23 апреля
2024 года
поделиться
Категория: Вопрос - ответ

Пророк ﷺ при омовении протирал уши и шею?

1. Мы стали совершать намаз и держать уразу только в 90-х годах, когда появилась свобода вероисповедания. У нас накопилось огромное количество пропущенных намазов, уразы. Очищает ли принятый хадж от грехов за эти невыполненные намазы и несоблюдённые посты? 2. Пророк ﷺ при омовении протирал уши и шею? 3. Можно ли мужчине работать массажистом для пациентов противоположного пола? 4. По окончании намаза после «салама» говорят: «Астагфируллах (3 раза)! Аллахумма, антас-саляму ва минкас-салям, табаракта йа заль-джаляли валь-икрам». Поднятие рук при этом соответствует сунне Пророка ﷺ? 5. После омовения одобряется совершить намаз-нафиля в два ракаата. Рекомендуется ли читать его и тогда, когда омовение выполняется для совершения какого-то другого (обязательного или добровольного) намаза? 6. С какого возраста мусульманка должна носить хиджаб (одежду, прикрывающую всё тело, за исключением овала лица и кистей рук)? 7. Расскажите, пожалуйста, портит ли пост глотание мокроты.

1. Мы стали совершать намаз и держать уразу только в 90-х годах, когда появилась свобода вероисповедания. У нас накопилось огромное количество пропущенных намазов, уразы. Очищает ли принятый хадж от грехов за эти невыполненные намазы и несоблюдённые посты?

Необходимо искренне раскаяться в несовершении этих намазов и постов и в срочном порядке возместить их, если они были пропущены без причины. Если же не совершали по причине – например, по забывчивости, из-за болезни и т.д., то и в этом случае нужно всё возместить, но не в срочном порядке. Ни хадж, ни любое другое богослужение не могут снять с вас ответственности за возмещение намазов и поста.

 

Известный учёный шафиитского мазхаба адДимятию, в своей книге «Ианату ат-Талибин» (т. 3, с. 135) пишет, что относительно того что принятый хадж очищает от всех грехов, среди учёных есть разногласия. Некоторые говорят, что принятый хадж очищает от всех грехов, другие учёные говорят, что он очищает только от малых грехов. Поэтому вам необходимо сделать искреннее тавбу (раскаяние), возместить намазы и посты и только после этого надеяться, что Всевышний простит вас.
 

 

2. Пророк при омовении протирал уши и шею?

Ибну Хаджар аль-Хайтами в своей книге «Тухфат ульМухтадж» (т. 1, с. 233) пишет, что желательно (суннат) во время омовения протирать уши с внутренней и наружной сторон. Передаётся, что Абдуллах ибн Амр رضي الله عنه, рассказывая о том, как согласно сунне совершить омовение, говорил: «Затем он (Посланник Аллаха ﷺ) обтёр голову и вставил указательные пальцы внутрь ушей, а большими пальцами проводил за ушами» (Абу Давуд и ан-Насаи, Ибн Хузейма). Насчёт протирания шеи имам ан-Навави в своей книге «Аль-Маджму’» (т. 1, с. 489) пишет, что в шафиитском мазхабе более аргументированным является мнение, что что это не является желательным.

 

3. Можно ли мужчине работать массажистом для пациентов противоположного пола? 

«Ибн Хаджар аль-Хайтами в своей книге «Тухфат уль-Мухтадж», т. 7, с. 201, пишет, что запрещено трогать участки тела (даже через одежду), на которые запрещено смотреть, вне зависимости при этом, есть страх возникновения непристойных мыслей или нет». Делать массаж представителям противоположного пола также запрещено, если даже он делается через одежду, в перчатках.

 

В случаях крайней необходимости для лечения заболевания разрешается прибегнуть к услугам массажиста противоположного пола при условии: – если невозможно найти такого же уровня массажиста своего пола; – если при таком массаже массажист не будет без необходимости смотреть на оголённые запрещённые участки тела, на которые запрещено смотреть; – если при этом в помещении, в котором делают массаж, присутствует третье лицо, присутствие которого снимает запрет уединения с противоположным полом.
 


 
4. По окончании намаза после «салама» говорят: «Астагфируллах (3 раза)! Аллахумма, антас-саляму ва минкас-салям, табаракта йа заль-джаляли валь-икрам». Поднятие рук при этом соответствует сунне Пророка
?

Известный учёный шафиитского мазхаба Шамсуддин ар-Рамли, в своей книге «Нихаят аль-мухтадж» сказал: «Является сунной (желательным действием) в намазе поднятие рук при чтении кунута («махдины») и в других мольбах (дуа), следуя Посланнику Аллаха ﷺ». (Имам аль-Байхаки) Хадис о желательности поднятия рук в мольбах (дуа) вне намаза передали имамы аль-Бухари и Муслим, а также другие.

 

Об этом также пишет имам ан-Навави в книге «АтТахкик»: «Желательно поднимать руки в каждой мольбе вне намаза и затем протирать ими лицо». («Ат-Тахкик», стр. 278, 279) В другом своём известном труде «Аль-маджму’» имам ан-Навави, перечисляя правила и адабы совершения дуа, сказал: «Из адабов мольбы является совершение её в благословенные промежутки времени, в ситуациях и местах, когда Всевышний принимает мольбу, а именно: обращение в сторону Киблы, поднятие рук и проведение ими по лицу после завершения мольбы, понизив голос, вслух, но негромко». («Аль-мажму’», том 4, стр. 656)

 

Заключение: Практика поднятия рук во время мольбы, будь это в намазе или вне намаза, и протирание ими лица после мольбы вне намаза верна и является сунной. Посланник Аллаха ﷺ рекомендовал данное действие и сам практиковал его, как передано это в достоверных хадисах. В вашем вопросе приведены азкары, а не дуа, поэтому поднимать руки во время чтения этих азкаров не является сунной.

 

5. После омовения одобряется совершить намаз-нафиля в два ракаата. Рекомендуется ли читать его и тогда, когда омовение выполняется для совершения какого-то другого (обязательного или добровольного) намаза?

Каждый раз после совершения омовения желательно выполнить суннат-намаз (намаз-нафиля после омовения). Однако этот намаз считается исполненным, если после омовения совершить любой обязательный или желательный намаз. («Фатх уль-муин»)
 

 

6. С какого возраста мусульманка должна носить хиджаб (одежду, прикрывающую всё тело, за исключением овала лица и кистей рук)?

При достижении детьми возраста семи лет родители обязаны требовать от них соблюдения всех обязательных норм Шариата, в том числе надевать хиджаб. За несоблюдение детьми этих норм Шариата на детях нет греха, но родителям будет грех из-за того, что не дали детям должного религиозного воспитания и из-за несоблюдения ими без причин всех этих требований.

 

При достижении возраста совершеннолетия мусульманка обязана в присутствии представителей противоположного пола закрывать аврат, т.е. все тело, кроме лица и кистей рук. «Но это не означает, что до совершеннолетия разрешается смотреть на её аврат, т.е. смотреть на её аврат запрещено при достижении возраста в котором к ней обычно, мужчины с здоровым мышлением испытывают страсть, даже если она несовершеннолетняя». («Нихаятуль Мухтадж»)
 

 

7. Расскажите, пожалуйста, портит ли пост глотание мокроты.

Ибну Хаджар аль-Хайтами в своей книге «Тухфат альмухтадж» пишет: «Согласно более аргументированному мнению, если откашляться и выплюнуть мокроту, выходящую из носоглотки или бронхов, пост не нарушается, так как выход мокроты часто повторяется. Однако в таком случае желательно (сунна) этот пост возместить, как желательно возмещать и те посты, относительно нарушения которых есть известная полемика среди учёных.

 

А если мокрота без отхаркивания сама ушла в полость желудка или же вышла вместе с кашлем или другим способом и постящийся выплюнул её, то от этого пост не нарушается однозначно. А если проглотить мокроту после того, как она достигла ротовой полости выше середины гортани (а это место, где образуется буква ‘Ха [ﺡ] и выше), имея возможность её сплюнуть, то однозначно пост нарушается.

 

Если мокрота вышла из носоглотки и попала в ротовую полость, следует откашляться и выплюнуть эту мокроту по возможности так, чтобы ничего от этой мокроты не попало внутрь. Если же он оставит мокроту в том же месте (в месте образования буква ‘Ха), имея возможность выплюнуть её, и она пройдёт в полость живота, то, согласно более аргументированному мнению, пост нарушается из-за халатности постящегося». [См.: «Тухфат аль-мухтаж», т. 3, с. 399]