоисточника, Бухари мог, несмотря ни на какие трудности, предпринять далёкое путешествие. 

Учителя

Посещение таких крупных центров исламских наук дало Бухари возможность черпать знания у величайших богословов Ислама своего времени. Его учителя исчислялись не десятками, а сотнями. Преподавателями Бухари были такие великие учёные-мухаддисы, как Ахмад ибн Ханбал – основатель собственного мазхаба и величайший знаток хадисов, Али ибн аль-Мадини – учёный-хадисовед иракской Басры, Исхак ибн Рахувейхи – один из видных учёных-богословов и хадисовед, и многие другие. Всего же, по признанию самого Бухари, за всю жизнь он изучал шестьсот тысяч достоверных хадисов у 1080 учёных-мухаддисов своего времени. 

Испытание

Именно в этот период, когда слава о Бухари как о человеке, знающем наизусть сотни тысяч хадисов и способном перечислить всю цепочку их передатчиков без единой запинки и ошибки, стала распространяться повсеместно, учёный подвергся такому серьёзному испытанию, которое поставило на кон весь авторитет молодого учёного.

Когда Бухари временно остановился в столице Халифата того времени, Багдаде, люди, наслышанные о его многочисленных достижениях и качествах, которые приписывала ему молва, решили проверить молодого богослова. Для этого они выбрали сто различных изречений Пророка Мухаммада ﷺ и, поменяв местами цепочки передатчиков и сами тексты хадисов, выбрали десять людей, которые и прочитали их таким образом молодому богослову. 

Чтобы увидеть результат этого эксперимента, со всего города и из других мест собралось большое количество людей. Всем было интересно увидеть, чем всё закончится.
Когда зачитывались подтасованные хадисы, имам Бухари отвечал однообразно: «Я такого хадиса не знаю». 
Когда Бухари говорил, что не знает такого хадиса, учёные понимали суть происходящего, а простой народ думал, что юноша попросту не узнал хадис. И ведь действительно, это был изменённый хадис, которого на самом деле не существовало. Но вскоре учёный доказал свой статус большого знатока хадисов Пророка ﷺ.
После того как учёными были прочитаны все хадисы, слово взял Бухари. «Хадис, который ты рассказал, передал не этот передатчик, а вот этот… Вот этот отрывок не из этого хадиса, а из того-то…» – так аль-Бухари расставил по местам все сто хадисов и их передатчиков и ни разу не ошибся. После этого все признали учёность Бухари, и он возвысился в глазах как учёных, так и простого народа, который признал, что молодой человек по праву носил имя «Имам Бухари». 
С честью пройдя столь трудное испытание, имам Бухари доказал всем, что его не зря называют «повелителем правоверных в хадисоведении».

Книгописание

За свою жизнь Бухари написал более 20 книг. Когда имам Бухари начал заниматься их составлением, ему было всего 18 лет. Первыми трудами, написанными молодым учёным, стали «Кадаяс-Сахаба ва т-Табиин» о сподвижниках Пророка Мухаммада ﷺ и их современниках табиунах. Кроме того, он написал  10-томный труд «Тарих аль-кабир», включающий в себя биографические справки об учёных-богословах. 
Примечательно, что обе эти книги Бухари составлял при свете луны, так как все унаследованные им от отца немалые средства он потратил на пути Аллаха I, не оставив ничего на будущее.

Продолжение следует…

Махач Гитиновасов